Четверг, 10:22 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Социальному педагогу

Программа "Мы вместе"
22.04.2013, 13:15
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. Наименование программы: «Мы вместе»
2. Цель программы:
оказание помощи в создании оптимальных условий для успешной адаптации семей переселенцев, имеющих детейв социуме нашего города.
3. Авторы
программы: Социальные педагоги комнаты школьника «Шанс»Абдулова Фания Тухфатовна, Илькаева Ильсияр Халилулловна,СемененкоЛариса Фаиловна
4. Срок реализации программы: февраль 2013г. – январь 2015г.
5. Категория участников: 5-10 семей, имеющих детей 9-12 детей из семей переселенцев, посещающие к/ш «Шанс» в возрасте от 8до12 лет
6. Количество участников: Охват около 50 человек – семьи переселенцев с детьми
7. Организации-партнеры Храм Божия Архистратига Михаила;
Соборная мечеть;
МБОУ СОШ №6;
Диаспоры.
8. Место реализации: Муниципальное бюджетное учреждение «Комплексный центр социально-досугового обслуживания детей и молодежи»;
Комната школьника «Шанс»
9. Адрес, телефон ЯНАО, Тюменская область,
г. Ноябрьск, ул. Магистральная, д. 47 «Б»,
т. 8(3496)39-80-67, 39-80-68 (факс)
Е-mail: csr_nojabrsk@mail.ru
Подростковый клуб «Шанс», ул. Ленина-19.
Контактный телефон: 32-99-70.

Пояснительная записка

В современном мире все более остро встает проблема миграций – перемещений населения по различным территориям. В поисках новой лучшей жизни устремляются потоки мигрантов в территории с более стабильным социально-экономическим положением. Ямал – один из передовых регионов России. Поэтому является местом, привлекательным для жизни всех слоев населения. Русское население автономного округа составляет 58% от всей численности. Второй по численности национальной группой на территории автономного округа являются украинцы – 13%. Третья группа – это коренные и малочисленные народы Севера, которые в совокупности составляют 7%. Представители народов Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии составляют пятую по значительности национальную группу в автономном округе.
Усиливающаяся миграция приводит к национальной неоднородности и структурным изменениям в этническом составе населения города. Изменения, связанные с расширением межнациональных контактов, усилили взаимодействие представителей разных национальностей и вместе с тем противоречия и разногласия на национальной почве. Сложившаяся социально-педагогическая ситуация определяет стратегические цели государственной политики, среди которых важное место занимают сотрудничество между народами, защита всех национальных культур, что обуславливает необходимость воспитания межнациональной толерантности.
Ноябрьск – это первый по численности населения и промышленному потенциалу город в Ямало-Ненецком автономном округе, и миграционные процессы в городе имеют довольно широкий размах. По статистическим данным отдела УФМС России по ЯНАО в г.Ноябрьск, за девять месяцев 2012 года в наш город прибыло около 12 тыс. иностранных граждан, в то время как за весь прошлый год количество приехавших не достигало 8 тыс. человек. Учитывая, что население Ноябрьска насчитывает порядка 120 тыс. человек, каждый десятый в городе – приезжий.
Одна из главных проблем, с которой сталкиваются переселенцы на новом месте жительства - это проблема социокультурной адаптации, связанная с культурными различиями и изоляцией. Отсутствие у подавляющего большинства семей переселенцев регистрации, постоянного жилья, работысамым негативным образом сказывается на психологическом климате в семье. Значительную часть переселенцев составляют дети, многим из которых предстоит в дальнейшем жить и трудиться в нашем городе. В связи с этим чрезвычайно актуальной становится проблема адаптации детей и подростков из семей переселенцев в социуме. У детей переселенцев наблюдаются трудности в общении со сверстниками, обычно это связано с языковым барьером. По этой причине они проявляют замкнутость, иногда агрессивность и вспыльчивость, негативизм, плаксивость. Такие трудности в общении приводят к сужению поля контактов, случается, что дети мигрантов попадают в число детей, имеющих статус «отвергаемых», «изолированных».
Интерес специалистов к теме социокультурной адаптации семейпереселенцев и их детей существует уже давно, и тем не менее, эта тема недостаточно разработана,особенно в ее прикладном аспекте. С целью содействия успешной адаптации и интеграции в изменившихся социальных условиях семей переселенцев, имеющих детей, в 2012 году социальными педагогами комнаты школьника «Шанс», реализован проект «Мы вместе». В течение года 9 семей переселенцев, имеющих детей, получили комплексную социально-воспитательную, социально-педагогическую и информационную помощь.
Программа «Мы вместе» посвящена актуальной проблеме содействия успешной адаптация семей и детей переселенцев. Запланированные мероприятия предполагается реализовывать на базе комнаты школьника «Шанс». Планируется проведение индивидуальных и групповых консультаций, направленных на эффективную адаптацию переселенцев в новых социальных и культурных условиях. С несовершеннолетними запланированы групповыемероприятия, формирующие представление о городе Ноябрьск и его жителях, и что самое важное, направленные на формирование толерантного отношения к людям разных национальностей. Исходя из основных проблем данных семей, перечисленных выше, планируется организация мер по предоставлению безвозмездной помощи в виде продуктов, вещей и предметов домашнего обихода.К сбору данной помощи предполагается привлечь представителей Соборной мечети, Храма архистратига Михаила, национальных диаспор. Кроме того будут задействованы социальные сети.

Цель и задачи программы:

Цель: оказание помощи в создании оптимальных условий для успешной адаптации семей переселенцев, имеющих детей в социуме нашего города.

Задачи:
• предоставить комплексную социально-воспитательную, социально-педагогическую, информационную и безвозмездную помощь семьям, имеющим несовершеннолетних детей из семей переселенцев;
• способствовать эффективной адаптации к новым жизненным условиям семей переселенцев, имеющих детей;
• содействовать укреплению межнациональных, толерантных отношений, обмену культурными традициями;
• содействовать улучшению материальных условий через безвозмездную помощь семьям переселенцам;
• способствовать повышению уровня самооценки переселенцев, их детей;
• познакомить участников проекта с историческим и культурным развитием города Ноябрьск;
• внедрить в педагогический процесс формы и методы работы, которые помогут родителям и детям из семей переселенцев успешно пройти период адаптации.

Этапы и сроки реализации программы

I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (февраль 2013г.)
- защита программы на административно-методическом совете;
- поиск заинтересованных участников;
- создание актива для реализации программы;
- методическое наполнение программы;
- обеспечение необходимой материально-технической базы;

II.ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (февраль 2013г. – декабрь 2014г.)
- установление контакта с группой участников программы;
- ознакомление участников программы с условиями и правилами
коллективной деятельности;
- первичная диагностика участников программы: актива родителей – сбор социального анамнеза семьи, актива детей - тестирование для определения уровня тревожности и уровня социальной адаптации и нравственной воспитанности;
- реализация тематических мероприятий;
- промежуточная диагностика детей из семей переселенцев сочинение на тему: «Что я узнал(а) о Ноябрьске»;
- проведение консультативных и информационных работ с семьями переселенцев, имеющих детей;
- повторное диагностическое исследование детей: анализ тревожности, уровня социальной адаптации и нравственной воспитанности.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (декабрь 2014г.- январь 2015г.)
- анализ результатов реализации программы;
- оценка эффективности программы;
- обобщение опыта работы;
- внесение дополнений и изменений в программу и определение перспективы деятельности на следующий срок.

Форма и режим мероприятий:

При работе с семьями переселенцев будут использоваться такие формы работы как:
- индивидуальные и групповые консультации;
- беседы по различным вопросам.
Режимы и формы работы с родителями переселенцами будут меняться с учётом возникновения проблем семьи.
Запланированные мероприятия с детьми из семей переселенцев предполагается реализовывать на базе комнаты школьника «Шанс» один, два раза в месяц. Мероприятия планируется провести в следующих формах:
- виртуальная экскурсия;
- беседа, беседа-викторина, беседа с элементами игры;
- ситуативный практикум;
- просмотр видеофильма;
- интеллектуальная игра;
- бренг-ринг;
- интерактивная игра.

Ожидаемые результаты

• социально-воспитательное, социально-педагогическое, информационное и материальное сопровождение семьей переселенцев, имеющих детей;
• успешная социализация и интеграция семей переселенцев, имеющих детей в изменившихся социальных условиях;
• освоение культурного и исторического наследия города Ноябрьск;
• формирование у детей переселенцев осознанного, уважительного отношения к представителям различных народностей и друг к другу.
• повышение уровня самооценки семей и детей из семей переселенцев;
• пополнение методической копилки сценарных материалов по социокультурной адаптации детей из семей переселенцев.

Критерии эффективности программы

Показатели Как измеряются
Количественные
количество вовлечённых в реализацию программы семей и детей из семей переселенцев мониторинг сохранности контингента участников
количество консультаций, бесед, направленных на адаптацию семей переселенцев, имеющих детей ежемесячные, квартальные, годовые отчёты (свод статистических данных)
количество проведённых мероприятий по программе ежемесячные, квартальные, годовые отчёты (свод статистических данных)
Количество оказанной,
безвозмездной помощи семьям переселенцев, имеющих детей
ежемесячные, квартальные, годовые отчёты (свод статистических данных)
Качественные

удовлетворенность семей в получении комплексной социально-воспитательной, социально-педагогической, информационной, материальной помощи отзывы семей в журнале «ваши отзывы и предложения»
внесение дополнений и изменений в программу и определение перспективы деятельности на следующий срок пополнение методической копилки, разнообразных форм проведения мероприятий
направленность программы на социализацию и интеграцию в общество семей и детей из семей переселенцев анализ деятельности социального педагога
положительный резонанс и отзыв о мероприятиях программы освещение в интернете на сайте УДСМ
взаимосвязь и сотрудничество с различными службами города,религиозными организациями, диаспорами. соглашения по сотрудничеству

Тематический план программы

Название
мероприятия
Форма проведения
Цель мероприятия Ответственные
Февраль 2013г.
«Люби и знай свой город»
виртуальная экскурсия, тестирование
Знакомство и формирования у детей доброжелательного отношения друг к другу. Ознакомление участников мероприятия с достопримечательностями города. Определение уровня тревожности детей. Илькаева И.Х.
Март 2013г.
«Мы - это много я»
беседа элементами игры, тестирование Помочь детям углубить их представления о товарищеском отношении в жизнедеятельности многонационального коллектива, друзьям о бескорыстии и порядочности как необходимых качествах настоящего друга. Определение уровня социальной адаптации и нравственной воспитанности детей. Семененко Л.Ф.
Апрель 2013г.
«Вышел ты на улицу…»
ситуативный практикум
Воспитание культуры поведения на улице, в общественном транспорте, в жилой зоне. Илькаева И.Х.
«Что мы знаем о природе…»
беседа-викторина
Расширение, уточнение и пополнение знание детей о природе Крайнего Севера, правил поведения в природе. Семененко Л.Ф.
Май 2013г.
«На войне детей не бывает!»
беседа
Формирование уважительного отношенияк героическому прошлому страны, воспитание любви к России. Абдулова Ф.Т.
Июнь 2013г.

«Я живу в России!» интеллектуальная игра Формирование чувства патриотизма, воспитание уважение к государственной символике. Абдулова Ф.Т.
Июль 2013г.
«Мой папа самый лучший»
беседа с элементами игры
Формирование у детей понимания значимости отца в семье, воспитание любви и чувства гордости за своего отца
Илькаева И.Х.
«Этикет и мы»
брейн-ринг
. Создание условий для овладения несовершеннолетними навыками культурного поведения
Семененко Л.Ф.
Сентябрь 2013г.

«Подари другому радость»
интерактивная игра
Формирование культуры общения и культуры поведения у детей и подростков, нахождение правильных решений в различных проблемных ситуациях Семененко Л.Ф.
Октябрь 2013г.
«Мы понятны друг другу без слов»
беседа с элементами игры
Приобщение воспитанников к духовно-нравственным ценностям, ознакомление с другими культурами, сохраняя свою. Семененко Л.Ф.
Ноябрь 2013г.
«Время дружить» вечер общения
Создание дружеской атмосферы, воспитание справедливого отношение друг к другу и стремление не обижать друг друга. Илькаева И.Х.
Декабрь 2013г.
«Человек и его поступки» беседа с элементами дискуссии
Формирование у детей принципиальной позиции в отношении своих поступков и действий, воспитание доброты, желание оказывать помощь. Абдулова Ф.Т.
*тематический план мероприятий на 2014 год будет дополнительно утверждён на АМС в январе 2014 года.

Ресурсное обеспечение программы

Материальное-техническоеобеспечениепредполагает наличие необходимого помещения для проведения запланированных в проекте мероприятий, инвентарем, канцелярскими принадлежностями, информационными и тестовыми материалами на каждого участника.

Информационно-методическое обеспечениеосуществляется за счет фонда городских библиотек и информационно-методической службы Комплексного бюджетного центра «Социально-досугового обслуживания детей и молодежи», копилки сценариев к/ш «Шанс».

Кадровое обеспечение: социальные педагоги к/ш «Шанс» Илькаева И.Х. Абдулова Ф.Т., Семенеко Л.Ф. осуществляют общее руководство по реализации программы, несут ответственность за достижение цели и выполнение поставленных задач, координируют работу.

Управление реализацией проекта осуществляетсядиректором МБУ «КЦСДОДиМ»,заместителем директора по основной деятельности, начальником отделасоциально-педагогической работы, методистами

Список используемой литературы

1.Гукаленко О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – Ростов н/Д: РГПУ, 2000.
2.Данилюк А.Я. Понятие и понимание национальной школы / Педагогика. - 1997. - № 1.
3.Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М., Народное образование,1999.
4.Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества / Советская этнография – 1982.
5.Косик В.И. Тревоги и заботы национальной школы.//Педагогика. - 1997.
Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. М.: ИЭА
РАН. 1993.
6.Малхозова Ф. М. Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе: Автореф. дис. канд. психол. Наук/ Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. – 1999.
7.Миграционная педагогика: социально-педагогические технологии: Учебно-методическое пособие / Под общ.ред. Л.С.Нагавкиной. – СПб.: СПб АППО, 2008. (Библиотека толерантности).
8.На пути к толерантному сознанию /Отв. ред. А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2000.
Категория: Социальному педагогу | Добавил: Ильсияр
Просмотров: 1196 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА