Среда, 22:45 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Социальному педагогу

Профилактика вторичного сиротства в условиях школы-интерната VIII вида
10.08.2011, 07:17
ПРОФИЛАКТИКА ВТОРИЧНОГО СИРОТСТВА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VIII ВИДА

В школе-интернате №2 г. Энгельса обучаются и воспитываются 92 учащихся. Из них-28 - это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (сироты-7, ОБПР-21).
Если сравнить соотношение детей-сирот и детей ОБПР, то за последние годы наблюдается тенденция увеличения численности «социальных сирот», т.е. сирот при живых родителях. Большая часть наших воспитанников лишилась попечения родителей в дошкольном или младшем школьном возрасте.
Попадая в стены государственного учреждения, ребенок оказывается "вырванным" из биологической семьи, какой бы неблагополучной она не была. Происходит нарушение детско-родительских отношений, возникает дефицит общения, любви, ласки. Не приобретается опыт совместного проживания в семье, в которой каждый ее член имеет не только свои права, но и обязанности. Именно поэтому так ничтожно мал процент воспитанников, которых забирают под опеку или на усыновление. Оказавшись в новой семье, ребенок зачастую не понимает, почему он должен выполнять какие-то обязанности и поручения, принимая требования взрослых за нелюбовь и жестокое обращение. Заканчивается все возвращением в стены государственного учреждения.
Кроме того, находясь в течение 5-9 лет на полном государственном обеспечении, ребенок довольно быстро привыкает к тому, что все необходимое для учебы, отдыха, повседневной жизни он получает без промедления и совершенно бесплатно. Порвал одежду - получи новую, потерял портфель - возьми еще один и т.д. Позиция иждивенчества оказывает свое пагубное воздействие позднее, когда наши воспитанники выходят из стен интерната и начинают жить без опеки взрослых. И что происходит? Выпускник оказывается не готов к ситуации, когда за все приходится платить. Не имея элементарных представлений о семейном бюджете, его составляющих, молодой человек оказывается не готов к самостоятельной жизни вне стен государственного учреждения. Как снежный ком нарастают долги по коммунальным платежам, неразумно расходуются пенсионные накопления, нерегулярный заработок тратится на дорогостоящие мобильные телефоны, видео и аудио - технику. А что дальше? Преступления, МЛС? А ведь многие наши выпускники в течение 3-5 лет после окончания школы создают семьи, в которых рождаются дети. Какая судьба ждет этих малышей? Ведь каждый наш воспитанник, утверждает, что его дети никогда не будут жить в интернате, а только дома!
Не наша задача выяснять, по какой причине дети становятся сиротами при живых родителях и вынуждены жить в государственном учреждении. Но наша задача сделать всё возможное для того, чтобы этот страшный сиротский круг оборвался, и дети наших воспитанников не попали в интернат или детский дом. Задача педагогов школы-интерната – подготовить детей к самостоятельной жизни, научить принимать решения и отвечать за свои поступки. И сделать это очень непросто.
Одним из приоритетных направлений коррекционно-воспитательной работы школы-интерната является профилактика вторичного сиротства. Мы рассматриваем понятие «вторичного сиротства», как отказ от воспитания собственных детей выпускников государственных учреждений для детей-сирот, как механизм самовоспроизводства негативного социального явления.
В работе по данному направлению задействованы не только специалисты интерната, а также заинтересованные ведомства и учреждения. Школа-интернат успешно сотрудничает с управлением опеки и попечительства администрации Энгельсского муниципального района, Центром медицинской профилактики, Центром социальной помощи семье и детям «Семья», социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Надежда».
Цель: формирование положительного стереотипа се¬мейных взаимоотношений и коррекция имеющего¬ся опыта межличностных взаимоотношений в семье.
Задачи:
• Формирование у воспитанников понятия «семья».
• Осознание и принятие своего семейного опыта.
• Полоролевая идентификация.
• Адекватное выстраивание отношений с про¬тивоположным полом.
• Предположение выбора будущего партнера.
• Формирование образа своей будущей семьи.
Ожидаемые результаты:
• Осознание несовершеннолетними своего се¬мейного опыта, а также чувств, которые они испы¬тывают к членам своей нынешней семьи.
• Выяснение тенденции современного образа мужчины и жен¬щины.
• Осознание ценности семьи и построение об¬раза своей будущей семьи.
Профилактика вторичного сиротства заключается в создании в стенах государственного учреждения условий, приближенных к семейным. И это не только определенная материально-техническая база, это система коррекционно-воспитательной работы, направленная на формирование у воспитанников-сирот и ОБПР представлений о семейных ценностях, правах и обязанностях членах семьи, формирование образа будущей семьи.
Для решения поставленных задач в 2001-2002 учебном году в школе-интернате были созданы разновозрастные группы-«семьи», в которых вместе проживают дети с 1 по 9 класс, причем родные братья и сестры находятся вместе. У каждой семьи имеется отдельная квартира, включающая спальни мальчиков и девочек, класс - игровую, санитарную, бытовую комнаты. В благоустроенных квартирах- «семьях» дети приобретают необходимые знания и умения по ведению домашнего хозяйства, работе с бытовой техникой, знакомятся с семейными традициями, учатся заботиться о младших в семье.
В семье воспитываются дети разного возраста, поэтому ежедневно на протяжении нескольких лет старшие воспитанники помогают младшим овладевать санитарно-гигиеническими навыками, правилами ухода за одеждой, обувью и т.п. Младших детей в интернате буквально носят на руках, и если раньше в школе царил "культ" старшеклассника, то сейчас самые главные люди в интернате - это наши малыши, которые чувствуют себя очень комфортно и часто пользуются своим привилегированным положением.
В группе-"семье" ежегодно выпускаются не больше 5 детей, поэтому у воспитателей есть прекрасная возможность уделить особое внимание тем, кто скоро выйдет в самостоятельную жизнь.
Разновозрастные группы семейного типа существуют в интернате уже 9 лет, и анализ работы позволяет сделать обнадеживающие выводы: наши выпускники успешно применяют в жизни приобретенный в интернате социальный опыт.
При создании разновозрастных групп-«семей» психологами интерната проводилась диагностическая работа, направленная на выявление личных симпатий, предпочтений воспитанников, далее постоянно отслеживался уровень сплоченности детского коллектива, эмоционального состояния воспитанников. В случае необходимости, принимались своевременные меры по разрешению конфликтных ситуаций. С вновь поступающими детьми проводится работа по адаптации в новом коллективе. Стоит отметить, что в условиях разновозрастной группы, вновь прибывшие дети, гораздо быстрее адаптируются, нежели ранее.
У многих воспитанников-сирот и ОБПР имеются родственники, которые периодически навещают детей в интернате. Мы не стремимся полностью изолировать ребенка от его родных, наоборот, стараемся наладить родственные отношения, восстановить детско-родительские связи. Ведь в большинстве случаев выпускник вернется в свою биологическую семью, поэтому необходимо помочь ему осознать и принять собственный семейный опыт, научить строить взаимоотношения с родными и близкими.
Социальный педагог участвует в работе с родителями или лицами, их заменяющими, осуществляя контроль за сохранностью жилой площади детей-сирот, проводя консультации по правовым вопросам, оказывая содействие в оформлении документов для временной передачи несовершеннолетних в семьи родственников.
Классные руководители и воспитатели поддерживают постоянную связь с родными воспитанников, информируют их об успехах детей, поощряют ребят к общению. В течение учебного года проводятся общешкольные мероприятия, направленные на формирование понятия «семьи», воспитание семейных традиций: «День матери», «Праздник братика и сестрички», «Наша дружная семья», на которых частыми зрителями становятся близкие наших воспитанников.
Радует тот факт, что за последние 3 года значительно увеличилось количество детей-сирот и ОБПР, которых по разрешению органов опеки и попечительства родственники забирают на выходные и праздничные дни, каникулы.
Для подготовки воспитанников к семейной жизни в школе-интернате создан Клуб старшеклассников, в работе которого принимают участие социальный педагог, педагог-психолог, медработник, приглашаются специалисты Центра медицинской профилактики, центра «Семья». Руководит работой Клуба заместитель директора по воспитательной работе.
Педагог-психолог проводит занятия, направленные на адекватное выстраивание отношений с про¬тивоположным полом, предположение выбора будущего партнера, формирование образа своей будущей семьи: тренинги «Все должно быть вовремя», «Азбука понимания», индивидуальные консультации с подростками, групповые занятия из цикла «Правила общения».
Сотрудники Центра медицинской профилактики выступают с лекциями о женском и мужском здоровье, по профилактике алкоголизма, курения, наркомании, проводят анкетирование с целью выявления уровня знаний воспитанников о способах сохранения здоровья, отвечают на вопросы старшеклассников.
Социальный педагог знакомит старшеклассников с правовыми основами семейно-брачных отношений, организует изучение нормативных документов по вопросам семьи, брака: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ.
Анализируя опыт работы по профилактике вторичного сиротства за последние 5 лет, можно сделать вывод, что данная система дала свои положительные результаты. Наши воспитанники создают семьи, но не считают себя оторванными от интернатской "семьи", потому что в любой момент могут обратиться за помощью и поддержкой к педагогам. Семейные традиции, заложенные в школьные годы, успешно переносятся в семьи выпускников. Мы продолжаем отслеживать жизнеустройство детей-сирот и ОБПР в течение 3-5 лет. Однако с сожалением приходится отметить, что выпускники-сироты по выходу из стен государственных учреждений, остаются один на один со своими проблемами и трудностями, а ведь они так нуждаются в поддержке со стороны взрослых. Необходимо создание службы постинтернатного сопровождения выпускников-сирот и ОБПР. Возможно, тогда проблема вторичного сиротства в России могла решаться более эффективно.
Категория: Социальному педагогу | Добавил: Скалолаз | Теги: воспитание, дети, семья
Просмотров: 5549 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА