Вторник, 14:36 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации учащихся » Возраст 14-17 лет

исследовательская работа "Каким был Николай II: свидетельство дневников"
[ Скачать с сервера (17.7Kb) ] 23.02.2013, 14:17
Данная тема выбрана не случайно. Она актуальна. В 2013 году исполнится 145 лет со дня рождения императора Николая II и 95 лет со дня его убийства. В последние годы личность последнего императора оказалась в центре внимания общественной и религиозной мысли.

План.
1. Краткая биография Николая II.
2. Актуальность проблемы.
З. Советские историки о личности Николая 11.
4. Свидетельство дневников.
5. Вывод.

Николай II, последний российский император династии Романовых. Родился 6 (18) мая 1868 г., старший сын Александра III и императрицы Марии Федоровны, урождённой Дагмары Софьи Доротеи, дочери датского короля. В апреле 1894 г. состоялась помолвка Николая с принцессой Алисой Дармштадт-Гессенской, дочерью великого герцога Гессенского, внучкой английской королевы Виктории. Невеста после перехода в православие приняла имя Александры Федоровны. После смерти Александра III, в мае 1986 г. состоялась коронация Николая II на российский престол. У Николая и Александры Федоровны одна за другой родились дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. А в июле 1904 г. родился долгожданный сын Алексей. Но родительская радость была омрачена — у ребенка обнаружили неизлечимую болезнь гемофилию. В ночь с 3 (16) на 4 (17) июля 1918 г. царь и его семья были расстреляны большевиками.
В 2008 г. исполнилось 140 лет со дня рождения императора Николая II и 90 лет со дня его убийства. В последние годы личность последнего российского императора оказалась в центре внимания общественной и религиозной жизни. Судьба царской семьи ярко высветила трагические коллизии русской истории всего ХХ в
Император стал символом тех бед и несчастий, которые выпали на долю нашей страны после 1917 г., а для православных людей — и символом масштабной духовной драмы, разыгравшейся на историческом полотне Россия минувшего столетия. Народное церковное почитание царственных мучеников вылилось в общецерковную канонизацию на Архиерейском соборе 2000 г.
О последних днях царской семьи и ее гибели написано немало. Буквально по дням известна жизнь царственных мучеников в Тобольске и Екатеринбурге, опубликованы их последние письма и дневники, исследователи по минутам реконструируют события той страшной ночи и подробности уничтожения тел.
Но за всеми этими эмоциональными всплесками личность самого императора Николая II проступает не слишком отчетливо. Историческая наука имеет совсем немного работ, в которых бы раскрывалось своеобразие этой личности, описывался бы характер государя и его повседневная жизнь, а не только события его правления.
Наша задача — исследовать документы «личного происхождения» - переписку Николая II, его дневники, проанализировать их и дать более полную характеристику этой исторической личности.
На основании дневниковых записей неоднократно делались выводы в подавляющем большинстве случаев неблагоприятные для Николая II.
Например: «Умом не блистал», «не глубок», «бедность эмоциональной палитры граничила с душевной черствостью», «при всем том набожен, склонен к мистике и фатализму», «занимался государственными делами с видимой неохотой» - так оценивал последнего российского императора на основании его дневников В. М. Шевырин.
Еще более категоричен К. Х. Шацилло:
«образования ниже среднего, характера слабого, но упрямого», «Николаю II была в полной мере свойственна, пожалуй, самая отвратительная черта человека, облеченного неограниченной властью, - абсолютное безразличие к судьбам людей... бесчувствие к их нуждам и страданиям, граничащее просто с патологической жестокостью», «эмоциональная тупость в отношении близких и неведомых подданных», «несчастный человек, лишенный умения широко, по государственному мыслить, явно тяготившийся властью».
«На троне сидел недальновидный человек, без широкого политического кругозора... дневник Николая II позволяет раскрыть психологический портрет последнего императора России. Он неудовлетворителен» - подводит итог своим наблюдениям Г. Г. Касаров.
Такие негативные суждения заставляют еще раз обратиться к дневникам Николая 11, чтобы рассмотреть их с научной точки зрения, отвлекаясь от политизированных оценок и идеологических пристрастий.
Итак, перед нами записи одного из самых известных правителей России.
Какую цель ставил перед собой автор при создании дневников? Все исследователи едино душно признают, что дневники Николай II писал для себя и никогда не предполагал их публикации. В дневниках много личных подробностей. Это хроника частной жизни императора. Следовательно, они могут быть источником прежде всего для характеристики личности самого государя и описания его частной жизни, и в гораздо большей степени — для исследования тех или иных исторических событий.
Николай II на протяжении 36 лет вел дневники практически ежедневно. Записи в дневниках выполнены ровным, четким и очень аккуратным почерком. Это в определенной мере может свидетельствовать о спокойном и уравновешенном характере автора — спокойствии, сохранявшемся даже в самые тяжелые или радостные дни его жизни. Дневники отличает высокая точность в передаче даже мелочей, что позволяет сделать вывод о внутренней самодисциплине, аккуратности, любви к точности и четкости, сдержанности и скромности, спокойном, ровном характере автора дневника.
Рассмотрим некоторые дневниковые записи, сделанные Николаем II в самые значимые для истории России дни конца ХIХ — начала ХХ века.
Описание смерти Александра III (отца Николая II).
Запись от 20 октября 1894 г.
«Боже мой, Боже мой, что за день! Господь отозвал к себе нашего обожаемого, дорогого, горячо любимого Папа. Голова кругом идет, верить не хочется — кажется до того неправдоподобным ужасная действительность. Все утро мы провели наверху около него! Вскоре начались легкие судороги... и конец быстро настал! Это была смерть святого! Господи, помоги нам в эти тяжелые дни!»
Здесь Николай II наглядно выступает в роли горячо любящего сына, от всей души переживающего смерть своего отца. Николай II считал, что его отец прожил праведную жизнь, а потому заслужил Царствие Небесное. Поэтому печаль сына была светлой, он верил, что душа его отца у Престола Господня, а не во тьме разрушения и гибели.
День коронации Николая II. Запись от 14 мая 1896 г.
«Великий, торжественный, но тяжкий, в нравственном смысле, для Аликс, Мама и меня день. С 8 часов утра были на ногах; а наше шествие тронулось только в 1/2 10. Погода к счастью дивная; Красное Крыльцо представляло сияющий вид. Все это произошло в Успенском соборе, хотя и кажется настоящим сном, но не забывается во всю жизнь!!! В 4 часа все окончилось вполне благополучно; душою, преисполненною благодарностью к
Богу, я вполне потом отдохнул...».
В этом тексте нет описания самой коронации и всех торжеств — только личное впечатление ставшего государем Николая. Для него это большое испытание и напряжение.
День Ходынской трагедии.
Запись от 18 мая 1896 г.
«До сих пор все шло, слава Богу, как по маслу, а сегодня случился великий грех. Толпа, ночевавшая на Ходынском поле в ожидании начала раздачи обеда и кружки, наперла на постройки и тут произошла давка, причем, ужасно прибавить, потоптано около 1300 человек!!! Отвратительное впечатление осталось от этого известия».
Из дневника нельзя узнать, почему случилась давка на Ходынке, какова была реакция на это событие в обществе, становится лишь понятным личное, отношение Николая II к происходящему: «великий грех», «ужасно прибавить, потоптано около 1300 человек!!», «отвратительное впечатление осталось от этого известия», «несчастные пострадавшие».
Февральская революция 1917 г.
Запись от 27 февраля 1917 г.
«В Петрограде начались беспорядки несколько дней тому назад; к прискорбию, в них стали принимать участие и войска. Отвратительное чувство быть так далеко и получать отрывочные нехорошие известия».
По словам А.Ф.Керенского, вспоминавшего о событиях Февральской революции, «царь проявлял всегда какую-то странную способность равнодушно воспринимать внешние события». «Однако я убежден, - продолжает, мягко говоря, не слишком симпатизировавший императору автор, - что за этим напускным неестественным спокойствием Николая II скрывалось глубокое душевное напряжение». Воспитание в царской семье приучало к сдержанности в проявлении эмоций, к умению владеть собой и сохранять спокойствие в самых трудных обстоятельствах. Этим во многом и объясняется поведение Николая и в некоторых ситуациях, впоследствии ставившееся ему в вину.
Отречение Николая II от престола.
(запись от 2 марта 1917 года)
«Утром пришел Рузский и прочел свой длиннейший разговор по аппарату с Родзянко. По его словам, положение в Петрограде таково, что теперь министерство из думы будет бессильно что-либо сделать, так как с ним борется социал-демократическая партия в лице рабочего Комитета. Нужно мое отречение. Рузский передал этот разговор в Ставку, а Алексеев всем главнокомандующим. К 2,5 ч. Пришли ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился.
Из Ставки прислали проект Манифеста. Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с которыми я переговорил и передал им подписанный и переделанный Манифест. В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена, и трусость, и обман!» «Но милосердный Бог нам поможет, я чувствую в себе его поддержку и какую-то силу, которая меня подбадривает и не дает пасть духом».
Сдержанность, стремление подавить чувства, сохранить спокойствие, упование на Бога — все это лишний раз подчеркивает сложную, внутренне глубокую натуру Николая II. Уповая на Господа, Николай II до конца жизни оставался покорным Его воле. Именно поэтому безропотно пошел вместе с любимой семьей навстречу гибели в подвал Ипатьевского дома.
В историографии единодушно отмечается, что Николай II тяготился императорской властью, он был мало приспособлен для выполнения той роли, которую ему пришлось «играть». В то же время он не намеревался отрекаться от престола, считая, что раз Господь возложил на него такое бремя, он должен его нести. И только когда его убедили, что отречение необходимо для блага России, он согласился на этот шаг.
И так, мы проанализировали лишь некоторые записи из дневника Николая II. Но даже они позволяют сделать вывод о том, что Николай был глубоко и искренне верующим, переживающим за судьбу России человеком, достойным причислению к Лику святых. Когда в 1990-х годах обсуждался вопрос о канонизации Николая II и его семьи, некоторые историки выступили против, мотивируя свою позицию неудачами и трагедиями во времена правления этого императора: Ходынка, «Кровавое воскресенье» и
т. д. Другие, стремились объяснить канонизацию лишь трагическими обстоятельствами гибели царской семьи. Между тем, попытка внести политический аспект в вопрос о канонизации Николая II сама по себе абсурдна. Нелепо думать, что к лику святых причисляют за удачные политические деяния или за «успешное» правление. Как раз это и не имеет существенного значения. То, что Николай II был «слабым политиком», свидетельствует лишь в его «пользу»: «хороший политик» - вряд ли повод для канонизации, ибо политика — дело сугубо мирское и в большинстве случаев далёкое от святости. Речь же идет совсем о другом. О духовном складе императора Николая II, бывшего человеком глубоко и искренне верующем, полагавшемся в своей жизни на волю Божью и принявшего все выпавшие на его долю испытания. Факт его отречения от престола, по сути, отказа от власти и от борьбы за нее — лишнее тому подтверждение. Иной политик проявил бы твердость и решительность, послал бы войска или сам возглавил их, подавил бы сопротивление в крови, железной рукой навел бы порядок или судорожно цеплялся бы до последнего за власть. Но не таков оказался Николай II. Его уход и последовавшие месяцы ареста. Вплоть до гибели со всей семьей в подвале Ипатьевского дома, когда он не только не покинул свою Родину, но и пошел на смерть, раскрывают смысл его духовного подвига. То, что одним кажется слабостью, для других — воплощение силы, но не силы государственной, физической или интеллектуальной. А силы нравственной и духовной. История русской монархии началась и закончилась подвигом царственных страстотерпцев: первых князей — мучеников Бориса и Глеба и последней царской семьи.
Категория: Возраст 14-17 лет | Добавил: Elena1970
Просмотров: 2474 | Загрузок: 301 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА