Вторник, 16:06 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Технология, соц.быт.

Психофизиологические особенности умственно-отсталых школьников в процессе трудовой подготовки
30.11.2014, 15:25

Психофизиологические особенности умственно-отсталых школьников в процессе трудовой подготовки.
На протяжении всей истории изучения умственной отсталости исследователи пытались систематизировать имеющиеся данные и создать классификацию различных форм умственной отсталости раннего возраста, охватывающую все их многообразие. Создания такой классификации имеет большую теоретическую и практическую значимость. Адекватность классификации умственной отсталости является необходимым условием эффективной диагностики каждого конкретного случая нарушения умственной деятельности, а это в свою очередь во многом определяет характер и эффективность применяемых коррекционно-развивающих мероприятий.
Создание единой классификации умственной отсталости раннего возраста является сложной проблемой, до сих пор не имеющей однозначного решения и требующей дальнейшей разработки. Сложность создания такой классификации обусловлена рядом причин. Среди них многообразие форм умственной отсталости и индивидуальный характер клинических картин, наблюдаемых в каждом отдельном случае, а также наличие большого количества критериев и оснований для классификации имеющихся данных. На сегодняшний день специалистами используется ряд классификаций, описывающих многообразие форм умственной отсталости с разных сторон и тем самым дополняющих друг друга.
Анализ проблемы создания единой классификации необходимо, на наш взгляд, проводить в историческом контексте, в котором отражаются возможные подходы к разрешению данной проблемы.
Первоначально изучением детского слабоумия занимались врачи (Е. Эскироль, Вуазен и др.). Ими была предпринята попытка типологизировать наблюдаемых больных. В качестве первого критерия для классификации была определена степень нарушения.
Рассмотрим основные из используемых в настоящее время классификаций. Следует отметить, что некоторые из этих классификаций описывают состояния умственной отсталости в широком ее понимании, некоторые же имеют отношение лишь к олигофрении.
Традиционным, как было показано, является разделение олигофрении по степени выраженности дефекта на три группы: - идиотию (по данным ВОЗ 5%), - имбецильность (20-25 %), - дебильность (70-80 %).
В случае идиотии речь идет о глубоком диффузном поражении коры полушарий головного мозга и подкорковых образований . Анатомическое изучение мозга этих больных показывает наличие грубых форм недоразвития (уменьшение количества корковых слоев, недоразвитие извилин, малое количество клеток, атрофии и т.п.). Поражение межуточного мозга выявляется в клинической картине в общей дисгармоничности, наличии эндокринных расстройств, уродств в строении черепа и скелета. При идиотии отмечается грубое нарушение кортикальных функций. Образование даже простых условных рефлексов резко затруднено
Принципы и методы исследования, организация экспериментальной работы.
Проведенный теоретический анализ обнаружил существование проблемы недостаточной изученности психофизиологических и психологических особенностей умственно отсталых детей в контексте проблемы недостаточной эффективности традиционной системы коррекционно-развивающего обучения при наличии актуальной потребности в ней. В связи с этим нами было организовано и проведено специальное исследование, направленное на эмпирическое изучение взаимосвязи психофизиологических и психологических особенностей у детей-олигофренов для выявления возможных путей коррекции интеллектуального нарушения с целью развития психики умственно отсталых детей и оптимизации процесса их социализации и адаптации. Кроме того, была разработана программа медико-психологического сопровождения процесса обучения умственно отсталых школьников и экспериментально изучена ее эффективность.
Экспериментальное изучение взаимосвязи психофизиологических и психологических особенностей и их роли в коррекционно-развивающем обучении детей-олигофренов состояло из следующих основных этапов:
1-подготовительный этап теоретического ознакомления с проблемой и формирования адекватной методологической и диагностической базы эксперимента;
2- организационный этап, который заключался в формировании репрезентативной выборки испытуемых, в ознакомлении с анамнезами испытуемых и в создании наиболее благоприятных условий для проявления ими своих возможностей в максимальной степени;
3- собственно диагностический этап;
4- этап обработки полученных результатов и разработки на их основе программы медико-психологического сопровождения коррекционно-развивающего обучения умственно отсталых школьников;
5- этап практического внедрения разработанной программы и анализа ее эффективности.
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.
Отличия трудовой подготовки детей с отклонениями в развитии по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками вызваны необходимостью ее усиления в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества. Задачами трудовой подготовки учащихся с отклонениями в развитии являются: воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности; коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития; профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве.
Эти задачи, являющиеся основополагающими для всех категорий детей с отклонениями в развитии, особое значение приобретают в отношении умственно отсталых учащихся, которые в силу своих интеллектуальных и психофизических особенностей и возможностей являются наиболее ущербными в плане обеспечения им общего образования, трудовой подготовки и особенно трудоустройства.
Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для умственно отсталых учащихся, как и для других детей с отклонениями в развитии, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе, школе VIII вида является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения. Решение этой задачи осложняется своеобразием самой трудовой деятельности, ее особой спецификой в учебном процессе (В.И. Бондарь, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко, Б.К. Клюшников, В.В. Коркунов, С.Л. Мирский, Б.И. Пинский, А.В. Политова, А.М. Щербакова). Выраженное недоразвитие у умственно отсталых детей психофизиологии трудовых процессов и формирования технико-технологических знаний, речемыслительной деятельности, определило необходимость разработки специфических требований к организации их трудового обучения, его практической и коррекционной направленности (Г.М.Дульнев, С.Л.Мирский, Б.Н.Пинский и др.). И, тем не менее, методическая сторона профессионального обучения, которая должна оказывать особое коррекционное воздействие на общее и профессиональное развитие учащихся, является еще недостаточно разработанной. В этом плане одним из главных условий в профессионально-трудовой подготовке подростков с проблемами в развитии, необходимо связать общекоррекционную направленность обучения, учет индивидуальных и типологических особенностей обучаемых на основе целевой, энергетической и исполнительной стороне их трудовой деятельности с основами психофизиологии труда. Таким образом, в системе коррекционного обучения умственно отсталых школьников четко выявились противоречия между:
- сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и современными социально-экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство;
- возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития учащихся, осложняющими им овладение даже доступными по их возможностям профессиями;
- ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с умственной отсталостью, и еще меньшим их количеством, по которым можно осуществлять профессионально-трудовую подготовку учащихся коррекционных школ VIII вида.
Все обозначенные противоречия затрудняют умственно отсталым выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда, к ним предъявляются те же требования, что и к их нормально развивающимся сверстникам, выпускникам общеобразовательных школ.
В центре внимания находится решение задач дифференцированного подхода к умственно отсталым школьникам в процессе трудового обучения и типологических особенностей, которые являются основой при формировании профессиональных навыков. Знание особенностей учащихся позволяет находить новые, наиболее рациональные пути педагогического воздействия, усиление роли коррекционной работы.
Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.
В системе коррекционного обучения умственно отсталых школьников в настоящее время можно четко выявить противоречия между:
- сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и современными социально-экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство;
- возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития учащихся, осложняющими им овладение даже доступными по их возможностям профессиями;
- ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с умственной отсталостью, и еще меньшим их количеством, по которым можно осуществлять профессионально-трудовую подготовку учащихся коррекционных школ VIII вида.
Все обозначенные противоречия затрудняют умственно отсталым выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда, к ним предъявляются те же требования, что и к их нормально развивающимся сверстникам, выпускникам общеобразовательных школ. Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых учащихся ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.
Наиболее полно задачам максимально открытого для трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-адаптационная и реабилитационная среда школ VIII вида. Правильно созданные в них условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, нравственно-этических. Эта среда должна, по возможности, компенсировать, ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.
Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для умственно отсталых учащихся, как и для других детей с отклонениями в развитии, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе, школе VIII вида является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения.
В центре внимания находится решение задач дифференцированного подхода к умственно отсталым школьникам в процессе трудового обучения и типологических особенностей, которые являются основой при формировании профессиональных навыков. Знание особенностей учащихся позволяет находить новые, наиболее рациональные пути педагогического воздействия, усиление роли коррекционной работы.
Трудовое воспитание является одним из важных коррекционных факторов воспитания личности умственно отсталого школьника. Включаясь в трудовой процесс, ребенок с нарушениями умственного развития коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется его самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Таким образом, можно сделать вывод, что коррекционная направленность трудового воспитания в специальной школе, позволяет не только выполнять свои специфические задачи, но и корректировать личностное развитие учащихся, формировать и развивать у них положительные, социально значимые личностные качества. Этому способствует вся организация трудового воспитания в школе, как работа с учащимися внутри класса, так и общешкольные мероприятия.

Литература:

1. Турчинская К.М. «Профориентация в коррекционной школе».
2. Антипов В.И. Внеклассные занятия по труду во вспомогательной школе. - М., 2008.
3. Архипкина Л.И. Работа по профориентации во вспомогательной школе интернате.
4. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 2008.
5. Вопилова И.В. Комплексный подход к трудовому воспитанию учащихся вспомогательной школы.
6. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.
7. Гнатюк А.А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. 2009.
8. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1969.
9. Дефектология, 1983 №1. Возможности трудовой подготовки глубоко отсталых учащихся.
10. Дьячкова А.И. Основы обучения и воспитания аномальных детей. - М., 1965.
11. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М., 2007.
12. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М., 1992.
13. Мозговой В.М. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. Межвузовский сборник научных трудов. - М., 2007.
14. Мачихина В.Ф. Воспитательная работа во вспомогательной школе. - М., 1980.
15. Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М., 2002.
16. Рубинтейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.
17. Чуркина А.И. Трудовое обучение во вспомогательной школе. - М., 2008.
18. Шинкаренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы. - Минск, 2009.

Категория: Технология, соц.быт. | Добавил: buyanovaluda
Просмотров: 711 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА