Среда, 20:42 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Социальному педагогу

МО "Социально – педагогическое проектирование, как форма инновационной технологии в деятельности социального педагога"
06.03.2013, 13:17
ТЕМА: Социально – педагогическое проектирование, как форма инновационной технологии в деятельности социального педагога.

ЦЕЛЬ: Создание условий для профессионального развития, через разработку проектной деятельности.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: семинар с практикумом.

МЕСТО И ВРЕМЯ: офис МБУ «КЦСДОДиМ», 20.02.2013г., 11.00

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:
I. Вводная часть:
1.1. Организационный момент.
1.2. Сообщение темы и плана работы.
II. Основная часть:
2.1 теория
2.2 обобщение опытом
2.3 практическая часть
III Заключительная часть:
3.1. Подведение итогов

ОБОРУДОВАНИЕ: экран, видеопроектор, ноутбук;
презентация по теме (слайдов), ватманы, маркеры, доска магнитная;

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: буклет «В помощь проектировщику», листы с заданиями

АУДИТОРИЯ: социальные педагоги отдела СПР МБУ «КЦСДОДиМ»

1. Организационный момент и сообщение темы.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема нашего МО: «Социально – педагогическое проектирование, как форма инновационной технологии в деятельности социального педагога» .

Выступление социального педагога Мотигуллиной Л.Ю.:
Наше МО будет состоять из 2 блоков:
1. Теория
2. Практическая часть

Работа в проектном режиме – это хороший способ организации себя и своего дела, позволяющий достичь Целенаправленного движения – прямо к цели проекта без лишних затрат ресурсов всяких видов. Это способ, который уже зарекомендовал себя и поэтому становится все более популярен во всех сферах деятельности.
Проектированием называется деятельность по созданию проекта. Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.

Давайте обратимся к сущности понятия «социальное проектирование».

Социальное проектирование – это технология решения социальных проблем.
Социальное проектирование – это процесс конструирования желаемых состояний будущего.
Социальное проектирование – это перспективная технология использования социологического знания.
Социальное проектирование - способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:
• социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);
• социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);
• социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);
• социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)

Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.

Общие характеристики и фундаментальные принципы социального проектирования
 Осилит дорогу идущий - нужно экспериментировать, важно убедить в необходимости перемен
 Проект интересен не для всех, но для многих – всегда найдется тип людей, которые поддержат проект или нуждаются в его осуществлении
 Нужно создавать возможное – исходить из реальных, а не желаемых, ресурсов и возможностей
 Нужно искать союзников – важно убедить и других в том, что это и для них будет лучше, а для этого нужно знать потребности (через соц. исследования)

Основные правила подготовки социального проекта
Нужно искать союзников – важно убедить и других в том, что это и для них будет лучше, а для этого нужно знать потребности (через соц. исследования)
Обсудить замысел – обговорить замысел с близкими людьми, теми, кто выслушает и обсудит ваши идеи
Самоанализ – взвесить все плюсы и минусы идей
Предварительное исследование – изучение опыта, литературы, социологическое исследование и т.д.
Из чего состоит социальный проект?

Если Вы научитесь правильно использовать эту формулу,
считайте, что Вы на пути к Успеху

Далее мы рассмотрим подробнее каждый элемент формулы:
Этапы построения социального проекта
Каждый этап – это логический шаг в построении социального проекта.
Актуальность проекта определяется тем, насколько значима для общества (социальной группы) социальная проблема, на решение которой направлен проект.
Проблема должна быть обоснована объективными данными, выявленными путем исследования.
Цель должна плавно вытекать из проблемы, ориентирует на конечный результат, это то, чего мы хотим достичь в ходе реализации проекта
Цель это конкретное изменение рассматриваемого объекта, явления или процесса
Цель должна отвечать на вопрос: «Для чего разрабатывается проект, какую социальную пользу предполагается получить после его завершения?»
Примеры формулировки цели проекта: снизить уровень беспризорности; повысить правовую культуру; снизить уровень безработицы и т.п.
Конкретизируется цель проекта - задачами
Задачи должны отображать пошаговые действия и иметь конкретные количественные и качественные результаты.
Задачи это действия, это конкретные и поддающиеся измерениям возможные изменения, которые произойдут в результате реализации проекта которые необходимо совершить для достижения цели.
Требования к задачам проекта: достижимость, изменяемость, привязка к вре Формулировка задач начинается со слов: подготовить, распределить, уменьшить, увеличить, организовать, изготовить, установить, проанализировать, обобщить и т.д.
Каждый метод – это инструмент с помощью которого решается задача. Для реализации каждого этапа требуются необходимые ресурсы.
Ресурсы – кадры, оборудование, услуги и др. – должны быть использованы для проведения мероприятий, намеченных в проекте

Оценка - какой конкретный эффект может быть достигнут во время выполнения проекта, т.е. если проект будет выполнен, то какого конкретно улучшения или изменения следует ожидать в связи с решаемой в рамках проекта проблемой?

Ожидаемые результаты – это конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении. К описанию ожидаемых результатов необходимо подходить очень серьезно и ответственно, поскольку они являются критериями эффективности проекта.
Основные характеристики результатов:
 Соответствие результатов цели, задачам проекта;
 Измеряемость (количественные и качественные показатели);
 Реалистичность;
 Выполнимость / достижимость.

Модель социального проектирования можно рассмотреть через естественный рост и развитие растения (дерева). Допустим, почва – это социальная среда, которую вы хотите каким-то образом изменить; корни – это выявленная вами социальная проблема в данной среде. Далее мы ставим перед собой четкую цель, - задаем направление роста дерева планирования. Соответственно, определяемся с четкими задачами (конкретными шагами) и отвечаем на вопрос: «С помощью каких методов (крона дерева) мы достигнем решения поставленных задач?». В итоге мы получаем плоды своего труда (результаты), которые должны привнести определенные изменения в среде. В социальном проектировании этот процесс называется социальный эффект. Учитывая наш пример, можно выдвинуть утверждение: «Хороший плод дает свои корни».
Таким образом, мы исследуем изменения в социальной среде и определяемся с новыми целями и задачами.
Этот круговорот и есть процесс стратегического планирования деятельности


2. Практическая часть.
Слово предоставляется Илькаевой И. Х
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сейчас предлагаю перейти от теоретической части практической. И попробовать самим составить проект. Для этого необходимо будет разделиться на 2 группы и получить задания. Задание 1. Необходимо создать проект, направленный на профессиональное ориентирование детей младшего школьного возраста.
Задание 2. Необходимо создать проект с намерением изменить существующее отношение подростков к своему здоровью через пропаганду здорового образа жизни.
Группам раздается ватманные листы, где записана цель создаваемого проекта. Участником группы необходимо, исходя из цели и задания, разработать проект. (Самостоятельная работа участников МО)
Примерный проект
1. Наименование программы: Профессиональная ориентация детей - «Все профессии важны»
2. Актуальность проекта (проблема): Долгое время проблема профессионального самоопределения необоснованно приписывалась только подростковому возрасту. На сегодняшний день, распространенной является точка зрения о том, что работа, направленная на формирование и развитие у детей знаний, умений и навыков, для осуществления осознанного профессионального выбора, должна являться приоритетной на каждом возрастном этапе. С целью наиболее эффективной подготовки молодежи к современному рынку труда, профессиональной ориентацией необходимо заниматься с раннего возраста.
Актуальность и необходимость работы по профессиональному самоопределению малолетних в возрасте от 7 до 10 лет связана с тем, что в современном обществе, где человеку предоставляется свобода выбора, представления детей данной возрастной категории о существующих профессиях очень ограничены.
3. Цель и задачи проекта:
Цель: Создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессий.
Задачи:
- расширить общий кругозор участников о различных видах профессий;
- формировать у детей умения и навыки общей трудовой деятельности на пользу людям;
- развивать у воспитанников любовь и добросовестное отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества;
- способствовать раннему проявлению и конкретизации профессиональных интересов и склонностей детей;
- воспитывать уважения к людям труда.

4. Категория участников: 10-15 человек в возрасте от 7 до10 лет
5. Срок реализации программы: октябрь 2011г. - ноябрь 2012 г.
6. Тематический план реализации проекта (мероприятия) «Я и профессии», «Кто работы не боится, у того она и спорится», «Кто ты будешь такой?», «Все профессии нужны, все профессии важны!», «По дорогам идут машины», «О профессии библиотекарь», «У кого мастерок, у кого молоток?», «Строим дом», «Профессия «парикмахер» « Слава миру на земле, слава хлебу на столе!
7. Ожидаемые результаты: - расширение общего кругозора участников о мире профессий;
развитие осмысленного запоминания, дифференцированного восприятия, произвольного внимания;
- развитие познавательной активности, любознательности, расширение общего кругозора и знаний, познавательных интересов и творческого мышления;
- личностное развитие детей (навыки работы в группе, развитие воображения, навыки слушания);
- осознание детей ценности и важности профессии; проявление интереса и склонности к определённым профессиям, уважение к людям трудовых специальностей;
- совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

Примерный проект
1. Наименование программы: «Мы за здоровый образ жизни»
2. Актуальность проекта (проблема): Малоподвижный образ жизни , многочасовое сидение у телевизора и компьютера, учебные перегрузки, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неправильное питание, неблагоприятная экологическая ситуация, и ряд других факторов являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей.
3. Цель и задачи проекта:
Формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни , укрепление нравственных ориентиров и сохранение физического и духовно-психического здоровья воспитанников.
Задачи проекта:
-активная пропаганда здорового образа жизни ;
- профилактика правонарушений, беспризорности и безнадзорности;
-стимулирование и поддержка деятельности школьного самоуправления;
-формирование и развитие социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков;
- формирование потребности коллективной работы;
-воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношение к своему здоровью.
4. Категория участников: Подростки от 14-18 лет
5. Срок реализации программы: На год
6. Тематический план реализации проекта (мероприятия): Оформление стенда о ЗОЖ, выступление агитбригады волонтёрского отряда «Позитив», показ роликов социальной рекламы, конкурс плакатов, видеороликов «Мы и спорт», «Мы за ЗОЖ», конкурс, листовок, буклетов «Мы выбираем спорт», конкурс плакатов и рисунков совместно с родителями «Папа, мама, я – спортивная семья, конкурс на лучший лозунг, кричалку, акция Конфетку за сигаретку», танцевальный марафон «Стартинейджер», проведение музыкально-театрализованного мероприятия с конкурсной программой для начальной школы «Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить!», конкурс снежных скульптур, лыжные соревнования, тренинг – семинар «На краю стою» , «Nosmoking – Бросаем курить вместе!» Семинар-тренинг «Умей сказать НЕТ» , Обучающий тренинг для волонтеров «Кто, если не мы?», «Затерянный в джунглях» (в игровой форме), Тренинг «Моя карьера» беседы с успешными людьми города (круглый стол), Акции «Меняй сигареты на конфеты»,
7. Ожидаемые результаты: - улучшение знаний детей о ЗОЖ;
- повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни
- расширение опыта работы в классном коллективе;
- повышение уровня информированности о проблемах никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости посредством проведения мероприятий, а также распространения буклетов, информационных листов, плакатов, рисунков;
- вовлечение в активную деятельность большого круга детей;
- расширение методической копилки волонтёрского объединения.

По окончанию работы педагоги защищают, и совместно обсуждаем работы.

В заключении хотелось бы сказать, Применение технологий социального проектирования в практике социальной работы способно обеспечить долгосрочные социальные программы развития социальных служб. Так как социальное проектирование состоит из разработки социальных программ, социальных предложений и проектов, обработки методик, техники и технологии конкретных форм социальной работы. Сказанным определяется актуальность применения социального проектирования в практике социальных служб.
Таким образом, социальное проектирование является одним из наиболее актуальных направлений в практике социальной работы.
Категория: Социальному педагогу | Добавил: Ильсияр
Просмотров: 3456 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА