Суббота, 08:52 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Технология, соц.быт.

Использование метода учебных проектов как системного компонента учебно-воспитательного процесса на уроках технологии
[ · Скачать удаленно (1.9 мб) ] 03.12.2012, 14:29
Актуальность
Одна из задач образования, которая является доминирующей в создании более человечного и справедливого мира, заключается в том, чтобы всем без исключения дать возможность проявить свои таланты и творческий потенциал.
Именно эта мысль, на мой взгляд, должна лежать в основе любого действия, касающегося реформирования образовательной области Технология.
В осуществлении этой задачи особое место психологи и педагоги отводят учебным проектам, основная особенность которых – преобладание практической деятельности, направленной на преобразование предметной реальности.
Слайд 1.
У тех, кто выбирает профессию педагога осмысленно, должно быть стремление развить в себе те же качества, которые необходимо формировать у школьников. И вот, поэтому, проектирую свою деятельность, как учителя, сама, и использую технологию учебных проектов на уроках. Как я это делаю – попробую рассказать.
Творческое проектирование заинтересовало меня несколько лет назад, еще до введения его в учебную программу. Это стало темой моего самообразования.
Эвристически найдя новую, отличную от традиционной, форму работы с учениками, хотелось убедиться в ее значимости.
Сначала пыталась выяснить, какие из проблем не решаются старыми, традиционными способами, рассматривала метод проектов, как возможное средство их решения.
Слайд 2.
Вот главные из этих проблем:
1. Как организовать обучение через желание? Если известно, что в традиционном обучении ученик чаще всего пассивен;
2. Мы должны учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике;
3. Как научить ребенка ориентироваться в потоке информации, выделять главное, т.е. формированию информационной компетентности у учащихся;
4. И, наконец, как изменить отношения между учителем и учеником? Как сделать так, чтобы преподаватель технологии стал лидером, а не ментором в совместной работе со своими подопечными. Речь идет о коммуникативной компетенции учителя и ученика.
Слайд 3.
В поисках решения этих проблем выдвинула основную идею, гипотезу своих исследований.
Если рассматривать метод учебных проектов как системный компонент учебно-воспитательного процесса, то это позволит повысить его качество.
И действительно, если рассматривать проекты не как итоговую самостоятельную работу учащихся, а как метод, то это позволит реализовать интеллектуальные, физические возможности по созданию новых товаров, имеющих новизну и значимость.
Всем известное высказывание Козьмы Пруткова «Зри в корень» - можно считать отправной точкой для формулирования цели педагогического проектирования.
Слайд 4.
Таким образом, целью моего исследования стало повышение качества технологического образования посредством использования творческого проектирования учащихся.
Слайд 5.
Достичь этой цели можно решив следующие задачи:
Создать условия, при которых потенциал ребенка будет использоваться полностью.
Формировать позитивное отношение к труду, как к личной и общественной ценности.
Предвидеть опасность механического заимствования чужого опыта.
Организовать процесс обучения таким образом, чтобы учащиеся приобретали знания в процессе выполнения усложняющихся проектных заданий, имеющих практическую ценность.
Изучение интересов школьников к предмету.
Слайд 6.
Для реализации моей идеи придерживаюсь следующих принципов:
Принцип деятельности.
Принцип свободы выбора.
Принцип последовательности.
Принцип развития.
Принцип межпредметности.
Слайд 7.
И основополагающий принцип метода проектов, который определила сама: исходить из интересов самого ребенка, непосредственно связанных с текущими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.

Теоретическое обоснование.
На полное теоретическое обоснование проектирования сегодня нет временных возможностей, да и необходимости – тоже, т.к. технология проектирования широко используется во многих учебных дисциплинах и не только.
Но стоит сказать, что метод проектов зародился во второй половине XIX века в США (основоположник Дж. Дьюи), идеи которого привлекли внимание советских педагогов в 20-30 годы (С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко).
А в современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода.
Я пыталась глубоко изучить все стороны этого непростого и универсального средства для правильного и эффективного использования.

Слайд 8
Так что же такое учебный проект?

Проблема проекта «Почему?»
(это важно для меня лично) Актуальность проблемы - мотивация
Цель проекта «Зачем?»
(мы делаем проект) Целеполагание
Задачи проекта «Что?»
(для этого мы делаем) Постановка задач
Методы и способы «Как?»
(мы это можем делать) Выбор способов и методов, планирование
Результат «»Что получится?»
(как решение проблемы) Ожидаемый результат

Это и актуальность проблемы с вопросом для учащихся «Почему это важно для меня лично?»; и целеполагание, где дети должны понять «Зачем мы делаем проект»; и умение формулировать задачи – «Что для этого мы делаем?»; и выбор способов, методов, планирование, с вопросом «Как мы это можем сделать?»; и, конечно, ожидаемый результат – «Что получится?».
Теперь о методических приемах организации выполнения проектов.
Далее в своих исследованиях анализирую имеющийся опыт. Определяю причины затруднений и пути их устранения. Другими словами, планирую свои дальнейшие действия.
Слайд 9.
План реализации проектной деятельности.
Причины затруднений Планируемые пути выхода
Догматизм учебных программ Корректировка существующих программ.
Упрощенная трактовка проекта Система работы по развитию творчества:
1. Работа с элементами творчества.
2. Развитие самостоятельности.
3. Создание «банка проектов».
Узкий «технологизм» Разработка и внедрение интегрированных проектов, уроков.

Преувеличенный оптимизм Развивать и поддерживать коллективные проекты.

Догматизм. Авторы рассматривают метод проектов фактически в качестве единственного средства обучения.
Упрощенная трактовка проекта. Сама по себе реализация проектов не разовьет в полной мере творческой личности.
Узкий «технологизм». Следует учитывать проведение междисциплинарных проектов, интегрированных уроков.
Преувеличенный оптимизм. Нельзя поддерживать только индивидуальные проекты, может развиться индивидуализм. Уделять внимание коллективным проектам.
Слайд 10.
Система работы по развитию творчества.
Здесь я использую методику развития творчества американских психологов Гилфорда и Торранса, модифицированные тесты Винокуровой (Дорисовывание). На основе этой методики разработала свои задания для учащихся по всем основным разделам программы.

Раздел проекта Задания для учащихся
Материаловедение «Рассуждение о ткани». 5-6 кл.
Терминология «Тайные шифры». 8 кл.
ТБ «Придумай знак». 5-8 кл.
Работа над логотипом Фирменные знаки». 5-8 кл.
Конструкторский этап «Дорисуй». 5-8 кл.

Межпредметные связи.
Умение приложить технологические знания и трудовые умения к решению задач, выдвинутых практикой, требует знаний по другим учебным дисциплинам.
Приведу примерную тематику проекта, где прослеживается межпредметная связь.
Слайд 11.

Примерная тематика проектов учащихся.
Тема проекта Учебный предмет
Интерьер классной комнаты. ИЗО, геометрия, черчение.
Исторический костюм (по произведениям А.С. Пушкина). Литература, ИЗО.
Сбалансированное питание. Биология, география.
История костюма (картинная галерея). История.
Одна из первостепенных задач – сформировать алгоритм творческой, продуктивной деятельности.

Алгоритм выполнения проекта.
(слайды 12-13-14 – фото)
К 8-му классу сложность и глубина исследований нарастает и, соответственно, увеличивается время, отводимое на разные виды деятельности.
Слайд 15.

Примерное распределение времени на различные виды деятельности во время выполнения проекта (5 класс).
Слайд 16.

Примерное распределение времени на различные виды деятельности во время выполнения проекта (8 класс).

В 8-м классе дополнительно вводятся новые компоненты проекта:
Требования к изделию.
Составление технологических карт.
Исследования.

Диагностика.
Результаты диагностики всегда помогали мне строить свою работу. В качестве инструментария использую анкеты, опросники, интервью, контрольные срезы, тесты и др.
Диагностика творческого роста.
При анализе результатов исследования образной креативности выделяю следующие составляющие:
1. Беглость.
2. Гибкость.
3. Оригинальность.
4. Способность к детальной обработке.
Слайд 17.

Результаты педагогической деятельности.
Слайд 18.

Диагностика результатов обучения.
Насколько успешна деятельность учителя можно судить по успехам учеников. Пусть не было крупных побед, но участие в городских Олимпиадах всегда было результативным.

Слайд 19.
Продуктивность опыта.
В результате проектной деятельности учащиеся:
1. Успешно овладевают системой знаний, практических умений и навыков в области Технология.
2. У школьников появляется устойчивый интерес и положительное отношение к урокам Технологии.
3. Развиваются качества, необходимые для дальнейшего обучения технологическим процессам.
4. Проектная работа создает уникальные возможности для развития коммуникативных качеств учащихся.
Заключение.
Таким образом, совершенно очевидно, что творческое проектирование перед каждым школьником открывает возможности проявить себя, выявить свои способности, будущую профессиональную деятельность.
На мой взгляд, введение метода проектов в технологическое, да и основное образование оказывается путем не только многообещающим, но даже необходимым для педагогического процесса.

Использованная литература:
1. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семи¬нара. М., МИПКРО, 2001.
2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельно¬сти. Народное образование, 2000., № 7.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образова¬ния: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повы¬шения квалификации педагогических кадров. Е.С. Полат и др. Под редак¬цией Е.С. Полат. М., Издательский центр «Академия», 1999.
4. Пахомова Н.Ю. Метод проектов. Информатика и образование. Междуна¬родный специальный выпуск журнала: Технологическое образование, 2001.
5. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. Учитель, 2000, № 4. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. Учитель, 2000, № 1.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и уча-щегося в современной школе. — М., Сентябрь, 2008.
Категория: Технология, соц.быт. | Добавил: sva_56
Просмотров: 1322 | Загрузок: 399 | Рейтинг: 1.5/2
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА