Вторник, 17:39 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » 2017 » Март » 28 » Николай Ге - страсти по искусству

Николай Ге - страсти по искусству

19:30
Николай Ге - страсти по искусству

В 1974 году по швейцарскому блошиному рынку в поисках интересных вещиц прогуливался коллекционер Кристоф Больман. Его внимание привлекли полсотни рисунков, объединённых одной темой и надписями на кириллице. Идентифицировать приобретённые работы долго не удавалось. И только в конце 80-х случайно родилась подтверждённая впоследствии догадка: эти рисунки принадлежат перу российского живописца Николая Николаевича Ге.

Потомок французского дворянина, детство которого прошло в Воронеже, а юность в Киеве, в 19 лет бросает физико-математический факультет Петербургского Университета и поступает в Академию художеств. Молодой человек мечтает писать как Карл Брюллов и Поль Деларош. Первые его работы и по технике, и по содержанию действительно напоминают творения этих мастеров. Например, конкурсная картина «Саул у Аэндорской волшебницы», за которую Николая Ге награждают золотой медалью и длительной заграничной поездкой.

Начинающий художник путешествует по Германии, Швейцарии, Франции и на целых 13 лет остаётся в Италии. Здесь он изучает историю, древнее искусство создания фресок и выкладывания мозаичных панно , копит впечатления, сюжеты и идеи. Здесь у него с супругой рождаются двое сыновей. А вот собственные художественные творения Николая Ге не радуют: эскизы задуманных картин он считает крайне неудачными и даже сомневается в своём таланте. Тогда он начинает просто писать с натуры различные этюды, портреты, пейзажи, читает религиозные книги. Так, где-то на стыке обыденной жизни и Святого Писания в 1863 году создаётся гениальная работа «Тайная вечеря». За одну эту картину Николай Ге, не будучи академиком, становится сразу профессором исторической живописи Академии художеств.
Окрылённый успехом и увлекаемый религиозной тематикой, художник пишет большую картину «Вестники Воскресения», которая с треском проваливается. Критики жестоко высмеивают изображённую Марию Магдалину, сравнивая её то с ласточкой, то, ещё хуже, с сорокой, несущей на хвосте благую весть.
Окончательно вырвавшись из объятий тёплой Италии, в 1870 году Николай Ге возвращается на родину. Он становится художником-передвижником, совмещая творческую работу с обязанностями казначея. На первой передвижной выставке художник выставляет картину «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Эта одна из немногих сразу же высоко оценённых работ даётся автору нелегко. Он готовит её к 200-летию самодержца. Начинает работать с воодушевлением, восхищаясь реформаторской деятельностью своего героя. Но постепенно на смену увлечённости приходят другие чувства. Изучая документы, общаясь с историками, Николай Ге понимает, что не может симпатизировать Петру и оправдывать его жестокость. Жестокость отца, наказывающего своего виновного сына, и жестокость государя, выворачивающего наизнанку привычный уклад российской жизни. Картина такой и выходит: холодной и безысходной.

И снова после оглушительного успеха следует полоса неудач. Исторические полотна, изображающие Екатерину II и Александра Пушкина, остаются непонятыми. Николай Ге уезжает на Украину, строит дом на хуторе, занимается хозяйством и читает крестьянам Евангелие. Он не оставляет искусства совсем; точнее, искусство не отпускает его. Он пишет украинские пейзажи, считая природу святыней, дающей представление человеку о величии Бога. Там, вдалеке от столицы, художник возвращается к когда-то начатой библейской теме и теперь не оставляет её до конца жизни. В поисках и мучениях рождается противоречивый «страстной цикл».

Участь первенца из этой серии печальна. Прямо поверх провалившейся на выставке работы «Милосердие» Николай Ге пишет картину «Что есть истина?», которую сам обер-прокурор Святейшего Синода в письме к государю называет кощунственной и оскорбляющей религиозные чувства. Следующее полотно «Суд синедриона. «Повинен смерти!» запрещают к показу. Да и все прочие картины из цикла не просто не находят отклика, но жестоко критикуются и подвергаются цензуре. Один из немногих, кто в это время становится художнику другом и добрым собеседником, - Лев Николаевич Толстой. В беседах с ним Николай Ге окончательно убеждается, что хочет писать Христа, причём не божественную, а человеческую его сущность. Отказавшись от религиозных канонов и художественных традиций, он изображает его не идеальным персонажем с просветлённым ликом и нимбом над головой, а страдающим, мучающимся, обычным человеком. В картине «Распятие» нет торжества предстоящего Воскресения, только неприглядная смерть. Павел Третьяков называет работу нехудожественной, Лев Толстой - ужасной. Да и сам автор признаётся в том, что плачет, смотря на неё. После нескольких попыток изменить картину он решает её уничтожить, но не успевает. Через полгода художника не стало.

Так называемый «Страстной цикл» считался кощунственным и неприемлемым в XIX веке. А после революции он, как и всё религиозное, стал антисоветским. Выходит, что Николая Ге долгие годы ценили как искусного портретиста, но игнорировали его пронзительные евангельские работы. Между тем, художник именно эту часть своего творчества считал ключевой. Он находил новые выразительные средства, которые могли бы оценить русские экспрессионисты, если бы они тогда уже существовали. Он и говорил как настоящий экспрессионист: «Я сотрясу все их мозги страданием Христа... Я заставлю их рыдать, а не умиляться... Я потому и делаю эти нецензурные вещи, что я художник». Он верил, что искусство может спасти и человека, и весь мир.

Рисунки Николая Ге, в начале века вывезенные его сыном за границу, в 2012 году вернулись в Россию. Сегодня их можно увидеть в Третьяковской галерее. Они представляют собой многочисленные эскизы, наброски и варианты знаменитых работ, которыми художник никогда не был полностью удовлетворён. Он страстно загорался новыми сюжетами, оставлял их и возвращался спустя годы. До конца жизни Николай Ге верил, что искусство может спасти отдельного человека и весь мир.

Просмотров: 79 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА