Пятница, 22:05 

Все заявки, поступившие в срок с 10.11 по 22.11 будут обработаны 23.11.2018

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Технология, соц.быт.

"Использование ИКТ на уроках технологии"
08.01.2013, 20:53

«Активизация познавательной деятельности учащихся
на уроках технологии
посредством использования
информационных технологий»

Подготовила: Климок Екатерина Владимировна
учитель технологии
МБОУ Кировская СОШ №2
Адрес: Ростовская область
Целинский район
п.Вороново
ул.Восточная 16
e-mail: katerina.klimok@yandex.ru

п. Вороново
2012 г.

Введение
О неумолимом беге времени и неизбежных переменах в жизни людей, с ним связанных, справедливо писал А. Тарковский:
«Все меньше тех вещей,
Среди которых я в детстве жил,
На свете остается…» (1)
И это естественно. На смену «тем вещам» пришли другие. Жизнь требует новых подходов, иных решений. На современном этапе в преподавании технологии особое внимание уделяется овладению учащимися традиционных методов научного познания окружающего мира: теоретическому, практическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью.
В процессе преподавания технологии возникло желание в использовании разных форм, приемов и методов на уроках, которые бы способствовали активизации познавательной деятельности. Неоднократно мне приходилось слышать от родителей: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет».
Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.
Мною была проведена диагностика уровня развития интересов каждого школьника в классном коллективе. (Приложение 1)

Возникла проблема, требующая организации такой учебно – познавательной деятельности, которая позволила бы активизировать познавательную активность учащихся на различных этапах урока при использовании приемов и методов из развивающих педагогических технологий.
Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать. В современных условиях, когда человечеством осуществляется переход в информационное общество, определяющими становятся умения оперировать информацией и самостоятельно организовывать познавательную деятельность. Особенно остро эта задача становится перед учителем, который должен такой деятельности и научить, и организовывать ее использование в учебном и общественном процессе. Большую помощь в повышении эффективности образования оказывают информационные технологии.
Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения, приемов и форм из современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
При изучении методологических основ познавательной деятельности учащихся, возникла проблема, требующая глубокого изучения научной, методической и учебной литературы. Для этого мною была определена тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии посредством использования информационных технологий».

Для того, чтобы эффективно использовать современные информационные технологии и на удовлетворительном уровне научиться владеть современной техникой необходимо иметь определенный уровень знаний. Получить необходимые знания можно самостоятельно, но такой путь длинный и, к тому же, весьма тернистый, а можно с помощью специалистов. Получить необходимые знаний можно здесь http://study.pks-alteko.ru/programmyi/povyishenie-kvalifikaczii
Актуальность данной работы заключается в том, что появляется противоречие между трудностями усвоения учебного материала у детей с недостаточным познавательным интересом к учебе и необходимостью обеспечить выполнение обязательного образовательного стандарта, а также включением учащихся в активный познавательный процесс. Разрешить данное противоречие позволяет использование новых информационных технологий.
Целью данной работы является выявление форм и методов применения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс для активизации познавательной деятельности учащихся.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
• изучить психолого-педагогическую литературу и выяснить состояние проблемы использования информационных технологий в образовательном процессе;
• разработать методический материал по школьному курсу «Технология» с использованием новых информационных технологий;
• способствовать повышению уровня мотивации учебной деятельности к предмету;
• повысить качество знаний учащихся;
• активизировать познавательную деятельность школьников.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный методический материал с использованием новых информационных технологий может быть использован учителем технологии для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Использование компьютера на уроках технологии – это средство (одно из многих!) достижения учебных целей. Это средство, которое обогащает учебный процесс и способствует развитию и личности ученика, и профессионализма учителя.

Теоретическая часть
Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор его построения.
Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения.
Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение.
К.Д. Ушинский в интересе видел основой внутренний механизм успешного учения. Он показал, что внешний механизм приневоливания не достигает нужного результата. Даже И. Ф. Гербарт, признавая интерес имманентным свойством, призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребенку.
Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учится, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву. Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а наоборот, способствует этому. ( 3)
В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.
Общеизвестно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И, наоборот, трудно и тягостно учить тех, кто не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, на школу как на тяжелое бремя и кто подчас сопротивляется каждому начинанию учителя, каждому, даже разумному воздействию со стороны. Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности. Благодаря направленности личности школьника вся его познавательная деятельность приобретает избирательный характер, что создает устойчивое внимание к предмету познания. Под влиянием устойчивого внимания к объекту познания совершенствуется и сложившаяся динамическая система психических процессов, обеспечивающая развитие познавательной активности и самостоятельности личности. В самом деле, нет, и не может быть активной познавательной деятельности человека без устойчивого внимания с его стороны к законам и явлениям окружающего мира.
Познавательная деятельность личности всегда связана с каким-нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, - в первую очередь на те объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности. В процессе целенаправленной познавательной деятельности человек не только проявляет свое отношение к объектам окружающего мира, что пробуждает не только познавательное, но и регулярное значение: они не только помогают усваивать новые знания, но и оказывают плодотворное влияние на формирование отношений к самой познавательной деятельности. Познавательный интерес это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. (10 )
Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у школьников.
Интерес это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (по Петровскому)( 3 )
Познавательный интерес нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник кровно заинтересован. Процесс формирования познавательного интереса, как и всякой стороны личности, происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляют объективную основу развития познавательного интереса. При исследовании интересов используют следующие методы - анкетирование, сочинение, эксперементальные задания, интервью, лабораторный эксперимент, наблюдение, педагогический эксперимент, психологическое тестирование. В школе объектом познавательного интереса учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения. В сферу познавательного интереса включается не только приобретаемые школьниками знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познавания и содействующий постоянному поступательному движению школьника. Познавательный интерес сможет приобрести характер склонности, если человек усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности, предпочитает этот вид деятельности другим, если, наконец, он связывает с ней жизненные планы. Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:
- активный поиск;
- догадка;
- исследовательский поиск;
- готовность к решению задачи.
Эмоциональные проявления, вложенные в познавательный интерес:
- эмоции и удивления;
- чувство ожидания нового;
- чувство интеллектуальной радости;
- чувство успеха.
В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Со стороны учителя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей школьников, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося.
Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б. П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками.
Г. М. Лебедев указывает, что "познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении". (10 ) В перовом случае идет речь о самостоятельной деятельности учителя и учащихся, а во втором - о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия школьников. В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.
Сегодня одним из направлений модернизации системы образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации.
Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Об этом говорят многие педагоги-дидакты: Бабанский Ю. К., Скаткин М. Н., Махмутов М. И., Лернер И. Я., Пидкасистый П. И. и т.д. Несомненно, информационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности школьников. ( 8 )
Информационные технологии в последнее время становятся мощным средством активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся. Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса: во время лекций, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке, для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала.
В педагогической и методической литературе отмечены несколько направлений применения информационных технологий в образовании, среди них востребованы в школьной учебной практике - четыре основных: компьютер, как средство контроля знаний; лабораторный практикум с применением компьютерного моделирования; мультимедиа-технологии, как иллюстративное средство при объяснении нового материала, персональный компьютер, как средство самообразования.
В данной работе я представила свой опыт работы по использованию ИТ в преподавании технологии в урочной и внеурочной деятельности. Для организации различных уроков я использую приемы и методы из современных развивающих педтехнологий:
• Технология алгоритмического обучения: метод решения педагогических задач в виде последовательных умственных и практических действий.
• Технология программированного обучения: прием предъявления предписания по последовательному выполнению определенных действий.
Одной из форм организации учебной - воспитательной деятельности учащихся стали научно – практические конференции (школьные, районные, областные и т.д.). При подготовке и проведении школьных конференций учителя и учащиеся используют различные информационные технологии:
 сканирование,
 работа с офисными приложениями (Word, Excel и т.п.),
 создание презентаций (Power Point),
 Интернет – технологии,
 работа с готовыми программными продуктами.
Большую пользу приносит использование обучающих программ, ресурсов Интернета и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, является создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей, например, защиту творческого проекта. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.
При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более “слабых” в этом отношении учащихся. Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий.
Обучение в сотрудничестве с использованием информационных технологий не требует непосредственного присутствия участников группы, работа может производиться дистанционно, с передачей материалов и взаимным общением с помощью услуг Интернета. Это также поднимает деятельность отдельных участников группы на качественно новую ступень, позволяя привлечь к совместной деятельности и тех, кто по тем или иным причинам лишен возможности непосредственного участия в работе группы.
Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы — интерес к способам добывания знаний. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания школьников.
Сами по себе информационные технологии не осуществляют образовательной функции. Только при определенной системе применения ИТ в процессе обучения школьников можно говорить о наличии информационной технологии обучения.
Для чего же используются информационные технологии на уроках технологии, какие цели и задачи можно решить, применяя информационную технологию обучения?
На уроках технологии ставлю цели, решаемые посредством ИТ:
1. Интенсификация учебного процесса.
2. Активизация познавательной деятельности учащихся.
3. Формирование образовательных компетенций.
4. Обогащение понятийного аппарата: повышение уровня умений работать с информацией различных источников, баз данных.
5. Осуществление самообразования.
6. Формирование информационной культуры.
Эффективность компьютеров и информационных технологий, на мой взгляд, зависит от того, как я и мои учащиеся их используем, от способов и форм применения этих технологий.
Модели информационных технологий:
• выступление с опорой на мультимедиа Презентацию;
• компьютерное тестирование;
• использование электронных сборников-тренажёров;
• работа с электронными энциклопедиями;
Выступление с опорой на мультимедиа Презентацию.
Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации). Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт:
• активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;
• во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом, не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;
• большой объём информации может быть получен из интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;
• учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления.

Компьютерное тестирование.
Учитель, решивший воспользоваться тестовыми методом, может самостоятельно создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой- системой для создания тестов (такую возможность даёт использование интерактивного аппаратно-программного комплекса).
Компьютерное тестирование (с использованием индивидуальных пультов тестирования) даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками.
Работа с электронными энциклопедиями.
Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами.
Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. (например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)
По моему мнению, использование информационных технологий на уроках технологии позволяет сделать урок динамичнее, интереснее, эффективнее.
Изучив литературу по данному вопросу, я пришла к выводу, что современные компьютерные технологии имеют ряд преимуществ, они позволяют:
• использовать видеофрагменты, звуковое сопровождение, анимации с их остановкой, анализом, комментарием и удобным поиском фрагментов;
• многократно повторять интеллектуальные процедуры, контролировать результаты их выполнения;
• использовать интерактивные формы обучения, моделирующие элементы общения ученика с преподавателем, когда неверный выбор ответа на вопрос сопровождается разной реакцией;
• автоматизировать контроль и оценивание уровня знаний, систематизацию ошибок по нескольким параметрам и т.д. (1)
Работая над проблемой активизации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии посредством информационных технологий, я не забываю о том, что ни компьютер сам по себе, ни какое-либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение.
Высокие технологии, на мой взгляд, не должны становиться самоцелью образовательного процесса. Они лишь еще один инструмент в наших руках. Инструмент удобный, но очень опасный. Главным героем образовательного процесса был и остается ребенок, и здесь вполне уместно вспомнить правило врача: «Не навреди». Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении материала образовательной области «Технология».
Если технологические возможности сопровождены соответствующей методикой использования, то это делает преподавание предмета более привлекательным как для учителей, так и для учеников, может облегчить труд учителя, освободить его от рутинной работы на всех этапах обучения.
Сегодня использование информационных технологий очень актуально. ИТ – одно из средств активизации познавательной активности учащихся. Использование ИТ становится неотъемлемой частью работы современного учителя, стимулирует и развивает мышление, память.

Список литературы
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Школа-Пресс, 2002.
2. Булин-Соколова Е. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностный подход / Е. Булин-Соколова, канд.пед.наук //Учитель.-2005.-№3.-С.63-66.
3. Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. А.В. Петровского. М.. Просвещение, 1979. С. 101 – 215.
4. Грабецкий А.А. и др. Использование средств обучения на уроках технологии. - М.: Просвещение, 1988. - 160с.
5. Гин А.А. Приемы педагогической техники. 1990г.
6. Гоц Н.А. Применение информационных технологий на уроках. // Материалы конф. «Школа и компьютер». – М., 2004.
7. Интернет-ресурсы
8. Пикасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении М.,1990
9. Симоненко В. Д.. Технология 5 – 11 класс «Вентана – Графф, 2008 г.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва 1998г.
11. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение, С. 95 – 126.

Приложение 1
«Диагностика изучения познавательных интересов»
1. Тебе нравятся уроки технологии?
2. Считаешь ли ты работу, выполняемую на уроках технологии, однообразной?
3. Часто ли на уроках технологии возникает такое состояние, что "ничего не хочется делать"?
4.Пригодятся ли Вам знания по технологии в будущей жизни?

Категория: Технология, соц.быт. | Добавил: katerina13
Просмотров: 2427 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА