Пятница, 13:43 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Сценарии праздников

Краеведческая конференция
26.09.2014, 22:54

Краеведческая конференция
«Роль женщины в государстве Российском».

Шульженко Клавдия Ивановна – эстрадная певица, актриса театра и кино, народная артистка СССР.

«Имя Клавдии Шульженко принадлежит истории отечественного искусства. Ее голос на протяжении многих десятилетий продолжает оставаться живым, нужным людям. Шульженко – явление уникальное, каких единицы».

Авторы: Кузнецова Даша (6 кл.)
Аввакумова Олеся (6 кл)
Алеева Оксана (6 кл.)
Руководители: Шульгина О.Р., Исакова О.Л.

2012 – 2013 уч. год.
«Синенький скромный платочек…», - эту песню хорошо помнят и любят наши бабушки и дедушки. Ведь с этой песней связана их молодость, а во время Великой Отечественной войны эта песня помогала бойцам выжить, давала веру в победу. Кто же исполняет ее? Этот шедевр музыкального произведения звучит в исполнении самой популярной в народе эстрадной певицы бывшего СССР Клавдии Ивановны Шульженко.
Клавдия Ивановна Шульженко родилась 24 марта 1906 года. Ее детство и юность прошли в Харькове. Она окончила привилегированную гимназию. Родители ее были простыми людьми. Мать – портниха, шила на дому. Отец работал бухгалтером на Харьковской железной дороге. Он неплохо пел. О своем отце Клавдия Шульженко вспоминала: «Первое художественное впечатление было связано с отцом. От него я впервые услышала украинские народные песни. Он приобщил меня к пению. Отец серьезно увлекался музыкой: он играл на духовом инструменте в оркестре, иногда пел соло в концертах. Его выступления, его красивый грудной баритон приводили меня в неописуемый восторг». Клава любила петь с детства. Когда родители уходили в кино или в гости, девочка открывала окна настежь и пела во весь голос, собирая толпы людей. Это были первые ее слушатели и аплодисменты. В неполные 17 лет Клавдия Шульженко пришла в Харьковский театр драмы на прослушивание к известному в то время деятелю искусств режиссеру Николаю Николаевичу Синельникову. Диалог был примерно таким: «Ну, деточка, что мы умеем делать?» - «Все! – выпалила девушка. – Но лучше всего петь». – «Дуня, помогите, пожалуйста!» - обратился Синельников к аккомпаниатору. Дуней оказался… высокий молодой человек в очках, ставший впоследствии знаменитым композитором. Но для друзей, в том числе и для Шульженко, Исаак Осипович Дунаевский так и оставался на всю жизнь Дуней…. Первой песней, которую наша героиня выбрала для экзамена, был известный в то время украинский шлягер «Распрягайте, хлопцы, коней». Синельникову исполнение понравилось. Клавдия Шульженко была принята в труппу театра, где она участвовала в спектаклях и пела. Преподаватели Клавдии Ивановны учили ее петь так, как будто каждая песня – это мини-спектакль: надо не только петь, но и играть – улыбкой, жестом, душой и сердцем.
Выступления в театре перемежались с занятиями в консерватории у профессора Чемизова – вокал, сольфеджио и уроками танца в балетной школе Натальи Тальори. Из воспоминаний Клавдии Шульженко: «Никогда не мечтала о карьере профессиональной балерины – занятия классическим танцем необходимы для каждого актера: они дают умение владеть своим телом, держаться на сцене, вырабатывают пластику, не говоря уже об овладении основами танцевальных движений – без этих основ актеру придется туго. А вечером спектакль или концерт
и ты снова стоишь у кулисы, прислушиваешься к залу и, волнуясь, ожидаешь своего выхода».
Песенная слава к нашей героине приходила постепенно. Однако настоящий успех пришел к ней после того, как она исполнила песни, написанные композитором Валентином Кручининым и поэтом Павлом Германом. Это были: «Песня о кирпичном заводе» и «Шахта №3». Большой песенный репертуар и популярность певицы в родном Харькове давали возможность подумать о гастролях. Весной 1928 года она оказалась в Ленинграде. Первое выступление Шульженко в Ленинграде состоялось 5 мая 1928 года на сцене оперного театра (бывший Мариинский). Это был сборный концерт, в котором она исполнила две песни: одну на сюжет балета «Красный мак», другую – «На санках». После этого она ушла за кулисы. За ней следом пришел конферансье и сообщил, что зрители требуют ее на «бис». И Шульженко вновь вышла на сцену. Далее - ее рассказ: «Еще не осознавая, что это была победа, я спела лирическую песню «Никогда» на слова Павла Германа. И снова успех, и снова приглашают меня на сцену. Пою свою «Папиросницу». Ну, думаю, это последняя. Но аплодисменты не кончаются. Выхожу на поклоны раз, другой, третий. «Надо петь еще» - шепчет мне конферансье. В тот вечер мне пришлось спеть шесть песен вместо двух. Экзамен, да еще какой, я выдержала…» После этого успеха карьера Шульженко резко пошла в гору. Посыпались предложения, одно другого заманчивее. Не было дома, где бы не звучал голос Клавдии Шульженко… Из книги Г.Вишневской «Женщина – миф»: «Примером, идеалом эстрадного пения для меня была Клавдия Шульженко. С самого появления ее на сцене я попадала под обаяние ее мастерства, ее внешнего облика, ее пластики. В каждой песне возникал определенный сценический образ, каждая песня была законченным произведением. Клавдия Шульженко была удивительная артистка. Прекрасные выразительные руки, богатая мимика – все отражает внутреннее душевное движение. Она никогда не пела с микрофоном. Голос у нее был небольшой, но очень приятного тембра. Она будто и не пела, а легко и свободно напевала, что создавало особую атмосферу интимности и неизменно покоряло зрителя…»
В1929году Шульженко впервые выступала в Москве. Вместе с труппой Ленинградского мюзик-холла она привезла в столицу спектакль «Аттракционы в действии», где исполняла лирические песни. В это время Клавдия Шульженко уже была солистка ленинградской эстрады, восходящая звезда мюзик-холла.
Личная жизнь Шульженко, как и карьера, складывалась довольно успешно. Ее мужем стал обворожительный, веселый конферансье – куплетист Владимир Коралли. Он приехал в Ленинград из Одессы и был настолько хорош собой, что все женщины в него влюблялись, но он ни на кого не обращал внимания. А Клава только взглянула – и приворожила…. 6 мая 1930 года они поженились. А в 1932 году у них родился сын Игорь. Их творческий и семейный союз продолжался 25 лет.
В 1937 году Клавдия Шульженко стала солисткой джаз - ансамбля. Благодаря этой певице репертуар и джазовые композиции ансамбля приобрели лирический характер. Шульженко первой на советской эстраде создала образ женщины нового времени: молодой, веселой, радостной и влюбленной. Джазовые ритмы помогли ей уловить интонацию эпохи.
Но вот 22 июня 1941 года началась война. Она застала джаз – ансамбль, которым руководили Шульженко и Коралли, на гастролях в Ереване. Главному командованию Ленинградского фронта полетела телеграмма с просьбой зачислить весь коллектив ансамбля добровольцами в Красную Армию. Так начались будни фронтового концертного коллектива, трудная жизнь в блокадном городе. В день давали по 2 – 3 концерта в госпиталях, цехах оборонных заводов, в пунктах мобилизации…. Но вскоре Шульженко решила ехать с концертами на фронт. (В 1941 году она дала более 500 блокадных концертов!) Первое выступление на фронте сделало ее настоящей фронтовой певицей. На передовой Клавдия Ивановна пела не только о войне – «Давай, закурим», «Землянка», «Синий платочек». Солдатам были дороги, близки и ее песни о мирной жизни, о любви, о простых человеческих чувствах, по которым тоскуют люди на войне. « Визитная карточка» певицы – легендарный «Синий платочек» польского композитора Ежи Петербуржского – не сразу стала военной песней. Этот лирический вальс она любила и исполняла на концертах и прежде, но война востребовала другие чувства и слова. И вот на одном из ее выступлений на сцену поднялся молодой лейтенант – журналист фронтовой газеты Михаил Максимов – и протянул листок с новыми стихами на мотив известной песни. В тот же вечер на самодельной сцене песня о синем платочке прозвучала по-новому. «Строчи, пулеметчик, за синий платочек…» - так теперь заканчивался всякий концерт Шульженко. Если легендарную Эдит Пиаф называли певицей Сопротивления, то о Шульженко можно без преувеличения сказать, что она – певица Великой Отечественной войны. Как-то выступая в танковой бригаде, Шульженко обнаружила, что на броне танков написано: «За синий платочек!». А бойцы прославленного на весь Ленинградский фронт бронепоезда «Неуловимый Иван», прежде чем загнать в дуло снаряд, писали на нем: «Клавдия Шульженко против фашистских гадов!». О таких, как она, боец народного ополчения, литератор Леонид Арт написал вот эти строки:
Это кто там идет по поляне Полосой рубежей огневых? И на Ладоге, и у Славянки, И под Пулковом встретите их. Что за люди, откуда такие? Каждый день на военном пути… Улыбаются им часовые, Командиры кричат: «Пропусти!». И бойцы говорят: «Это что за отряд? Не саперы они, не связисты Но дела, говорят, боевые творят Ленинградского фронта артисты!» Нет, не зря ее коллектив называли «боевое подразделение песни» и не зря она получила медаль «За оборону Ленинграда», ведь встреча с любимой артисткой была настоящим праздником для бойцов. Ее песни вдохновляли их на подвиг, возвращали в недавнюю мирную жизнь, вселяли веру в победу и счастливое будущее….
В 1943 году состоялись триумфальные гастроли Шульженко по Кавказу и Средней Азии. Вместе с джаз – ансамблем она побывала в Тбилиси, Ереване, Грозном, Баку и других городах. К концу года ансамбль установил своеобразный рекорд – дал 253 концерта. За эти гастроли певица была награждена боевым орденом – Красной Звездой.
В послевоенное время Клавдия Ивановна Шульженко продолжала гастролировать по стране, записывала новые песни. Она была признанным кумиром советской эстрады, исполняла как старые свои песни («Синий платочек», «Давай закурим!», «Однополчане»), так и новые: «К другу», «Срочный поцелуй», «Мой старый парк» и другие. В 1952 году ее пластинка «Голубка» разошлась по стране рекордным тиражом: 2 млн. экземпляров. В 1953 году она снялась в музыкальном фильме- ревю «Веселые звезды», в котором исполнила одну из самых любимых своих песен – «Молчание» И.Дунаевского и М.Матусовского.
В 1971 году Клавдии Ивановне Шульженко было присвоено звание народной артистки СССР и вручен орден Ленина.
Из воспоминаний Л.Утесова: «Я не раз слышал от композиторов, пишущих для эстрады, чьи произведения исполняет Клавдия Ивановна, что она умеет открывать в песне, особенно лирической, такие стороны, о которых сами авторы прежде не подозревали. Как это делается? Рецепта нет – есть индивидуальность замечательной певицы, главное достоинство которой заключается в богатстве интонационных оттенков и актерской игры, далеко выходящих за пределы нотной страницы. Великолепно владея этими средствами, Шульженко оживляет ими мелодию, усиливает роль стихотворного текста в песне и тем самым повышает эмоциональное восприятие ее слушателями. Могу смело утверждать, что есть немало песен, которые живы в памяти народа, поются до сей поры только потому, что к ним приложила свое мастерство, свою душу Клавдия Шульженко».
Клавдию Шульженко без преувеличения можно назвать национальным достоянием нашего народа. Ни одна наша эстрадная певица ни до, ни после нее не смогла достигнуть таких высот. Она была невероятно популярна, ее фанатически любили миллионы поклонников.
К середине 80–х годов здоровье Шульженко стало ухудшаться. 17 июня 1984 года Клавдия Ивановна скончалась. Похоронили ее на Новодевичьем кладбище. На ее могиле можно увидеть синий платочек, который люди любовно прикрепляют к памятнику. Клавдия Ивановна Шульженко осталась в сердцах людей со многими песнями, которые бессмертны.
Очень точно сказал после ее смерти поэт и близкий друг Клавдии Ивановны Шульженко Михаил Пляцковецкий:
Тихая, усталая, бросив все дела, Песни нам оставила, а сама ушла… Собирал нас (помните?), ручкой заведен, В чьей неважно комнате старый патефон!.. А Шульженко, вправду ведь вечно молода. Значит, песня радовать будет нас всегда.

Категория: Сценарии праздников | Добавил: ленуша
Просмотров: 697 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА