Пятница, 08:46 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации учащихся » Возраст 14-17 лет

немые свидетели
[ Скачать с сервера (383.4Kb) ] 22.04.2014, 17:29
Немые свидетели


Оглавление:
I. Введение…………………………………………………………………….3
II. Основная часть. «Немые свидетели»……………………………………..6
1. «Немые свидетели»: понятие и их виды…………………………………….6
2. Свидетели исторических событий на нашей территории…………………8
2.1.Памятник воинам, погибшим в годы гражданской войны………………..8
2.2. Памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны…..9
3. Сельская усадьба как «немой свидетель» прошлого………………………11
3.1. Внутреннее пространство крестьянской избы……………………………13
3.2. Внутреннее убранство крестьянской избы……………………………….15
3.3. Домашняя и хозяйственная утварь………………………………………..17
4. Учащиеся о «немых свидетелях»……………………………………………24
III. Заключение…………………………………………………………………..28
IV. Литература…………………………………………………………………...30
V. Приложение…………………………………………………………..………31

2
Введение
Любить родной край - большая ответственность,
Изучать его – огромное счастье,
Сохранить его историю для будущих поколений – важная задача

Каждая историческая эпоха, историческое событие оставляли свои следы. Они многообразны – это документы и орудия труда, оружия, предметы быта и легенды, в которых уже трудно отличить быль от народного вымысла. Но самым «зримыми», самыми сильными по степени своего эмоционального воздействия являются, несомненно, те вещественные большой частью монументальные памятниками, которые время сохранило для нас. И те, которыми благородный народ увековечил память своих легендарных героев, выдающихся деятелей и умельцев – мастеров [2].
В настоящее время данная тема актуальна, так как многие памятники, то есть исторические свидетели прошлого времени уничтожаются, не сохраняются, часто за ними никто не ухаживает. Это свидетельствует о том, что люди забывают историю своего края и может случиться так, что некоторые предметы крестьянского быта, орудия труда и другие вещи могут бесследно исчезнуть. В наших поселениях многие жилые дома и хозяйственные постройки распиливаются на дрова. Как выглядела крестьянская усадьба, из чего она состояла, что можно было найти в избе? Свидетели исторических эпох и событий, которые оставили следы на нашей пермской земле, являются объектом данного исследования.
В качестве предмета исследования выступили документы, орудия труда и быта, памятники погибшим воинам и другие «немые свидетели».
Цель данной работы: выявить из имеющихся памятников и предметов старины на нашей Кукетской территории Верещагинского района те, которые могут быть отнесены к памятным, то есть «немым свидетелям» и обозначить их практическую ценность.
3
Исходя из цели, в ходе работы были поставлены и решались следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по данной теме
2. Определить виды «немых свидетелей», их практическую значимость и описать их
3. Установить отношение учащихся к памяти о предках
4. Выявить проблемы, связанные с сохранением памяти
Сегодня возникает проблема не только в нашем населенном пункте, но и на других территориях и заключается в том, что люди стали очень часто небрежно относиться к истории, памяти и зачастую уничтожают эту память.
Выдвигаем гипотезу: все сооружения, предметы старины можно и нужно отнести к «немым свидетелям», то есть они имеют историческую ценность, по которым молодое поколение имеет возможность изучать условия жизни и хозяйственную деятельность наших прадедов и дедов.
Новизна исследования состоит в том, что в данной работе определяются и описываются свидетели разных исторических событий и времен, которые сохранили память о наших предках. В 2004 году Панькова Люба делала попытку дать характеристику некоторых памятников, которые находятся на территории Пермской области, конкретно в Верещагинском районе. Автор данного исследования более глубоко изучает конкретные памятники истории - «немых свидетелей» нашей деревни Кукеты, чего раннее не было сделано и определяет их практическую значимость.
Для того, чтобы наиболее полно раскрыть данную тему использовались традиционные методы исследования: поиск необходимых источников, которые предоставила Кукетская сельская библиотека имени Ф.Ф. Павленкова, некоторая информация была взята в школьной библиотеке.
4
Также проводилось анкетирование и опрос учащихся, материалы воспоминаний односельчан, интервью, использовались статистический и графический методы.
В качестве источников использовались справочники по памятникам истории и культуры Пермской области, материал Верещагинского краеведческого музея, где взята информация по памятнику воинам, павшим в годы гражданской войны. По истории памятника воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны, сведения получены в Кукетской сельской библиотеке. Основная информация по «немым свидетелям» получена из воспоминаний местных жителей, в результате анкетирования, опроса. В качестве экспонатов – «немых свидетелей» выступила информация нашего школьного музея.
Работа состоит из следующих блоков: введение, в котором определены объект и предмет исследования, поставлена цель исследования и решаемые задачи, выдвинуты гипотезы. В основной части автор проводит исследование по данной теме, которое состоит из четырёх глав. Заключение содержит выводы по проведённому исследованию. Имеется список литературы, которая использовалась для раскрытия темы. В конце работы помещены приложения.

5
Основная часть. «Немые свидетели»
1. «Немые свидетели»: понятие и их виды
Пермская земля сохранила многочисленные памятники истории заселения, хозяйственного освоения и культурного развития Западного Урала. Многие места края связаны со знаменательными событиями революционного движения, социалистического строительства, с жизнью и деятельностью известных революционеров, писателей, архитекторов.
История Пермского края интересна и богата. Он был заселен древними людьми еще в эпоху палеолита. В течение тысячелетий на его территории сменявшие друг друга племена осваивали все более и более высокие степени материальной и духовной культуры. Человечество всегда проявляло высокий интерес к своему далекому прошлому. Легенды, мифы, предания, сказки о давно минувших временах не случайно веками храниться в памяти народов [2].
Как же примкнуть в древнейший, бесписьменный период истории? Этой задачей служит археология – историческая наука, изучающая прошлое человечества по остаткам материальной культуры. Археологи путем раскопок должны добыть вещественный материал следы жилищ, костров, потерянные или сломанные орудия труда, кости съеденных животных, погребения умерших и заставить заговорить немых свидетелей минувших эпох, увидеть за ними историю их создания – людей. На территории Пермского края к настоящему времени известно около 1,5 тысяч археологических памятников: Туринский могильник, Гляденовское костище, Рождественский могильник, Филипповское городище [3].
Архитектура Прикамья – часть русской архитектуры, одна из ветвей могучего дерева русского зодчества. Развивалась она в условиях тесной связи уральской школы архитекторов с архитектурными школами культурных центров России, отличаясь, однако, своеобразием благодаря влиянию на нее

6
горнозаводской промышлености и специфической художественной культуры Урала: живопись, резьба по дереву и камню, художественное литье, чеканка по меди, Анфаловский город, жилища Прикамья, деревянные церкви.
В нашем Пермском крае сооружены памятники, которые посвящены различным событиям: памятники борцам за Советскую власть, увековечены события революции 1905-1907гг., величественным памятником участникам декабрьского вооруженного восстания в Мотовилихе стал мемориальный комплекс на Вышке, мемориальными досками отмечены первые социал-демократические организации Западного Урала. Родина высоко оценила ратные подвиги уральцев. Сто тридцать пять тысяч пермяков награждены боевыми орденами и медалями. Около двухсот из них стали Героями Советского Союза. 120 памятников и мемориальных досок, посвященных Великой Отечественной войне, насчитывается в 80 городах и других населенных пунктах Пермского края. Особенно много памятников и мемориальных досок было открыто к юбилеям Великой победы [3].
Что же такое памятник? В словаре находим два определения.
1. Памятник – это скульптура или архитектурное сооружение в память кого-нибудь или чего-нибудь;
2. Памятник – это сохранившийся предмет культуры прошлого.
Немало «немых свидетелей» в Прикамье сохраняют память не только о подвигах наших земляков, но и о культуре и быте крестьян. К «немым свидетелям» автор данной работы относит памятники погибшим в военных конфликтах, различные сооружения, предметы быта, орудия труда. Считаем, что памятник это то, что может хранить память о прошлом нашего поселения.
Далее даём описание некоторых «немых свидетелей» на нашей Кукетской территории Верещагинского района, используя материалы краеведческого кружка, воспоминаний односельчан, Верещагинской районной библиотеки, Верещагинского краеведческого музея, справочной литературы.
7
2. Свидетели исторических событий на нашей территории
2.1. Памятник воинам, погибшим в годы гражданской войны

В нашей деревне Кукеты в сквере около школы в 1967 году установлен памятник – обелиск воинам, погибшим в годы гражданской войны - это воины Путиловского полка Верховских Григорий Ипатович и Ледников Петр Игнатович (2). На памятнике написано: «Павшим борцам за победу советской власти в годы гражданской войны». Само захоронение двух солдат находится за деревней Кукеты в поле, которое носит название Майданек. Они участвовали в кровопролитных боях, по одной из версий за деревню Азово Карагайского района, а по другой – за село Дворец Очерского района. До Великой Отечественной войны на этом поле около могилы проходили митинги, посвященные празднику 1 Мая. Из воспоминаний односельчан узнали, что в 50-е г.г. на могиле была сооружена деревянная ограда и памятник силами учащихся Кукетской семилетней школы под руководством директора школы тех времён – Нежданова Александра Николаевича. Но затем место захоронения было утеряно, так как возвышенное место было распахано. Говорили, что в эту могилу был похоронен коммунист Шилов, который покончил свою жизнь самоубийством и митинги стали проходить около сельского клуба (8).
8
2.2. Памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны

Сто четырнадцать уроженцев деревни Кукеты и окрестных деревень погибли в годы Великой Отечественной войны, защищая нашу Родину. Однако даже спустя 60 лет после Победы в деревне не было памятника этим воинам. Ежегодно 9 мая селяне собираются, чтобы почтить земляков у памятника героям Гражданской войны. Вопрос об установке монумента воинам и посадке аллеи Памяти неоднократно поднимался на заседаниях при главе Кукетской сельской администрации, но так и остался нерешенным. Установка в деревне памятника землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны – хороший стимул для того, чтобы активизировать деятельность по патриотическому воспитанию молодежи и краеведческого кружка. Участвуя в 2006 году на конкурсе социальных и культурных проектов, написан проект на тему «Мы пали за родину, но она спасена…». Азановой Надеждой Ивановной, библиотекарем Кукетской сельской библиотеки, был разработан эскиз памятника (6). 8 июня 2006 года эскиз был утвержден начальником управления культуры Верещагинского района
9
Леонтьевой М.И. По списку 114 фамилий были выбиты на мемориальных досках. 10 ноября 2006 года в 14 часов состоялось открытие мемориального комплекса. Присутствовали учащиеся Кукетской школы, члены клуба «Патриот» города Верещагино, глава администрации Бородульского сельского поселения Змитрович Е.П., начальник управления культуры Леонтьева М.И., депутат земского собрания Пермского края Ёлохов Ю.Г., редактор газеты Верещагинский вестник, представитель Верещагинского краеведческого музея и жители деревни. Ленту разрезали исполнитель проекта Азанова Н.И. заведующая Кукетской сельской библиотекой и дочь погибшего земляка Азанова Павла Дмитриевича Любимова Т.П. В настоящее время все мероприятия, посвящённые историческим событиям, проводим около этих памятников. Хотелось отметить проблемы: иногда учащиеся младших классов играют на мемориальных плитах, могут встать на пьедестал памятника, недостаточно денежных средств на содержание памятников.

10
3.Сельская усадьба как «немой свидетель» прошлого времени
Обилием леса, простотой обработки древесины объясняется тот факт, что плотницкое ремесло стало искусством. Это, в свою очередь, вызвало расцвет деревянного зодчества, позволило древоделам выработать оригинальные конструкции, разнообразные формы зданий и сооружений. Как русские былины, народные песни и сказки, древние деревянные постройки не имеют авторов – они плоды коллективного труда, они – своеобразный рассказ, отражающий понимание прекрасного и совершенного нашими предками (1). Рассказ о постройке Демидовой Зинаиды Семёновны в д. Кукеты.

Как же выглядит сельская усадьба в нашей деревне? До настоящего времени сохранилось мало построек, которые можно отнести к древним памятникам. Дома старой постройки (конца 19 века) деревни Кукеты и других соседних деревень расположены по обоим берегам реки Рассоха, которая несёт свою родниковую воду в главную реку Прикамья – Каму. Крестьянская усадьба состояла из жилой избы, надворных хозяйственных построек и огорода. На дворе или недалеко от него были овин - место, где сушили хлеб; гумно – место, где производилась молотьба; обычно две ямы
11
для хранения съестных припасов: картофеля и овощей, а в другой – квашеной капусты, солений; амбар – для муки, зерна, других продуктов. Животноводческие постройки были вблизи жилого дома. Баню строили около реки, так как баня топилась по-чёрному. Сама изба состояла из двух помещений, соединенных между собой сенями. В одном жили сами хозяева дома, а в другом - клети хранили продукты, одежду, сундуки с вещами. Летом в ней спали, так как в избе было жарко, потому что печь топили ежедневно в течении всего года – пекли хлеб, ставили в «вольный жар» картофель для домашнего скота, похлёбку для семьи. Данная постройка сохранилась только на фотографии и поэтому является «немым свидетелем».
Мебели в жилой части дома почти не было. Основное убранство дома – это печь, которая занимала примерно четверть избы. Она была большой, на ней могла уместиться семья. Раньше в ней даже мылись, лечились от простудных заболеваний и готовили пищу. Убранством избы были также полати, они занимали большую часть помещения, где спали всей семьей.

Учащиеся краеведческого кружка «Лукошко» Кукетской СОШ вместе с руководителем Ждановой Фаиной Ильиничной создали музей «Крестьянская изба». В нём выставлены экспонаты, которые являются «немыми свидетелями» жизни сельского населения. Эти предметы материальной культуры нашего населённого пункта собирали учащиеся краеведческого кружка на протяжении 15 лет. В музее проходят занятия краеведческого кружка по программе «Моя малая родина», учащихся 1 класса по программе «Юные музееведы». Материал музея даёт возможность детям увидеть предметы старины, например, утюг, освещение дома, обувь, одежда, посуда. Музей открыт для всех учащихся, а также односельчан. Наши экспонаты напоминают людям пожилого возраста прожитые годы, а молодым рассказывают историю нашей деревни.
12
3.1. Внутреннее пространство избы


По диагонали от русской печи был красный угол - это главный угол крестьянского дома, почётное место. В нём располагались иконы в божнице, под ними обеденный стол. Божница обычно к празднику украшается вышитым полотенцем. К иконам помещают ветки вербы и пасхальные яйца. Входивший с порога человек обязательно устремлял свой взор в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. И только уже затем здоровался. По стенам, примыкающим к переднему углу избы, стоят лавки. Уважаемого человека приглашали за стол, а рядовые присаживались под порогом на лавку. В нашем музее стоит на этом месте стул. Данные экспонаты взяты из дома, где ранее проживала Безматерных Ирина Григорьевна.

13

В XIX веке появился новый элемент убранства дома – зеркало. Оно свидетельствовало о роскоши, и было показателем зажиточности дома. В нашем музее зеркало как по старинным временам висит между окон и имеет прямоугольную форму и рамку из дерева, украшенную резьбой. Согласно своей роли в быту зеркало украшено дополнительно к росписи и резьбе нарядным полотенцем, которые называлось накрючниками и использовалось для украшения стен избы. Оно изготовлено из белого тонкого домашнего холста, отделано на концах вышивкой и кружевом. Данный экспонат мы считаем очень дорогим, так как в ходе экскурсий по нашим деревням такого зеркала не встречали. Это действительно большая память о прошлой жизни более зажиточных односельчан. Хозяев нет в живых, а удивительное зеркало передали в музей наследники Азановой Анны Тихоновны из деревни Кожевники. Музееведы и гости очень любят красоваться перед этим экспонатом, так как в нём изображение похоже на кривое зеркало и это их смешит.
14
3.2 Мебель и убранство крестьянской избы

Так же в нашем музее стоит буфет. Он представляет собой деревянный шкаф для столовой посуды. Нижняя часть буфета, выступающая несколько вперед по отношению к верхней, имеет створчатые деревянные дверцы, внутри нее сделаны две полки; верхняя часть буфета состоит из шкафчиков, снабженных застекленными дверцами, внутри шкафчиков устроены полки. Буфет украшен резьбой. Данный экспонат передала наследница Демидовой Зинаиды Семёновны, Раиса. Но мы считаем, что этот шкаф принадлежал Кадочникову Петру Васильевичу, проживающему в деревне Ведерники, затем семья переехала в д. Кукеты. После смерти родителей дети продали дом вместе имеющейся мебелью Демидовой. Семья Кадочникова считалась зажиточной. Таких шкафов здесь в деревне обнаружено единицы. Хотя считалось, что жили здесь зажиточные люди. По всей вероятности зажиточность считалась по другим меркам [1.4]. 15

Чтобы в музее был порядок, и все лежало на месте, мы повесили деревянные полки для посуды, которые называются наблюдником. В нём хранятся блюда, тарелки, чашки. Этот наблюдник нам предоставил житель деревни Москвята Азанов Прокопий Петрович после смерти своей сестры Азановой Александры Фоментьевны. К сожалению, его тоже нет в живых. Наблюдник изготовлен из дерева с перильцами, чтобы посуду можно было ставить на ребро. Такие шкафы для деревенской посуды встречались в каждом доме и были разных размеров, который зависел от величины семьи и количества имеющейся посуды. Разумеется, он изготавливался в домашних условиях. Считаем такой наблюдник памятником материальной культуры, то есть «немым свидетелем», так как сейчас такие полочки в нашей местности не встречаются. Дети могут любоваться предком современного кухонного гарнитура. Рядом висит кашик, изготовленный из проволоки, для выемки пельменей из чугуна. Наш музей имеет ещё два экземпляра: один – из корней дерева, другой – из металла, где выбиты отверстия [1.4].

16
3.3. Домашняя и хозяйственная утварь

Горшок – предмет бытовой, утилитарный, в обрядной жизни русского народа приобрел дополнительные ритуальные функции. Ученые считают, что это один из ритуализированных предметов домашней хозяйственной утвари. В поверьях народа горшок омылялся как живое антропоморфное существо, у которого есть горло, ручка, носик, черепок (череп). Горшок принято делить на горшки, несущие в себе женское начало, и горшки с заложенной в них мужской сущностью. Так хозяйка, покупая горшок, старалась определить его родо-половую принадлежность: является он горшицей или горшок. Считалось, что в горшице сваренная еда будет вкуснее, чем в горшке. Горшок использовался также как атрибут некоторых обрядовых действий на свадьбах. Так, по обычаю, «свадебщики» во главе с дружкой и свашками утром приходила бить горшки к помещению, где они еще не вышли. Битье горшков воспринималось как демонстрация перелома в судьбе девушки и парня, ставшие женщиной и мужчиной. Данных экспонатов в нашем музее довольно много, и они разных размеров. Есть даже из дерева. Разумеется, деревянную посуду в печь не ставили, а использовали для холодных напитков и сыпучих продуктов. Деревянный сосуд нам передала Галкина Галина Ивановна из дома своих родителей в деревне Кукеты. Горшки найдены во многих домах. [1.4].
17

Кринка и кувшин – глиняные сосуду для хранения и подачи молока и холодных напитков на стол. Характерной особенностью данной посуды является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр позволяет молоку сохранить свою свежесть, а при скисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. В наших деревнях кринкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока. Кринок при сборе экспонатов оказалось не так много, а вот кувшин мы нашли только один. Он из дома Азанова Ильи Тихоновича, семья которого проживала в деревне Кожевники [1.4].

18

Бадья или ведро – емкость для подъема воды из колодца или реки или переноса воды. Они изготавливались из еловых, сосновых, осиновых дощечек – клепок. Обручи, стягивавшие остов ведра или бадьи в верхней и нижней части, мастерили из ивы, черемухи, сирени. Из них делалась и душка, вставлявшаяся в «ушки» - продолжение клепок. Бадья и ведро в нашей деревне имели форму цилиндра. Эти предметы быта изготавливались и в нашей местности - в деревне Ведерники. В этой деревне жил герой Советского Союза - Кадочников Иван Петрович. Почти все жители этой деревни носили фамилию Кадочниковы. Кроме ведер здесь изготавливались кадки, кадушки, бочки.
Бодня (кубел) – деревянная емкость для хранения одежды и мелких предметов домашнего обихода. Она представляет собой длинную выдолбленную деревянную колоду, боковые стенки которой изготовлены из цельных досок. Отверстие с крышкой на кожаных петлях находиться в верхней части колоды. Бодни, обычно, запирались на замок, хранились в клетях [1.4.5]. Данные экспонаты взяты из нежилых домов деревни Кожевники, ими поделились наследники Азанова Трифона Ивановича, Вшивкова Владимира Александровича.

19

Блюдо (безымянка, блюдник, блюдечко, калган) – это столовая утварь, использовалась для подачи на стол кушаний. Оно было обычно круглой или овальной формы, неглубоким, на невысоком поддоне, с широкими краями. Блюдо чаще всего делалась из дерева, а праздничная еще украшалась росписью. Но в нашем музее можно увидеть не только деревянные блюда, но металлические. Блюда так же использовались во время народных обрядовых действий, гаданий, магических процедур.
Вилка (беничка, виделка, видельце, вилейка, вилошка) – столовый прибор из двух-трех зубьев на короткой рукоятке. Использовался во время приема пищи. Вилка изготавливалась из металла, кости, дерева, украшалась резьбой и росписью. В крестьянский обиход проникла в XIX веке и вырезалась из дерева и употреблялась очень редко. В нашем музее есть вилки из дерева, из металла. Деревянные вилки украшены резьбой и росписью.
Ложка (бутырка, веселочка, возилка, долгоноска) - деревянный, костяной, металлический предмет для зачерпывания жидкой или рассыпчатой пищи. Представляет собой круглую или овальную емкость на длинном или коротком, плоском или круглом черенке. Изготовляли ложки из дерева. С XX века ложки стали делать из металлов. Деревянные ложки украшали резьбой и росписью. Подавались к столу в будние и праздничные дни и долгое время служили единственным приспособлением для приема пищи [1.4].
20

Туес (бурак) – домашняя и дорожная посуда для хранения и переноса сыпучих продуктов: крупы, муки, соли, также питья, готовой еды, для сбора и хранения ягод. Представляет собой емкость цилиндрической формы из нескольких слоев бересты, снятых с березовой чурки. Наружный слой изготовлен из прямоугольного пласта бересты, концы которого либо накладываются друг на друга и прошиваются корнем, ивовой веткой, либо соединяются в замок. Замки имеют форму стрелы, волны и выполняют декоративную задачу. Обычно дно мастерили из липовой, дубовой, сосновой дощечки, реже из бересты. Туес закрывается крышкой, формы их были различны. Переносили его за ручку-дужку, расположенную в центре крышки. Размеры туеса зависят от назначения: большие - для хранения круп и муки достигают высоты 50-70 см, а небольшие – для соли и табака – 10-25см. Но в основном эти ёмкости предназначались для холодных напитков – кваса, который брали в поле. Туеса в настоящее время можно встретить в некоторых кладовых, в них мы обнаружили хмель, инструменты, гвозди.[1.4].

21


Валек (варда, колотила, лапта, портомойник, пральник) – массивная прямоугольная пластина для выколачивания белья во время стирки, слегка изогнутая, с рукояткой. Вальки делали преимущественно из легких пород дерева – липы или березы. Наибольшей декоративностью отличались вальки, служившие подарком парней девушкам. Одни выполнялись в виде стилизованной женской фигуры. Головой ее являлся округлое утолщение на конце рукоятки, а туловищем – рабочая поверхность. У других вальков в рукоятках высверливалась пустота и в них помещали маленькие камешки или горошины, издававшие при работе звуки, напоминающие трещотку.
Рубель – деревянный, плоский, толстый, прямоугольный, вытянутый брусок с короткой округлой рукояткой. На внутренней рабочей поверхности рубеля делались поперечные рубцы, а лицевая поверхность делалась гладкой и украшалась резьбой и росписью. Он использовался для разглаживания – «прокатывания» после стирки сухой холщовой ткани. Для этого разглаживаемую ткань плотно накатывали на цилиндрической формы деревянный каток, а сверху прокатывали рабочей частью рубеля, который при этом с силой прижимали обеими руками за рукоять и противоположный конец [1.4.8]. 22

Ухват (вилы, емки, каргач) - это устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью которого их можно вынуть или установить в печи. Он представляет собой металлическую дужку в виде рогов, укрепленную на длинной деревянной рукоятке. Умение подхватить горшки требовало определенных навыков, которые приобретались длительной практикой. Ухватов в кладовых было найдено много [4.8].

Щеть – это предмет ухода за волосами. В настоящее время щеть заменили расчески, гребешки. Она изготавливалась из щетины свиней, представляет форму кисти. Щети изготавливались в домашних условиях в одном из населенных пунктов – деревне Щетины. Щеть найдена в д. Москвята [4.8].
23
4. Учащиеся о «немых свидетелях»
Для того чтобы полнее раскрыть выбранную тему, в ходе работы выяснили отношение детей к данной проблеме. В данном случае использовались методы: анкетирование, статистический и графический. Материал получен в результате опроса учащихся нашей школы 5-11 классов.
По возрасту учащиеся распределились следующим образом: 4% - учащиеся в возрасте 10 лет, 10% - 11 лет, 20% - 12 лет, 6% - 13 лет, 13% - 15 лет, 10% - 16 лет, 17% - 17 лет, 20% - 18 лет. В опросе участвовали в основном девочки. Далее помещены ответы учащихся.
Какие памятники вы видели?

16% - памятник Садыкову в деревне Тюриково
10% - памятник Верещагину в городе Верещагино
16% - памятников не видели
20% - памятник погибшим в годы гражданской войны и ВОВ
36% - памятник Пушкину, Ленину, Верещагину, погибшим в годы гражданской войны и ВОВ
Вывод: большинство учащихся видели памятники Пушкину, Ленину, Верещагину, погибшим в годы гражданской и Великой Отечественной войны. Автор считает, что дети не внимательны, их не интересует история.

24

Какой памятник произвел на Вас большое впечатление и почему?


6% - памятник Садыкову
10% - памятник Пушкину, потому что писал красивые стихи
4% - памятник Верещагину, потому что в честь него назван наш город Верещагино
4% - царь-колокол, так как это самый большой колокол и ни разу не звонивший
42% - не какие памятники не произвели впечатления
4% - пермяк «солены уши», потому что он красивый
13% - солнечные часы, потому что можно смотреть время, можно загадать желание
4% - памятник Толстому, так как памятник большой
10% - памятник погибшим в годы Великой Отечественной войне, потому что они красивые и тем, кто нас защищал
Автор работы обеспокоен тем, что памятники почти на половину наших учащихся не производят впечатления.

25
Какие памятники есть в вашем населенном пункте?

39% - памятник погибшим в годы гражданской войны и ВОВ
30% - никаких памятников нет
20% - памятник Садыкову
6% - памятник Верещагину и разные памятники
Из диаграммы мы видим, что в каждом населенном пункте имеются памятники погибшим в годы гражданской и Великой Отечественной войне
Как вы думаете: все памятники нужно сохранять или охранять?

Вывод: большинство считают, что надо охранять и сохранять памятники, 14 % учащихся считают, не нужно.

26
Что из перечисленного в анкете можно отнести к памятникам?

Таким образом, большинство учащихся считают, что к памятникам можно отнести памятники воинам разных времен (30человек), архитектурные сооружения (19человек), памятники деятелям истории и культуры (18 человек). Дети не относят к памятным предметам многие экспонаты, которые описывает автор в данной работе, они имеются в нашем музее.

27
Заключение
Память связывает поколения. Это духовный мост через годы, десятилетия. И силу свою, и храбрость, и красоту, и мужество – весь дух свой человеку помогает обрести священная память о прошлом нашего народа. В результате проведённого исследования приходим к выводу:
1. В ходе работы над проблемой была изучена и проанализирована необходимая информация по описанию «немых свидетелей» и отношению к ним окружающих
2. В исследовании определили, что к памятникам прошлого, то есть «немым свидетелям» в нашем населённом пункте, д. Кукеты отнесли:
• Памятники, посвященные воинам различных сражений
• Жилища и надворные постройки крестьян
• Предметы быта и орудия труда
• Убранство крестьянской избы
3. Установлено отношение учащихся к свидетелям старины:
• Большинство считают, что надо сохранять и охранять память о жизни и деятельности наших предков
• Небольшая часть относится равнодушно к памяти предков
4. Выявлен ряд проблем, связанных с предметами старины, памятниками. Вот некоторые из них:
• Не сохраняются предметы старины как память о своих предках. Постоянно мы - краеведы узнаём, что некоторые уникальные предметы выброшены, разбиты, изломаны
• помещение, которое нам выделила школа, не устраивает по площади. Мы располагаем многими экспонатами, имеем возможность сделать несколько экспозиций, но не можем разместить
• Большая часть детей не интересуется историей своего рода, равнодушно относится к памяти

28
• Недостаточно материальных средств для сохранения имеющихся «немых свидетелей»
5. Гипотеза подтвердилась. Большинство населения считает, что все сооружения, предметы старины можно и нужно отнести к «немым свидетелям». Экспонаты имеют историческую ценность, они помогают восстановить память об условиях жизни и занятиях наших прадедов и дедов, могут быть использованы в учебном процессе.

Памятники прошедших времен и памятники сегодняшнего дня являются частью наших представлений о мире. Они приобщают нас к прекрасному, воспитывают в нас чувство любви к Родине и гордости за свой край. Данный материал является необходимым источником информации для занятий по истории, краеведческого кружка, экономики, учащихся 1 класса. Материалы нашего музея интересуют учащихся, жителей деревни, так как посещают во время экскурсии. В ходе работы над темой автор встретился с трудностями. Нужно было сопоставить описание экспоната со справочным материалом и добавить воспоминания односельчан. Было трудно, но интересно.

29
Литература:
1. Баранов Д. А. и другие. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия. - Санкт-Петербург: 2001.
2. Шатров Л. А. Памятники истории и культуры Пермской области. – Пермь: 1971
3. Шатров Л. А. Памятники истории и культуры Пермской области. – Пермь: 1976
4. Материалы школьного краеведческого музея
5. Материалы Верещагинского районного краеведческого музея
6. Материалы Кукетской сельской библиотеки
7. Материалы Верещагинской районной библиотеки
8. Материалы воспоминания старожилов деревень
9. Информация анкетирования учащихся Кукетской СОШ
Категория: Возраст 14-17 лет | Добавил: обществознание
Просмотров: 1181 | Загрузок: 151 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА