Воскресенье, 01:36 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Технология, соц.быт.

Воровство в детском возрасте. Анализ причин и коррекция.
[ Скачать с сервера (43.0 Kb) ] 18.01.2013, 14:38
Воровство в детском возрасте. Анализ причин и коррекция.
Дети, замеченные в воровстве, нуждаются в психологической помощи в виде оказания поддержки. Родителям, учителям, которые столкнулись с воровством своих детей можно посоветовать следующее:
• Не разбирать поступок ребёнка в присутствии большого числа людей. Поговорить с ребёнком отдельно от «потерпевшего».
• Установить запрет на воровство, объяснить, что это плохо и это не разрешается никому: ни детям, ни взрослым.
• Не наказывать ребёнка. Если он любит родителей, то отрицательные оценки ими его поступков уже воспринимаются ребёнком как наказание. Если же отношения ребёнка с родителями построены на неприятии, то тем более наказание приведёт к ухудшению этих взаимоотношений.
• Выяснить характер отношений ребёнка с другими детьми. Умеет ли он общаться со сверстниками, принимают ли они его.
Так ребёнок может украсть у родителей для того, чтобы купить шоколад и жевательную резинку, раздать ребятам и так добиться признания сверстников. Это не приведёт к улучшению положения ребёнка, а если воровство обнаружится родителями, то, возможно, обстановка в семье для него станет невыносимой. В этом случае ребёнок будет озлобленным, «закроется», никогда не проявит во вне чувство вины, раскаяния.
• Показать неотвратимость наказания и не читать нравоучений. При объяснении опираться на реальные потребности, желания, а не призывать к абстрактному «как тебе не стыдно».
• Не стремиться вызвать у ребёнка открытое чувство вины, не разрушать психологические защиты. Главное, чтобы он понял, что воровство осуждается вами и приводит к ухудшению отношений, а результаты воровства (покупка дружбы украденным) не приводит к желаемому. Если результаты воровства принесли удовольствие (купил то, о чём мечтал), то здесь нужно акцентировать внимание не на приятной стороне, а на том, что расплата в финансовом отношении будет соответствовать или даже превышать «доход». Необходимо продать то, что купил на украденные деньги и отдать их «потерпевшему». А в плане взаимоотношений воровство принесёт только вред.
• Оценивайте не личность, а поступок ребёнка. Окажите эмоциональную поддержку. «Я тебя люблю, но мне неприятно то, что ты сделал».
• Дайте возможность ребёнку принять самостоятельное решение. Начать надо примерно так: «Знай, что воровство наказывается, необходимо исправить то, что сделано. А затем поразмышлять над тем, как достичь цель, которую преследовал воровством, другим путём (как купить дорогую вещь или получить дружбу). Вырабатывать иные пути достижения цели.
Если ребёнок не ориентируется в этических нормах, не способен оценить собственные действия, то воровство основано на сравнительно безобидном стремлении иметь то, что принадлежит другому. Но чаще всего ребёнок не просто нечётко ориентируется в морально – этических нормах, не представляет последствий, хотя в целом может оценить воровство как нечто негативное и при этом иметь какие-либо личностные дисгармонии (заниженная самооценка, завышенный уровень притязаний и др.) Помните, что публичное разбирательство будет иметь только обратный эффект. Это малоэффективно и может привести к психологическим травмам, отразиться в целом на формировании личности. При большой аудитории у ребёнка возникает чувство незащищённости. Стыд, который появляется в такой ситуации, не становится основанием для исправления. Все публичные наказания усиливают деформацию личности и приводят к побуждениям скрыто совершать желаемое.
Этические представления становятся взаимосвязанными и превращаются в систему в юношеском возрасте, поэтому до 15 лет наряду с употреблением оценок действия, необходимо использовать поведенческие категории (надо, нельзя, запрещается).
Итак, первый шаг - это установить запрет. После запрета направление дальнейшего объяснения определяется возрастом, особенностями ребёнка и его взаимоотношениями со взрослыми. Любое объяснение должно быть интересным, информативным.
Реакция на детское воровство должна включать в себя три момента:
1. Выражение собственного отношения к воровству, т.е. отрицательная реакция на поступок.
2. Объяснение того, что случилось и почему воровство запрещается, т.е. пояснение причины появления отрицательной эмоциональной реакции взрослых на поступок ребёнка.
3. Описание того, что надо сделать, если найдена чужая вещь или украдена.
Необходимо формировать у ребёнка новую установку на воровство. Взрослые же, выливая гнев и возмущение, пропускают объяснение этой реакции. Ребёнок при этом пугается, переживает отрицательные эмоции, но не формирует у себя новые, желаемые взрослыми, установки. Формируя новые установки, основное внимание уделяйте не получению от ребёнка определённых действий (ребёнок может «под давлением» взрослого отдать украденное, но не сформировать у себя негативную установку на воровство»), но появлению новых отношений.
Для того, чтобы заставить ребёнка что-либо сделать, нужно актуализировать его потребность и мотивы и связать их с необходимостью совершения определённого поведения. Например, мотивируйте ребёнка отношением к себе или к другим значимым ему людям, а также самооценкой, самотождественностью. «Сделай так - так делают все хорошие дети» и пр.
Эффект воспитания будет выше, если обсуждаются не воровство вообще, а какой – либо конкретный его вид. (Воровство в школе, воровство у соседей, дома и пр.)
Сообщение информации о предмете установки: действии, направленном на присвоение чужих вещей, к последствиям.
Установки формируются в процессе опредмечивания потребностей, т.е. обнаружении путей их удовлетворения. Если ребёнок не знает, как получить «острые ощущения», кроме как решившись на запретное действие, то имеет смысл «переживание эмоций» и показ новых возможностей получения удовлетворения.
Коррекция может осуществляться в одном из двух направлений, в зависимости от конкретного случая:
1. Передача ребёнку необходимых сведений о социальной оценке воровства.
2. Оказание ребёнку помощи в решение межличностных проблем.
Бывает «бесцельное воровство» и «завистливое воровство». Сознательно дети воруют не потому, что хотят иметь такую же конкретную вещь, т.к. есть карманные деньги,и он может купить такую же, но и по причинам личностного порядка: одиночество, чувство покинутости и т.п. Однако не все дети обеспечены в достаточной мере в материальном плане. Здесь создаётся фрустрирующая ситуация: хочу иметь – не могу иметь. Если ребёнок не ощущает любви в семье, ощущает одиночество и заброшенность, то это существенно ослабляет возможности его личностной саморегуляции. Здесь появляется необходимость оказания ребёнку поддержки, выражения любви и одобрения, помощи в приобретении навыков выхода из критической ситуации.
Методы
• Открытое общение с чётким обозначением собственных стремлений, желаний, оценок переживаний, относящихся к действиям ребёнка.
• Отказ от вопросов (допроса) имеющих цель добиться признания ребёнка. Наихудшим началом корректирующей беседы будет вопрос: «Это ты сделал?» Появляющееся чувство вины «ослабляет» личность и вызывает психологическую защиту, например, такую, как агрессия (оцениваемая как строптивость, упрямство, испорченность) .
• Оперирование достоверной информацией. Демонстрирование ребёнку того, что его поступок известен, во многом уменьшит желание ребёнка лгать, отрицая совершённое действие. Подобно тому, как до лечения раны необходимо удаление из неё инородных предметов, так и в случае воровства, необходимо первоначально чётко указать на совершённый им поступок (обнаружить его, затем оценить его, обсудить недопустимость его повторения (своеобразное «удаление») и затем оказать помощь ребёнку в улучшении его отношений: внутриличностных и межличностных. Достоверная информация поможет не отвлекаться от цели коррекционной работы, проверяя «версии» происходившего и приписывание своих поступков другому лицу.
• Отказ от стремления добиться от ребёнка признания и называния себя вором. В беседе оказывается достаточным, если прозвучит описание произошедшего т. е. будет ясно, что педагог и ребёнок знают о совершённом и оценивают его одинаково.
• Сочетание негативных оценок совершённого поступка с высказыванием мнения о ценности личности ребёнка.
Категория: Технология, соц.быт. | Добавил: Проталинка
Просмотров: 5603 | Загрузок: 186 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА