Пятница, 06:56 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Технология, соц.быт.

Формирование сенсорных эталонов на занятиях кулинарии
[ Скачать с сервера (19.9Kb) ] 13.09.2013, 21:26
Сенсорная кулинария – прекрасное средство, дающее множество потенциальных возможностей быть успешным учеником. Занятия по кулинарии направлены на формирование не только трудового воспитания, а также нравственного, эстетического и сенсорного воспитания. Большая роль отводится сенсорному воспитанию. Сенсорное воспитание - основа умственного развития ребенка.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, затем в школе и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание ,мышление, воображение – строятся на основе восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Содержание сенсорного воспитания – круг свойств, качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены детьми определенного возраста. В течение жизни ребенок познает сенсорные эталоны, которые составляют содержание сенсорного воспитания. Сенсорные эталоны – образцы, выработанные в процессе общественно-исторического опыта. Существуют следующие сенсорные эталоны: эталоны цвета, эталоны формы, эталоны пространственной ориентировки, эталоны времени, эталоны слуховой чувствительности, эталоны тактильной чувствительности, эталоны развития обоняния, эталоны вкусовых ощущений.
Усвоение сенсорных эталонов — сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон — значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Так, например, форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлений действительности. Для определения других свойств предметов применяются сенсомоторные действия: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.
Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестетическое (двигательное) восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Так при работе с продуктами питания на занятиях по кулинарии мы изучаем характерные свойства каждого продукта: форма, размер, цвет, вкус и т.д. Например: яблоко круглое, зелёное, большое, кислое и твёрдое. Важно, чтобы дети научились выделять существенные признаки предметов. Такой полный анализ ребёнок даст только при обучении различным способам обследования предметов, с применением соответствующих сенсорных эталонов.
На занятиях по кулинарии ведётся целенаправленное формирование следующих сенсорных эталонов:
• Эталоны вкуса – сладкий, горький, солёный, кислый. Для закрепления навыков проводится дидактическая игра «Узнай на вкус»;
• Эталоны обоняния (запахи могут вызывать сильные эмоции и запоминаются надолго. Человек может различать свыше 10 000 различных запахов). Основные категории запахов: мятный, острый, лёгкий, цветочный, отвратительный. Дидактическая игра « Узнай по запаху»
• Эталоны тактильной чувствительности – мягкий, твердый, мокрый, сухой, холодный, горячий;
• Эталоны формы - сопоставление предметов кухни и продуктов с геометрическими фигурами. Круг, овал, квадрат, треугольник ( формы нарезки продуктов). Дидактическая игра «Волшебные мешочки с крупами»;
• Эталоны цвета – семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности. Раскрась овощи и фрукты.
• Эталоны величины (килограммы, литры);
• Эталоны длительности времени (минута, секунда, час, сутки и др.);
• Эталоны пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др.)
Осваивая под руководством взрослых эталонные значения качеств на основе предшествующего собственного сенсорного опыта, ребенок поднимается на новый, более высокий уровень знаний — обобщенных, систематизированных, Но знание эталонов позволяет ребенку анализировать действительность, самостоятельно видеть знакомое в незнакомом и особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности. Дети учатся применять освоенные эталоны качеств, для анализа предметов, учат сравнивать предмет с эталоном, замечать сходство и отличие. Это позволяет видеть особенности предметов, видеть известное в новом, относить предметы к группам по различным качествам. Овладение эталоном поднимает умственную деятельность ребенка на новую ступень: формируется процесс обобщения на чувственной основе (эталон), углубляются процессы анализа, обобщения на основе владения эталоном.
В результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением; происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности.
Категория: Технология, соц.быт. | Добавил: маргоша
Просмотров: 1224 | Загрузок: 178 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА