Понедельник, 12:28 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » 2011 » Август » 10 » Применение нового порядка аттестации педагогических работников

Применение нового порядка аттестации педагогических работников

09:09
Применение нового порядка аттестации педагогических работников


Порядок аттестации распространяется на педагогических работников всех государственных и муниципальных образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности.

С 1 января 2011 г. вводится в действие новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утв. приказом Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209 (далее – Порядок аттестации). Одновременно признается утратившим силу приказ Минобразования России от 26.06.2000 № 1908 "Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" (далее – Положение о порядке аттестации).

Аттестация педагогических и руководящих работников на основании заявлений, поданных в аттестационную комиссию в период с 15 апреля по 30 июня 2010 г., осуществляется в соответствии с Положением о порядке аттестации и должна быть завершена до 31 декабря 2010 г. Продление сроков ее проведения на следующий год не допускается.

Формирование аттестационной комиссии

Согласно Порядку аттестации формирование аттестационной комиссии возложено на орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий управление в сфере образования. Это полномочие не может быть передано на муниципальный уровень, поскольку проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъекта РФ и муниципальных образовательных учреждений отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования (подп. 16 п. 1 ст. 29 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266­1 "Об образовании" (далее – Закон РФ "Об образовании")).


Принципы формирования аттестационной комиссии

Орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий управление в сфере образования, вправе принять решение о создании нескольких аттестационных комиссий, которые можно формировать:

  • по территориальному принципу;
  • направлениям (профилям) деятельности аттестуемых;
  • типам образовательных учреждений;
  • видам аттестации и т. п.

Сроки действия аттестационных комиссий определяются соответствующими регламентами.

При формировании аттестационной комиссии и экспертных групп должна исключаться возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения (п. 8 Порядка аттестации).

Трудовое законодательство и законодательство РФ в области образования не регулируют такой правовой институт в случаях аттестации педагогических кадров. В связи с этим целесообразно руководствоваться общеправовым принципом применения аналогии закона, в данном случае – Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее – Закон № 273-ФЗ) с учетом особенностей правового регулирования государственной и муниципальной службы.

Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда их правам и законным интересам (ч. 1 ст. 10 Закона № 273-ФЗ).

При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц (родственников, подчиненных работников и т. п.).

Таким образом, при формировании аттестационной комиссии и экспертных групп для аттестации педагогических работников необходимо исключить возможность возникновения личной заинтересованности каждого члена экспертной группы (при осуществлении всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника и подготовке экспертного заключения для аттестационной комиссии), а также каждого члена аттестационной комиссии (при принятии решений).

Персональный состав аттестационных комиссий утверждается распорядительным актом органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования (в т. ч. для аттестации педагогических работников образовательных учреждений, находящихся в подчинении органов государственной власти субъекта РФ, осуществляющих управление в сфере культуры, здравоохранения и других видах экономической деятельности).


Состав аттестационной комиссии

В состав комиссии, формируемой для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности, в обязательном порядке включается представитель выборного органа первичной профсоюзной организации образовательного учреждения. Такая необходимость обусловлена тем, что результаты аттестации могут послужить основанием для увольнения работника (п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197­ФЗ (далее – ТК РФ) – несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации). Для членов профсоюза увольнение по этому основанию допускается только с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, оформленного в соответствии со ст. 373 ТК РФ (ч. 2 ст. 82 ТК РФ).

Возможны ситуации, когда представительство первичной профсоюзной организации затруднительно обеспечить по объективным обстоятельствам (территориальная удаленность, невозможность участия представителя по уважительным причинам и др.). В таких случаях первичная профсоюзная организация вправе уполномочить решением своего выборного коллегиального органа иного профсоюзного представителя для участия в работе аттестационной комиссии (например, представителя вышестоящего профсоюзного органа).

Выписка из решения выборного коллегиального органа о кандидатуре представителя выборного органа первичной профсоюзной организации (иного профсоюзного представителя) направляется в аттестационную комиссию. Аттестационная комиссия, в свою очередь, уведомляет профсоюзного представителя о дате проведения аттестации педагогического работника.

Если аттестуемый работник не является членом профсоюза, то включение представителя выборного органа первичной профсоюзной организации в состав аттестационной комиссии не требуется.


Порядок проведения аттестации

Аттестация педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений проводится в целях:

  • либо подтверждения соответствия занимаемой должности;
  • либо установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).

Рассмотрим подробнее требования, предъявляемые к порядку проведения аттестации.


Подтверждение соответствия занимаемой должности

Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится в отношении работников, не имеющих первой или высшей квалификационных категорий (п. 17 Порядка аттестации). В отношении педагогических работников, имеющих вторую квалификационную категорию, до окончания срока ее действия такая аттестация не проводится. Необходимость и сроки представления педагогических работников для прохождения аттестации определяет работодатель.

Аттестации независимо от отсутствия квалификационной категории не подлежат:

  • педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
  • беременные женщины, женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из отпусков.

Остальные педагогические работники не имеют права отказаться от прохождения аттестации. Такой отказ считается нарушением трудовой дисциплины, соблюдение которой является обязанностью каждого работника. За совершение дисциплинарного проступка (т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей) работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ).

В отношении педагогических работников, подлежащих аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, в образовательном учреждении должен издаваться распорядительный акт. В нем можно определить список педагогических работников, подлежащих аттестации, а также дать соответствующие поручения по подготовке представлений в аттестационную комиссию, ознакомлению с ними педагогических работников и другие необходимые распоряжения.

Решение аттестационной комиссии о соответствии педагогического работника занимаемой должности оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист (приложение 1).

Работник, признанный по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, может быть уволен. При этом увольнение работника является правом, а не обязанностью работодателя.


Увольнение работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности

В случае принятия решения о расторжении трудового договора с работником вследствие его недостаточной квалификации работодатель должен руководствоваться п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Необходимо также учесть, что при увольнении педагогических работников по данному основанию трудовым законодательством установлены для них следующие основные гарантии:

  • увольнение допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния здоровья (ч. 3 ст. 81 ТК РФ);
  • не допускается увольнение работника в период его временной нетрудоспособности и пребывания в отпуске; беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида – до восемнадцати лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери (ст. 261 ТК РФ);
  • увольнение работников, являющихся членами профсоюза, производится с соблюдением процедуры учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. 2 ст. 82 ТК РФ).

Кроме того, в целях соблюдения требований трудового законодательства необходимо руководствоваться разъяснениями, которые содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (ред. от 28.12.2006).

Аттестация педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям, проводится на основании заявлений педагогических работников. Примерная форма заявления приведена в приложении 2.

Порядком аттестации не предусмотрены централизованные сроки подачи заявлений, а также период проведения аттестации в течение года.


Установление соответствия уровня квалификации работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям

С 2011 г. аттестация будет проводиться для определения соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым только к первой или высшей квалификационным категориям. Органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе устанавливать иные квалификационные категории, ступени, звания и требования к ним (в т. ч. оставлять вторую квалификационную категорию).

Присвоенные по результатам аттестации в 2010 г. и ранее квалификационные категории (вторая, первая и высшая – педагогическим работникам), (первая и высшая – руководящим работникам) сохраняются в течение срока, на который они присвоены.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе ограничивать сроки подачи педагогическими работниками заявлений о прохождении аттестации и устанавливать периоды проведения аттестации в течение календарного года.

Педагогический работник вправе обратиться в аттестационную комиссию в любое время, но до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории. Для того чтобы аттестационная комиссия имела возможность учесть этот срок при составлении графика проведения аттестации (что имеет значение для сохранения уровня оплаты труда), заявление должно быть подано заблаговременно, как правило, не менее чем за три месяца до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории. Это время будет использовано для рассмотрения заявления (1 месяц) и проведения аттестации, продолжительность которой для каждого педагогического работника не должна превышать 2 месяцев.

Для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, не вправе требовать предварительного прохождения аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, а также повышения квалификации.

В отношении педагогического работника, не повышавшего по каким-либо причинам свою квалификацию, аттестационная комиссия не вправе принять решение о том, что уровень его квалификации не соответствует требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, если по результатам всестороннего анализа его профессиональной деятельности подготовлено положительное экспертное заключение. Вместе с тем в условиях модернизации образования и обновления его содержания аттестационная комиссия может внести в аттестационный лист педагогического работника рекомендацию о прохождении повышения квалификации.

Квалификационная категория должна устанавливаться педагогическому работнику со дня принятия решения аттестационной комиссией независимо от даты принятия распорядительного акта федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования. С этой же даты у работника возникает право на оплату труда с учетом установленной квалификационной категории.

Следует учесть, что протокол аттестационной комиссии должен быть подписан в день голосования председателем, его заместителями и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании, поскольку работнику, присутствовавшему на заседании аттестационной комиссии, итоги голосования сообщаются в тот же день.

Наличие у педагогического работника квалификационной категории, а также срок ее действия подтверждаются записью в трудовой книжке (п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69).


Пример

Воспитателю установлена первая квалификационная категория. В этом случае в трудовой книжке в графе 1 раздела "Сведения о работе" ставится порядковый номер записи, в графе 2 указывается дата принятия решения аттестационной комиссии, в графе 3 делается запись: "Установлена первая квалификационная категория по должности "воспитатель"", в графе 4 указываются дата и номер распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования, приказа образовательного учреждения, на основании которого внесена запись.


 

По просьбе педагогического работника при увольнении для более полной информации об установленной квалификационной категории ему могут быть выданы аттестационный лист (приложение 3) и выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования. Указанные документы передаются педагогическому работнику под роспись об их получении.


Аттестация руководителя образовательного учреждения

Порядок аттестации не предусматривает проведение аттестации руководителей образовательных учреждений, их заместителей и руководителей структурных подразделений. Однако это не означает, что руководители учреждений теперь вообще не должны проходить аттестацию, поскольку Законом РФ "Об образовании" (п. 3 ст. 35) установлено, что непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения.

Таким образом, заключению трудового договора с руководителем организации должна предшествовать процедура аттестации в порядке и на условиях, определяемых учредителем (в т. ч. на соответствие требованиям, установленным квалификационной характеристикой).

При этом следует учесть, что если в соответствии с нормативными правовыми актами одних органов государственной власти или местного самоуправления аттестация руководителей будет сопровождаться установлением для них квалификационных категорий или званий, то это не обязывает другие органы государственной власти или местного самоуправления учитывать результаты такой аттестации.


Соблюдение прав педагогических работников при проведении аттестации

Порядок аттестации не предусматривает необходимость доведения до сведения педагогических работников графика работы аттестационной комиссии.


Право педагогических работников на информацию о сроках проведения аттестации

О дате, месте и времени аттестации, которая проводится с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, педагогических работников обязан информировать работодатель (п. 21 Порядка аттестации). Такая информация должна быть доведена до сведения работника не позднее чем за месяц до начала аттестации. Факт ознакомления с информацией удостоверяется подписью работника с указанием соответствующей даты. Отказ работника ознакомиться с представлением и (или) поставить свою подпись об ознакомлении не является препятствием для проведения аттестации и оформляется соответствующим актом. Если педагогический работник не ознакомлен с представлением, которое работодатель направляет в аттестационную комиссию, или не ознакомлен с ним в установленный срок, то он вправе потребовать, чтобы его аттестация была проведена не ранее, чем истечет срок, за который его должны были ознакомить с представлением, и срок, в течение которого до него должна быть доведена информация о дате, месте и времени аттестации.

Информация о сроках проведения аттестации для установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к заявленной квалификационной категории, доводится до него аттестационной комиссией в месячный срок, отведенный для рассмот­рения его заявления (п. 25 Порядка аттестации).


Право педагогических работников на присутствие при аттестации

Педагогический работник имеет право лично присутствовать на заседании аттестационной комиссии, посвященном его аттестации. О своем присутствии он должен уведомить аттестационную комиссию в письменном виде (п. 10 Порядка аттестации).

Педагогические работники, проходящие аттестацию для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, уведомляют аттестационную комиссию о своем личном присутствии при аттестации в заявлении.

Педагогические работники, проходящие аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, свое желание об участии в заседании аттестационной комиссии изъявляют при ознакомлении с представлением, о чем письменно уведомляет аттестационную комиссию работодатель.

Если педагогический работник не уведомил аттестационную комиссию о своем желании присутствовать на ее заседании, но лично явился для прохождения аттестации в назначенный по графику день, то решение о возможности его присутствия на заседании принимается непосредственно аттестационной комиссией в соответствии с регламентом ее работы.

При неявке педагогического работника, пожелавшего участвовать в заседании аттестационной комиссии, для прохождения аттестации в назначенный срок без уважительной причины аттестационная комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

Педагогические работники имеют право на защиту своих персональных данных, содержащихся в документах о прохождении аттестации.


Право педагогических работников на защиту персональных данных

Общие положения о защите персональных данных граждан предусмотрены Федеральным законом от 27.07.2006 № 152­ФЗ "О персональных данных". Также следует руководствоваться специальными положениями ТК РФ по этому вопросу, содержащимися в гл. 14 "Защита персональных данных работника" (ст. 85–90).

В соответствии со ст. 85 ТК РФ к персональным данным работника относится информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника, в т. ч. документы о прохождении аттестации, собеседования, повышении квалификации:

  • аттестационный лист и выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования, хранящиеся в личном деле педагогического работника;
  • аттестационные материалы, находящиеся в аттестационных комиссиях.
  • Перечисленные документы подлежат защите в установленном трудовым законодательством порядке.


Право педагогических работников на обжалование результатов аттестации

Педагогические работники согласно п. 16 Порядка аттестации вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством РФ.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам в учреждениях и судами. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется ТК РФ (гл. 60) и иными федеральными законами. Порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством РФ.

Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ст. 392 ТК РФ). 


Нормативные документы

  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197­ФЗ (ред. от 25.11.2009)
  • Федеральный закон от 27.07.2006 № 152­ФЗ "О персональных данных" (ред. от 27.07.2010)
  • Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266­1 (ред. от 17.06.2010)
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (ред. от 28.12.2006)
  • Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утв. приказом Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209
  • Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утв. приказом Мин­образования России от 26.06.2000 № 1908 (ред. от 06.08.2009)
Материал взят с сайта "Менеджер образования"


Категория: Новости образования | Просмотров: 2126 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА