Пятница, 18:24 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

ISBN, УДК, ББК, СМИ

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Технология, соц.быт.

Из опыта работы "Экономическое образование и воспитание учащихся на уроках технологии"
13.05.2014, 19:12
Из опыта работы
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Организация и осуществление экономического образования и воспитания школьников на уроках технологии требует от учителя технологии высокой экономической подготовленности.
Задача учителя состоит в том, чтобы привести в действие все возможности технологического обучения для экономической подготовки школьников, используя педагогически целесообразные формы и методы, включить учащихся в экономическую деятельность, в экономические отношения, ознакомить с путями взаимодействия технологического процесса с окружающей средой, со способами защиты природы от отрицательных воздействий их взаимодействия, с безотходной технологией. Изучение всех этих вопросов способствует экономическому воспитанию школьников.
Поэтому на уроках технологии организовано непрерывное экономическое образование, отвечающее требованиям современной экономики, когда велика роль таких социальных ценностей, как знания, компетентность, профессионализм, хозяйственный расчет.
Наряду с решением традиционных задач, учителя технологии на уроках должны:
- конкретизировать и углублять уже имеющиеся экономические знания учащихся, развивать компетенции применения этих знаний на практике (определение режима экономии, учета и контроля расходования материалов и времени);
- использовать воспитательные функции организационно-экономических факторов: планирования, организации рабочего места, использования приспособлений, коллективной формы организации технологического процесса;
- воспитывать бережливость, расчетливость, дисциплинированность, ответственность, деловитость, предприимчивость и другие экономически значимые качества личности;
- обучать школьников экономическому анализу процесса и результатов, поиску резервов повышения его эффективности.
Чтобы обеспечить на уроке успешное усвоение школьниками экономических понятий, от самого учителя требуется:
- знание содержания и значения понятия;
- умение правильно выбрать способ формирования понятия, методы и приемы.
Методы, наиболее часто используемые для экономического образования и воспитания школьников, следующие:
1. Рассказ, объяснение, беседа. Используют их для сообщения учащимся новых экономических знаний, разъяснения содержания и значения экономических понятий. Эти методы применяют также и при изучении нового материала, например, по темам: «Оборудование и организация рабочего места», «Семейная экономика». Используют эти методы и для разъяснения требований по планированию работ, потребностей в материалах и инструментах; осуществления анализа хода и результатов работы.
2. Учебная демонстрация. Этот метод применяют для раскрытия структуры экономических понятий; для отображения эффективности технологических процессов, результативности мер режима экономии. Учебная демонстрация включает в себя показ схем, таблиц, плакатов, презентаций и видеофильмов, приемов наиболее эффективного выполнения технологических операций, рационального использования материалов.
3. Проверка и оценка экономических знаний и компетенций учащихся в процессе опроса, решения задач экономического характера, проведения деловых игр, подготовки проектов, сообщений.
Для закрепления экономических знаний и формирования экономических компетенций наиболее приемлемы следующие методы:
1. Упражнения (например: рациональная организация рабочего места, экономный раскрой материалов, определение на практике норм времени).
2. Практические работы, эксперимент, самостоятельные наблюдения (например: фотографирование рабочего процесса; наблюдение, сравнение и выяснение причин различной эффективности конечных результатов действий).
3. Решение задач (например: расчет расхода материалов, себестоимости продукта, заработной платы).
4. Работа с экономическими источниками информации.
Несомненное преимущество имеют те методы, которые активизируют познавательную деятельность учащихся в области экономики.
Деловые игры прочно заняли одно из первых мест среди наиболее перспективных методов обучения. Их используются для развития творческого мышления участников игры, формирования умений и навыков практической деятельности, для повышения интереса к занятиям, активизации восприятия учебного материала.
При обучении в школе используются следующие деловые игры.
1. Имитационные игры, во время которых имитируется деятельность какого-либо подразделения, например, обсуждение плана предстоящей производственной деятельности бригады при проведении кулинарных работ.
2. Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, для успешного проведения которых необходимо точное знание какого-то нормативного документа, положения. Например, деловая экономическая игра «Прибыльное производство».
3. Ролевые игры, во время которых отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного должностного лица. Для проведения таких игр разрабатывается модель ситуации, а между участниками распределяются роли с указанием «содержания». Например, деловая экономическая игра «Вариант».
Одной из форм ознакомления учащихся, в особенности старшеклассников, с проблемами экономики, достижениями науки являются научно-практические конференции школьников на экономическую тематику.
Проведение таких конференций способствует более осмысленному анализу тех процессов и явлений, которые происходят в экономике страны, заставляет по-новому посмотреть на характер производственно-экономических отношений при разных формах собственности; соотнести свои профессиональные намерения с требованиями конкретных профессий; задуматься о своем месте в будущей профессиональной деятельности.
Экономически важные качества личности практически невозможно воспитать словесными методами. Необходимо включение школьников в различные виды трудовой и экономической деятельности. Вот если подросток, выполняя работу, встречается с ситуацией, при которой без экономических знаний он не может выполнить возложенные на него обязанности, тогда их приобретение, пополнение и развитие станет естественной потребностью.
Жизнь показывает, что даже самая высокая экономическая образованность автоматически не формирует в людях бережливость, экономность, расчетливость, дисциплинированность, предприимчивость. Экономическая образованность может быть направлена и на удовлетворение личных корыстных целей и потребительских интересов. Поэтому очень важно, чтобы образованность сочеталась с высокой нравственностью. Важнейшей задачей учителя является привитие школьникам этики цивилизованного ведения трудовой и экономической деятельности.
Категория: Технология, соц.быт. | Добавил: Сво
Просмотров: 595 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА