Понедельник, 20:27 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации учащихся » Возраст 10-13 лет

"Почему мы так говорим или крутая речь?"
[ Скачать с сервера (1.04Mb) ] 25.10.2014, 07:16

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…2
Молодежный жаргон-часть русского языка………………………………….....4
Исследование речи школьников МБОУ СОШ №6……………………….…….5
Заключение……………………………………………………………………..…8
Список использованной литературы…………………………………….……..9
Приложения……………………………………………………………..……....10

Введение
«Что происходит с нашей речью?» - этот вопрос задают сегодня писатели, учёные, журналисты. Многие люди (и в первую очередь молодёжь) предпочитают выражать свои чувства, оценку чего-либо словами: клёво, потрясно, железно, круто, кайф. Такие слова называются жаргонизмами, а язык, в котором эти слова употребляются,- жаргоном (от французского jargon – щебетание, болтовня, непонятный язык).
Речь современных учеников особенно приводит в негодование учителей, родителей, людей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. Жаргонные слова часто встречаются в газетах, в журналах, звучат в рекламных роликах, в телевизионных передачах. Они становятся главным способом выражения мысли, вытесняя слова литературного языка с тем же значением.
Оставаясь мало изученной частью русского языка, жаргонизмы закрепляются в разговорной речи учащихся моей школы. Посетив школьную и городские библиотеки, я убедилась, как мало представлено литературы по данной проблеме: в основном это энциклопедические словари, дающие толкование предмету моего исследования. Желание узнать, почему употребляют жаргонные слова школьники нашей школы, определило тему моей работы.
Цель исследования - выяснить причины употребления жаргонных слов школьниками разного возраста: старшими учениками начальной школы, учащимися среднего звена, выпускниками 9 класса.
Задачи:
 расширить знания о происхождении жаргонных слов, о проявлении интереса к нему со стороны современных исследователей русского языка;
 провести анкетирование с учащимися школы
 и проанализировать его результаты с точки зрения тематики используемых жаргонных слов, причин их употребления в речи школьников;
 сформулировать выводы по теме исследования, представив данные анкетирования в таблицах и диаграммах.
Объект исследования: нелитературная речь - жаргонные слова.
Предмет исследования: мотивы употребления жаргонных слов учащимися 4, 6, 9 классов школы.
Проблемный вопрос: почему жаргонные слова так часто употребляются в нашей речи?
Гипотеза: употреблять «крутые» слова модно и современно, потому они широко используются в речи учащихся моей школы.
Методы решения задач:
 изучение и анализ литературных источников;
 анкетирование;
 анализ и обобщение полученных данных;

1.Молодежный жаргон – часть русского языка
1.1. История возникновения жаргона
Ежедневно на улице и дома, при общении с детьми и взрослыми мы сталкиваемся с непонятными словами и выражениями. Этих слов не так уж и мало. Имя им - жаргон.
Жаргон - разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых профессией (жаргон лётчиков, программистов), занятием (жаргон спортсменов, коллекционеров), возрастом (молодёжный жаргон).
Жаргон – речь какой- нибудь социальной или иной, объединённой общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных.
Из толкового словаря Владимира Даля известно, что жаргон возник из языка коробейников – офеней. У этих торговцев всегда были разные товары и деньги, на них частенько нападали разбойники. Офени и придумали своеобразный язык, который могли понимать только они. Этот шифрованный язык передавался детям, внукам, правнукам. И так он простым людям понравился, что постепенно сам стал применяться нищими, конокрадами и просто разбойниками с большой дороги, против которых феня с начала и задумывалась.
Жаргон – нелитературная форма русского языка, которую население России, использует в непринуждённом личном общении. Различия внутри его связаны с возрастом, характером увлечения, профессией. История жаргонных слов насчитывает далеко не десятки лет, а тысячелетия. В старые времена основной причиной употребления жаргонных слов было желание зашифровать свою речь, чтобы не разглашать тайны и секреты.
1.2. Жаргон в молодёжной среде
При изучении молодёжного сленга следует учитывать возраст его носителей: в основном это лица от 7 до 35 лет. Именно молодёжные жаргонизмы являются тем зеркалом, в котором отражаются вкусы, привычки, стремления молодых людей.
В молодёжной среде жаргон бытовал издавна (жаргон семинаристов, гимназистов). Его часто называют сленгом (от англ. slang). Этот термин появился недавно.
Раскованный, непринуждённый молодёжный жаргон стремиться уйти от скучного мира взрослых, родителей и учителей. Взрослые говорят: «Хорошо!» Мы: «Клёво! Классно! Прикол!» Они: «Вот незадача!» Мы: «Облом!» Они восхищаются. Мы «Торчим и тащимся.» Сегодня жаргон школьников - объективная реальность. Больше всего он присущ устному общению, но нередко жаргонные слова можно встретить на страницах газет и журналов. Особенность молодёжного жаргона - его быстрая сменяемость. Одна из самых распространённых причин использования жаргонизмов молодёжью - потребность в самовыражении и встречном понимании.

2.Исследование речи школьников МБОУ СОШ№6
2.1. Цель анкетирования
Предметом исследования послужили жаргонизмы, употребляемые учащимися нашей школы. Исследование речи проводилось с целью выявления наиболее распространённых причин употребления жаргонизмов в речи школьников. Участникам исследования была предложена анкета, содержащая вопросы на выявление наиболее употребительных жаргонных слов, степени их необходимости, отношения к ним и мотивов их употребления в речи. Для решения поставленных задач мной было проведено анкетирование учащихся 4, 6, 9 классов. Возраст опрашиваемых: 9-16 лет. Всего в анкетировании приняло участие 49 человек: 4 класс -19уч., 6 класс -18уч., 9 класс- 12уч.
2.2. Анализ анкет
Обработка анкет позволила увидеть следующее: вообще не употребляют жаргонные слова только 3 человека(6%) из 49 опрошенных. Большое распространение среди выпускников начальной школы получили жаргонизмы – оценки(26%): классно, клёво, фиолетово, круто, улёт, супер и наименования людей по качеству их характера(59%): олень, неуч, баклан, лопух. Последняя группа слов делает речь грубой, обижает того, к кому обращены эти слова. Среди учащихся 6 класса кроме жаргонизмов-оценок(28%): угар, круто, велл, очень распространены слова, относящиеся к бытовой технике(62%): дивидюшник, сотик, комп, трубка. Девятиклассники в основном используют компьютерный сленг(56%): крыса, винт, клава, глюк и жаргонные слова из тематической группы, связанной с деньгами(31%): капуста, зелень. Немногочисленную группу составили слова – глаголы: отвяжись, обойдёшься, слышь, гонишь, зацени, отвали, достала (в 4 классе-13%; в 6-9%; в 9-12%) и устойчивые выражения: мне по фиг, вали отсюда по бырому, я не в теме, мне по барабану, давай до свидания (в 4-2%; в 6-1%; в 9-1%).(Приложение1)
На вопрос для чего учащиеся употребляют жаргонизмы в речи, школьники предложили такие варианты ответов:
Основные причины употребления слов - жаргонизмов учащимися школы
Класс Модно, современно Делают речь понятной для людей моего круга общения
Помогают преодолеть
недостаток слов в речи Для связи слов

Другая причина
4 10 2 1 1 Веселее общаться(5)
6 4 5 1 2 Проще и быстрее выражать мысль (6)
9 1 3 1 1 Привычка (6)

Анализ ответов позволил сделать следующие выводы: у учащихся 4 класса основная причина употребления жаргонных слов - дань моде(53%), желание создать свой язык, поднимающий настроение в общении со сверстниками(12%). Для учащихся 6 класса жаргоны удовлетворяют потребность в краткости речи(33%), в организации общения в среде своих сверстников(28%). Девятиклассники употребляют жаргонные слова в основном по привычке(51%) и чаще всего для понимания между собеседниками внутри своего круга общения(25%). (Приложение 2)
На вопрос нужны ли жаргонизмы в речи, в 4 классе положительно ответили 57% учащихся, в 6 классе - 55%, в 9 классе -42%(53% от числа всех опрошенных школьников). Не видят в них необходимости 9% от числа всех опрошенных школьников. Не задумывались о необходимости жаргонных слов в речи 34% школьников
Смогли бы учащиеся нашей школы обойтись без жаргона и стараются ли они не употреблять жаргонные слова в своей речи, школьники ответили так:
Необходимость в употреблении жаргонных слов и степень приложения усилий школьников в стремлении не применять их в речи
К
л
а
с
с Смогли бы вы обойтись без жаргона? Стараетесь ли вы не употреблять их в речи?
да нет не думал да нет не думал
4 5 8 6 6 8 5
6 7 6 5 10 5 3
9 6 - 6 6 - 6

С возрастом снижается острая необходимость в употреблении жаргонных слов. Жаль, что половина учащихся, выпускаясь из школы, не задумывается о качестве своей речи. (Приложение 3)

Заключение
Результаты анкетирования подтвердили гипотезу, что жаргон - частое явление в речи учащихся нашей школы. У представителей исследуемых возрастных групп эти слова повторяются, отличаясь количеством их употребления по определённой теме. Отдельные тематические группы слов, употребляемые старшеклассниками, совсем не используются в речи младших школьников. С возрастом меняется не только тематика, но и причины употребления жаргонных слов в речи учеников: желание быть модным, современным сменяется стремлением сделать свою речь более краткой, а потом переходит в привычку. Все нужные значения слов человек может передать с помощью литературного языка, но некоторым ученикам нашей школы это кажется довольно скучным, и они с удовольствием употребляют жаргонные слова. Для 6% от числа всех опрошенных учеников жаргонные слова помогают связать слова в предложении, для 10% преодолеть недостаток слов в их речи. Участники анкетирования считающие, что жаргонизмы имеют право быть в нашей речи, объясняют это следующим: окружение обязывает обновлять словарный состав, средства массовой информации стали более терпимы к их употреблению. Становясь старше, большинство школьников, стараются использовать жаргонизмы только внутри своего круга общения.
Любой, кто употребляет жаргонные слова, должен понимать, что жаргон не должен становиться главным способом выражения мысли и самоутверждения. Его бездумное употребление делает речь грубой и небрежной, а это недопустимо в речи современного человека.
Поставленные цели и задачи моего исследования решены. Как научиться хорошей речи? Это следующий этап работы по проблеме сохранения чистоты и красоты русского языка.

Список использованной литературы

1.Аксёнова М.Д. Энциклопедия для детей. Т.10 Языкознание. Русский язык.-2-е изд., испр. - М.: Аванта+,2001.с.499
2. Грачёв М.А. Словарь современного молодёжного жаргона. – М.: Изд-во Эксмо, 2007.с.11
3. Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.:Просвещение, 2009 с. 151
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка : 80000слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русс.языка им. В.В.Виноградова,-4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник,1999 с.190

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тематические группы жаргонизмов

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Причины употребления жаргонизмов

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Степень необходимости употребления жаргонных слов


Введение
«Что происходит с нашей речью?» - этот вопрос задают сегодня писатели, учёные, журналисты. Многие люди предпочитают выражать свои чувства, оценку чего-либо словами: клёво, потрясно, железно, круто, кайф. Речь современных учеников особенно приводит в негодование учителей, родителей, людей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. Оставаясь мало изученной частью русского языка, жаргонизмы закрепляются в разговорной речи учащихся моей школы. Посетив школьную и городские библиотеки, я убедилась, как мало представлено литературы по данной проблеме. Желание узнать, почему употребляют жаргонные слова школьники нашей школы, определило тему моей работы.
Цель исследования - выяснить причины употребления жаргонных слов школьниками разного возраста. Исходя из целей, следуют задачи:
 расширить знания о происхождении жаргонных слов, о проявлении интереса к нему со стороны современных исследователей русского языка;
 провести анкетирование с учащимися школы
 и проанализировать его результаты с точки зрения тематики используемых жаргонных слов, причин их употребления в речи школьников;
 сформулировать выводы по теме исследования, представив данные анкетирования в таблицах и диаграммах.
Ежедневно на улице и дома, при общении с детьми и взрослыми мы сталкиваемся с непонятными словами и выражениями. Этих слов не так уж и мало. Имя им - жаргон.
Жаргон - разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых профессией (жаргон лётчиков, программистов), занятием (жаргон спортсменов, коллекционеров), возрастом (молодёжный жаргон).
Жаргон – речь какой- нибудь социальной или иной, объединённой общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных.
Из толкового словаря Владимира Даля известно, что жаргон возник из языка коробейников – офеней. У этих торговцев всегда были разные товары и деньги, на них частенько нападали разбойники. Офени и придумали своеобразный язык, который могли понимать только они. Этот шифрованный язык передавался детям, внукам, правнукам. И так он простым людям понравился, что постепенно сам стал применяться нищими, конокрадами и просто разбойниками с большой дороги, против которых феня с начала и задумывалась.
Предметом исследования послужили жаргонизмы, употребляемые учащимися нашей школы. Исследование речи проводилось с целью выявления наиболее распространённых причин употребления жаргонизмов в речи школьников. Участникам исследования была предложена анкета, содержащая вопросы на выявление наиболее употребительных жаргонных слов, степени их необходимости, отношения к ним и мотивов их употребления в речи. Для решения поставленных задач мной было проведено анкетирование учащихся 4, 6, 9 классов.
Обработка анкет позволила увидеть следующее: Большое распространение среди выпускников начальной школы получили жаргонизмы – оценки(26%): классно, клёво, фиолетово, круто, улёт, супер и наименования людей по качеству их характера(59%): олень, неуч, баклан, лопух. Последняя группа слов делает речь грубой, обижает того, к кому обращены эти слова. Среди учащихся 6 класса кроме жаргонизмов-оценок(28%): угар, круто, велл, очень распространены слова, относящиеся к бытовой технике(62%): дивидюшник, сотик, комп, трубка. Девятиклассники в основном используют компьютерный сленг(56%): крыса, винт, клава, глюк и жаргонные слова из тематической группы, связанной с деньгами(31%): капуста, зелень. Немногочисленную группу составили слова – глаголы: отвяжись, обойдёшься, слышь, гонишь, зацени, отвали, достала (в 4 классе-13%; в 6-9%; в 9-12%) и устойчивые выражения: мне по фиг, вали отсюда по бырому, я не в теме, мне по барабану, давай до свидания (в 4-2%; в 6-1%; в 9-1%).(Приложение1)
Анализ ответов позволил сделать следующие выводы: у учащихся 4 класса основная причина употребления жаргонных слов - дань моде(53%), желание создать свой язык, поднимающий настроение в общении со сверстниками(12%). Для учащихся 6 класса жаргоны удовлетворяют потребность в краткости речи(33%), в организации общения в среде своих сверстников(28%). Девятиклассники употребляют жаргонные слова в основном по привычке(51%) и чаще всего для понимания между собеседниками внутри своего круга общения(25%). (Приложение 2)
На вопрос нужны ли жаргонизмы в речи, в 4 классе положительно ответили 57% учащихся, в 6 классе - 55%, в 9 классе -42% Не видят в них необходимости 9% от числа всех опрошенных школьников. Не задумывались о необходимости жаргонных слов в речи 34% школьников
С возрастом снижается острая необходимость в употреблении жаргонных слов. Жаль, что половина учащихся, выпускаясь из школы, не задумывается о качестве своей речи. (Приложение 3)
Результаты анкетирования подтвердили гипотезу, что жаргон - частое явление в речи учащихся нашей школы. У представителей исследуемых возрастных групп эти слова повторяются, отличаясь количеством их употребления по определённой теме. С возрастом меняется не только тематика, но и причины употребления жаргонных слов в речи учеников. Любой, кто употребляет жаргонные слова, должен понимать, что жаргон не должен становиться главным способом выражения мысли и самоутверждения. Его бездумное употребление делает речь грубой и небрежной, а это недопустимо в речи современного человека.
Поставленные цели и задачи моего исследования решены. Как научиться хорошей речи? Это следующий этап работы по проблеме сохранения чистоты и красоты русского языка.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тематические группы жаргонизмов

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Причины употребления жаргонизмов

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Степень необходимости употребления жаргонных слов

Категория: Возраст 10-13 лет | Добавил: sheleste
Просмотров: 894 | Загрузок: 51 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА