Пятница, 02:04 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Социальному педагогу

Проект "Следуй за мной"
10.06.2013, 14:24
ГОРОДСКОЙ МОЛОДЁЖНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ КОНВЕНТ
«ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ»

Проект
«Следуй за мной»

Социальные педагоги
Илькаева Ильсияр Халилулловна
Семененко Лариса Фаиловна МБУ «КЦСДОДиМ»

г. Ноябрьск 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ

1. Основная идея проекта 2
2. Актуальность проекта 2
3. Новизна предлагаемых идей 3
4. Сущность проекта 4
5. Ожидаемые результаты 5
6. Реальность и учёт возможных рисков проекта 5
7. Этапы реализации и описание проекта 5
8. Эффективность реализации проекта 6
9. Смета расходов по проекту 6
10. Заключение 6
11. Приложение 1. Анкетирование для подростков 7
12. Приложение 2. Мониторинг реализации проекта 8

Основная идея проекта
Проект «Следуй за мной» направлен на содействие в успешной адаптации подростков и юных мигрантов в молодёжный социум нашего города, с помощью стритворкера информируя их о деятельности подростковых клубов по месту жительства и комнат школьника МБУ «КЦСДОДиМ».
Актуальность проекта
Переселение – это естественный процесс, им охвачен практически весь современный мир. Наша страна – не исключение. В поисках новой лучшей жизни устремляются потоки мигрантов в территории с более стабильным социально-экономическим положением. Ноябрьск – это первый по численности населения и промышленному потенциалу город в Ямало-Ненецком автономном округе, и миграционные процессы в городе имеют довольно широкий размах. По статистическим данным отдела УФМС России по ЯНАО в г.Ноябрьск, за девять месяцев 2012 года в наш город прибыло около 12 тыс. иностранных граждан, в то время как за весь прошлый год количество приехавших не достигало 8 тыс. человек. Учитывая, что население Ноябрьска насчитывает порядка 120 тыс. человек, каждый десятый в городе – приезжий.
По информации корреспондента «URA.Ru», исполняющий обязанности начальника горотдела внутренних дел Игорь Степанчук сообщил, что увеличение миграционного потока привело к тому, что количество преступлений, совершенных мигрантами и лицами без гражданства, выросло почти в два раза. «В будущем статистика может ухудшиться», – цитирует полицейского издание «Новости нашего города».
Одна из главных проблем, с которой сталкиваются переселенцы на новом месте жительства - это проблема социокультурной адаптации, связанная с культурными различиями и изоляцией. Отсутствие у подавляющего большинства переселенцев регистрации, постоянного жилья, работы самым негативным образом сказывается на их психологическом состоянии. Изменения, происходящие в ситуации переселения, могут вызвать негативное воздействие на адаптацию каждого члена семьи, вызывая внутрисемейные конфликты.
Интерес специалистов к теме социокультурной адаптации переселенцев существует уже давно. На протяжении последних двух лет мы - социальные педагоги комнаты школьника «Шанс» реализуем программу «Мы вместе», направленную на комплексную социально-воспитательную, социально-педагогическую и информационную помощь семьям переселенцев из регионов РФ и стран ближнего и дальнего зарубежья. Реализация данной программы предусматривает предоставление комплексной помощи 6 – 10 семьям переселенцам, имеющих детей и проведение тематических мероприятий, детям из семей мигрантов в возрасте от 10 до 13 лет. Следовательно, юные мигранты возрастной категории от 14 лет остаются без внимания. Именно подрастающее поколение данного возраста – это категория, требующая особого внимания. Юным мигрантам приходится приспосабливаться к новым социально-экономическим условиям (город, микросоциум, межличностные отношения). Под влиянием социальных, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженных деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. У большинства молодых мигрантов наблюдаются трудности в общении со сверстниками. По этой причине они проявляют замкнутость, иногда агрессивность и вспыльчивость, негативизм, плаксивость. Такие трудности в общении приводят к сужению поля контактов, случается, что они попадают в число, имеющих статус «отвергаемых», «изолированных».
Ситуация усугубляется в летний период, когда у подростков и молодёжи появляется много свободного времени. Они бессмысленно начинают бродить по улицам, шатаются компаниями из двора во двор. Подъезды, парки, детские площадки и как сопутствующий фактор — алкоголь с бесцельным времяпрепровождением ведут к постепенной деградации. Именно в сезон отдыха подростки и молодёжь чаще всего совершают преступления либо сами становятся жертвами преступников. Не следует забывать о том, что многим, из них предстоит в дальнейшем жить и трудиться в нашем городе. Среди них много перспективных подростков, не побоявшейся сломать барьер кажущегося неприятия и влиться в среду успешных ноябрьских сверстников. В связи с этим чрезвычайно актуальной становится проблема адаптации подростков и молодых мигрантов в социум нашего города.
Исходя из сложившейся в ноябрьском регионе обстановке, можно сделать вывод о том, что миграционные процессы ежегодно возрастают и влияют к возникновению национальной напряжённости. Это не может не волновать общественность, в том числе и молодёжь города. Данный факт и определил разработку проекта «Следуй за мной».
Цель проекта – содействие успешной адаптации подростков и молодых мигрантов в молодёжный социум нашего города, через деятельность стритворкера.
Основные задачи проекта:
 анализировать и изучить социокультурные проблемы юных мигрантов нашего города;
 создать и развить «уличную» работу с подростками;
 повысить уровень информированности о работе подростковых клубов по месту жительства и комнат школьника среди юных мигрантов города;
 вовлечь подростков и молодых мигрантов в мероприятия, проводимые подростковыми клубами по месту жительства и комнатами школьника МБУ «КЦСДОДиМ»;
 организовать содержательный досуг подростков;
 содействовать формированию межэтнической толерантности среди подростков;

Новизна предлагаемых идей
В процессе изучения Интернет - ресурсов по данной теме мы познакомились с проектом, направленным на помощь в социокультурной адаптации мигрантов, который успешно реализуется в Германии. Стало известно, что педагоги и социальные работники Германии нередко сталкиваются с тем, что молодые переселенцы испытывают сложности в адаптации на новом месте и зачастую не способны организовать свой досуг. В связи с этим германские коллеги внедрили такой вид работы, как стритворк.
«Streetwork» - это форма социальной работы, которая ведется в естественной среде клиентов, то есть на улицах, во дворах, в парке. Это социальные работники, но сидят они не как обычно в бюро, а работают на улице, находясь в непосредственном личном контакте с молодежью.
Новизна подхода в работе социального педагога по решению задач, поставленных в рамках данного проекта, заключается в создании и развитии «уличной» работы («стритворкера»). Стритворкер и его помощники не только распространяют флаера подросткам и привлекают их на мероприятия, проводимые в подростковых клубах, но и планируют вести профилактическую деятельность непосредственно среди дворовых уличных групп и компаний, а также пропагандировать толерантность, гражданственность, патриотизм, здоровый образ жизни, успешность и т.д.
Следует отметить, что нестандартный подход в работе социального педагога по месту жительства может быть использован другими специалистами Комплексного центра с учетом направления работы, материально-технического обеспечения и других факторов.
Сущность проекта (содержание)
Для разрешения социокультурных проблем юных мигрантов нашего города социальными педагогами комнаты школьника «Шанс» было принято решение апробировать немецкие методики и технологии. На основе опыта наших немецких коллег нами разработан пилотный проект «Следуй за мной». С помощью стритворкера и его помощников планируется информировать и вовлечь юных мигрантов в жизнедеятельность подростковых клубов по месту жительства и комнат школьников комплексного центра.
На начальном этапе реализации проекта социальными педагогами комнаты школьника «Шанс» велась работа по установлению мест сборов «тусовок» юных мигрантов. Для этого мы сформировали актив из 2 юных мигрантов в возрасте от 14 до 18 лет, посещающих комнату школьника «Шанс», которые согласились нам помочь в реализации нашего проекта. С их помощью мы выяснили, что свободное время юные переселенцы проводят с друзьями во дворах, на детских площадках и в районе Детского парка.
Следующий этап реализации проекта предусматривал проведение анкетирования среди юных мигрантов, на определение проблемы в организации досуга на территории нашего города, опросив 50 юных мигрантов в возрасте с 14 до 18 лет. (Приложение 1).
По результатам анкетирования, стало известно, что большинство из опрошенных положительно относятся к межнациональной дружбе. Многие информированы о работе клубов по месту жительства, но не все знают какие специалисты и по каким направлениям они работают. Основное большинство опрошенных подростков не владеют информацией о мероприятиях, проводимых по месту жительства, и следует отметить, что многие из них хотели бы принять участие в данных мероприятиях.
Исходя из анализа результатов, мы подтвердили для себя актуальность работы в данном направлении.
В начале июня 2013 года социальные педагоги комнаты школьника «Шанс» совместно с методистом ИМО планируют разработку информационно-ознакомительных буклетов и флаеров, для привлечения детей и подростков в активную деятельность клубов по месту жительства. В течение лета стритворкер со своими помощниками планирует распространение флаеров во дворах, возле Детского парка, где будут размещена информация о работе клубов по месту жительства, о работе летних площадок на базе подростковых клубов, о предстоящих мероприятиях для подростков. Параллельно с раздачей рекламно-информационной продукцией стритворкер в среде юных мигрантов проведёт беседы по формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности, гражданственности, патриотизма, успешности и т.д.
Информацию о вновь прибывших подростках в подростковые клубы по месту жительства мы планируем получить из автоматизированной базы данных, которые регулярно обновляются. Что бы определить количество привлеченных юных мигрантов в подростковые клубы МБУ «КЦСДОДиМ», будут разработаны специальные карточки посетителя клуба. Для определения объема привлеченных подростков в конце реализации проекта все карточки будут посчитаны.

Ожидаемые результаты.
- внедрение нестандартного подхода в работе с подростками («уличной» работы) социального педагога по месту жительства;
- социально-воспитательное и информационное сопровождение юных мигрантов;
- успешная адаптация подростков – мигрантов в изменившихся социальных условиях;
- организация содержательного досуга юных мигрантов;
- формирование у подростков осознанного, уважительного отношения к представителям различных народностей.

Реальность и учёт возможных рисков проекта
Мы полагаем, что молодые люди в силу своих возрастных особенностей проявят интерес к деятельности в рамках данного проекта. Социальный педагог, выполняющий роль стритворкера – компетентный специалист, который легко находит индивидуальный подход людям разной возрастной категории, имеющий опыт нахождения решении проблем детей «группы риска» и состоящих на профилактическом учёте.
Несмотря на это, при реализации проектов всегда существует вероятность неудачи. В данном случае мы предполагаем, что риски связанные с реализацией проекта минимальные, а именно:
 отсутствие финансовых средств для выполнения проекта;
 незаинтересованность и вовлеченность не всех проинформированных подростков;
Этапы реализации и описание проекта
I этап: подготовительный (апрель -май)
 разработка проекта «Следуй за мной», направленного на решение социально-культурных проблем юных мигрантов;
 формирование актива из числа юных мигрантов - воспитанников комнаты школьника для оказания помощи стритворкеру в реализации проекта;
 установление мест скопления подростков мигрантов путём опрашивания и наблюдения;
 проведение анкетирования среди юных мигрантов;
 анализ результатов анкетирования.
II этап: основной (июнь-август)
 обеспечение необходимой материально-технической базы;
 разработка и распространение раздаточного материала – флаеров, информационных буклетов;
 информирование о работе клубов по месту жительства, комнат школьников;
 привлечение подростков и молодых мигрантов на мероприятия, проводимых в подростковых клубах по месту жительства, комнатах школьника;
 проведение профилактической деятельности по формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности, гражданственности, патриотизма, успешности и т.д. в среде юных мигрантов;
 освещение в СМИ;
III этап: заключительный (сентябрь)
 итоговый мониторинг реализации проекта;
 подведение итогов, круглый стол по обмену впечатлениями и мнениями о результатах совместной деятельности;
 анализ проектной деятельности (АМС);
 планирование перспективы работы с учетом полученных результатов.

Эффективность реализации проекта
Можно высказать предположение, что деятельность в рамках проекта «Следуй за мной» может считаться успешной, если будут прослеживаться следующие показатели эффективности реализации проекта:
Показатели Как измеряются
Количественные
увеличение доли подростков и молодежи участвующих в социально значимой деятельности Ежемесячно, база данных по клубам
сохранность и увеличение количества воспитанников, активно вовлеченных в реализацию проекта Ежемесячно, база данных по клубам
Качественные
удовлетворенность подростков и юных мигрантов деятельностью клубов по месту жительства и оказываемыми ими услугами обратная связь, журнал отзывов, наличие или отсутствие жалоб со стороны подростков и молодежи
разработка нового проекта по адаптации подростков и молодых мигрантов. пополнение методической копилки, апробирование нестандартной формы работы социального педагога с подростками
направленность проекта на социализацию и интеграцию в подростковую среду юных мигрантов анализ деятельности социального педагога
положительный резонанс и отзыв о проекте освещение в интернете на сайте УДСМ

Смета расходов по проекту:
№ Наименование расходов Цена Количество Сумма
1 Велосипед помощникам стритворкера 10 000 2 20 000
2. Расходные материалы для изготовления информационных флаеров и буклетов. 10 000 10 000
ИТОГО 30 000

Заключение
Само явление миграции существует очень давно, но лишь в последнее время оно стало рассматриваться как важнейшая проблема внутренней и международной политики. Программы поддержки и адаптации мигрантов необходимы не только в рамках работы миграционной службы, но и в органах власти всех уровней. Именно такая работа поможет увеличению пользы от миграции и минимизации вреда, который она может принести.
В целях улучшения интеграции молодых мигрантов, живущих в нашем городе необходимы мероприятия, которые должны вовлечь молодых мигрантов в подростковый социум. Проект «Следуй за мной» представляет осуществление комплекса мероприятий, направленных на решение данной проблемы.

Приложение 1

Анкетирование для подростков
Ваш возраст ____________
Ваш пол _______________

Вопрос Да Нет
1. Комфортно ли ты чувствуешь себя в городе?
2. Есть ли у тебя друзья других национальностей?
3. Готов ли ты дружить с представителями других национальностей?
4. Знаешь ли ты о работе подростковых клубов по месту жительства, о комнатах школьников?
5. Знаешь ли ты, по каким вопросам можно обращаться к специалистам подростковых клубов и комнат школьников?
6. Посещаешь ли ты мероприятия, проводимые в подростковых клубах по месту жительства?
7. Хочешь ли ты узнать больше о работе клубов по месту жительства и комнат школьников?

Приложение 2

Мониторинг
результатов реализации проекта.

Наименование

июнь июль август
Учёт контингента участников
Постоянный состав участников
Количество вновь прибывших участников
Категория: Социальному педагогу | Добавил: Ильсияр
Просмотров: 1742 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА