Суббота, 22:30 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Социальному педагогу

Программа "SOS" (профилактика безнадзорности правонарушений несовершеннолетних)
[ Скачать с сервера (31.8Kb) ] 15.11.2013, 15:45
Пояснительная записка:
Актуальность. Проблема правового воспитания ребёнка остаётся актуальной в школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций человека. Особое внимание должно уделяться детям подросткового возраста, так как в 14 – 17 лет активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Вызывает тревогу факт, что увеличивается количество безнадзорных детей, употреблением спиртных напитков, мелким воровством.
Каковы основные причины беспризорности и правонарушений обучающихся в образовательном учреждении?
Среди основных причин беспризорности и правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:
• неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ родителей заниматься воспитанием своих детей, эмоциональное отвержение, бесконтрольность);
• недоразвитие эмоционально-волевой сферы обучающихся с проблемами в развитии, которое влечет за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражение и др.);
• неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.
Эти факторы предопределяют неадекватные и неадаптивные формы поведения обучающихся с проблемами в развитии. Этим и объясняется большой процент нарушенного поведения у школьников с ограниченными возможностями здоровья. Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, ранней алкоголизации. Обучающиеся с проблемами в развитии из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений.
Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений. Поэтому свои усилия наше образовательное учреждение направляет на профилактику асоциального поведения и негативных явлений среди учащихся, на то, чтобы ребенку не пришлось остаться один на один с улицей.
С этой целью нами была составлена Программа «SOS» (по профилактике безнадзорности правонарушений несовершеннолетних,
работа с детьми группы «риска») МКОУ «Восяховская СОШ».
Сроки реализации программы - 2013-2016 гг.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон от 24.06.99 №120-ФЗ “ Об основах профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”.
Цель программы - формирование в МКОУ «Восяховская СОШ» единого социально-педагогического пространства в сфере профилактики правонарушений, безнадзорности, наркомании обучающихся и воспитанников.
Задачи программы:
1. Обеспечение сохранения здоровья, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
2. Создание условий по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних:
• изыскание наиболее приемлемых условий для жизнедеятельности учащегося;
• систематизация антинаркотической, антиалкогольной пропаганды среди учащихся;
• формирование здорового образа жизни;
• оздоровление системы межличностных отношений подростка, восстановление его социального статуса в коллективе сверстников;
• организация изучения психических состояний подростка, особенностей его личностного развития и поведения;
• привитие навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе общепринятых норм;
• привлечение обучающихся к общественно-полезной деятельности;
• включение детей и подростков в коллективные творческие виды деятельности;
• содействие профессиональной ориентации и получению специальности;
3. Изучение возможностей взаимодействия педагогического коллектива с общественными и государственными организациями по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.
В реализации программы принимают участие:
• заместитель директора школы по воспитательной работе;
• социальный педагог;
• педагог-психолог;
• педагог-организатор;
• инспектор по делам несовершеннолетних;
• классные руководители;
• медицинские работники;
• учащиеся и их родители.

Ожидаемые результаты:
1. Активизация деятельности школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. Снижение количества несовершеннолетних детей, склонных к правонарушениям, безнадзорности, и других форм негативного социального поведения.
3. Снижение количества обучающихся, не посещающих школу по неуважительным причинам.
4. Максимальный охват несовершеннолетних досуговой деятельностью
Содержание программы. Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:

Этап Содержание
Изучение подростка и окружающей его среды Диагностика подростка
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности
Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа
Самовоспитание Поддержка подростка в процессе самовоспитания

Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
Пропуски занятий фиксируются в журнале пропусков, обсуждаются на совещании классных руководителей, заместителей директоров, педагогических советах.
Планы мероприятий по каждому блоку работы
Организационная работа:
• Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с ПДН РОВД.
• Проведение тематических педагогических советов: «Социально-педагогическая работа с детьми девиантного поведения», «Как подготовить наших детей к вступлению в жизнь в новых условиях (или к вопросу социальной адаптации наших детей)», «Социальный педагог в защиту прав несовершеннолетних».
• Планирование работы по профилактике алкоголизма, наркомании.
• Составление социального паспорта класса, школы.
• Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.
• Проведение операции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона школы, выявление обучающихся, не посещающих школу).
• Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в кружки.
Диагностическая работа:
• Анкетирование учащихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
• Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл).
• Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.
• Заполнение карты здоровья учащихся.
Профилактическая работа со школьниками:
1 направление: Предупредительно-профилактическая деятельность:
• Проведение мероприятий совместно с ПДН РОВД.
• Классные часы по пожарной безопасности.
• Организация правового всеобуча.
• Профориентационная работа.
• Проведение бесед по профилактике употребления алкаголя.
• Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:
o Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки;
o Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
o Оказание помощи в трудоустройстве в летний период;

2 направление: Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.
Работа в этом направлении предполагает:
• Выявление причин отклонений в поведении;
• Беседы социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
• Беседы инспектора ПДН;
• Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки.
• Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.

Профилактическая работа с родителями:
• «День открытых дверей» для родителей.
• Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
• Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
• Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.
• Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в Центр помощи семье и детям.
План мероприятий по профилактике правонарушений, беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних

№ Наименование мероприятий Сроки Ответственный
1 2 3 4
1. Организационно–распорядительная деятельность
1 Планирования работы по профилактике правонарушений, беспризорности и безнадзорности на текущий год Август Зам.директора ВР, социальный педагог
2 Посещение по месту жительства обучающихся, состоящих на учете в ПДН и ВШУ, имеющих отклонения от норм поведения По мере необходимости Социальный педагог
3 Организация эффективного взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних В течение года Зам.директора ВР
4 Разработка и реализация комплекса мер по обеспечению общественно полезной занятости несовершеннолетних в течении учебного года В течение года Зам.директора ВР, педагог-организатор
5 Планирование рассмотрения вопросов профилактики правонарушений и безнадзорности на заседаниях педагогических советов, совещаниях при директоре школы Сентябрь Директор, зам.директора ВР
6 Организация рейдов всеобуча с целью получения информации о детях, не посещающих школу 1 раз в четверть Зам.директора ВР, социальный педагог, классные руководители
7 Организация летнего отдыха и занятости несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН и ВШУ Июнь - август Зам.директора ВР, социальный педагог, классные руководители
8 Мониторинг занятости в летний период обучающихся на различного рода профилактическом учете Июнь - август Социальный педагог, классные руководители
1 2 3 4
2. Информационно-аналитическая деятельность
1 Выявление и учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, корректировка банка данных о несовершеннолетних указанной категории Сентябрь Зам.директора ВР, социальный педагог
2 Выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительной причине учебные занятия, коррекция информации банка данных о несовершеннолетних указанной категории Ежемесячно Зам.директора ВР, социальный педагог
3 Организация информационной деятельности классных руководителей по вопросам профилактике правонарушений, беспризорности:
- наличие информации о занятости обучающихся класса в свободное от школьных занятий время;
- наличие социального паспорта;
- наличие списка обучающихся, состоящих на учете в ПДН, ВШУ, с полной информацией о них;
- наличие журнала учета индивидуальной работы с обучающимися девиантного поведения Сентябрь.
В течении года Зам.директора ВР, классные руководители
4 Подготовка информации о положении по правонарушениям за летний период Август Социальный педагог
5 Информированность родительской общественности по вопросам обеспечения защиты от информации, наносящей вред здоровью детей, их нравственному, духовному и физическому развитию Сентябрь,
март Директор, социальный педагог
6 Организация родительского всеобуча по вопросам профилактики правонарушений, беспризорности, безнадзорности, профилактики заболевания СПИДом Сентябрь,
март Директор, социальный педагог
7 Анализ работы по профилактике правонарушений, беспризорности, безнадзорности за прошлый год Май Зам.директора ВР
3. Мероприятия воспитательной направленности
1 Совершенствование досуговой деятельности по месту жительства и привлечение к проведению культурно-массовых общественных мероприятий В течение года Зам.директора ВР, классные руководители
2 Организация деятельности по вовлечению несовершеннолетних, состоящих на различного рода профилактическом учете и имеющих отклонения от норм поведения, в работу творческих объединений, спортивные секции, клубы по интересам В течение года Зам.директора ВР, классные руководители
3 Осуществление мер по дальнейшему развитию сети дополнительного физкультурного образования и увеличению численности контингента обучающихся, находящихся в социально опасном положении, занимающихся физической культурой и спортом В течение года Администрация, классные руководители
4 Организация и проведение единых классных часов по профилактике правонарушений, беспризорности, безнадзорности В течение года по плану работы ОУ Зам.директора ВР, классные руководители
5 Организация и проведение единых классных часов по профилактике СПИДа В течение года по плану работы ОУ Зам.директора ВР, классные руководители
6 Организация и проведение выставок рисунков, плакатов, газет по тематике профилактике СПИДа, правонарушений, беспризорности
7 Использование видео – и мультимедийных средств в проведении по профилактике СПИДа, правонарушений, беспризорности
8 Участие в работе районных, городских семинаров по вопросам профилактики негативных проявлений среди обучающихся, по разработке и реализации программ индивидуального сопровождения обучающихся, находящихся в социально опасном положении В течении года Зам.директора ВР, зам.директора по НМР, классные руководители
9 Организация и проведение методических семинаров для классных руководителей по вопросам изучения нормативно-правовой базы по профилактике правонарушений, безнадзорности, беспризорности По плану Зам.директора ВР, методист
4. Мероприятия общей специализированной направленности
по профилактике правонарушений
1 Организация и проведение месячника по профилактике правонарушений, безнадзорности, беспризорности По плану Зам.директора ВР, социальный педагог, инспектор ПДН РОВД
2 Организация и проведение дней профилактики правонарушений с участием родителей, работников правоохранительных органов
3 Обследование семей детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и имеющих риск социального сиротства в целях защиты их прав По мере необходимости Зам.директора ВР, классные руководители
4 Организация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних В течении года Зам.директора ВР, социальный педагог
5 Оформление документов на комиссию по делам несовершеннолетних По мере необходимости Социальный педагог, классные руководители
6. Организация работы социально-психологической службы
1 Организация индивидуальной профилактической работы с обучающимися, находящимися в социальном положении, имеющими проблемы в поведении, обучении, развитии и социальной адаптации В течение года Социальный педагог, педагог-психолог
2 Совершенствование профилактической работы с семьями и детьми, нуждающимися в оказании помощи на ранней стадии их социального неблагополучия, в целях своевременного оказания комплексного социально-психологического сопровождения семьи и ребенка В течении года Социальный педагог, педагог-психолог
3 Проведение информационно – пояснительной работы с родительской общественностью по вопросам профилактики правонарушений, беспризорности и безнадзорности В течении года Социальный педагог
Категория: Социальному педагогу | Добавил: ОльгаЧ
Просмотров: 1041 | Загрузок: 111 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА