Среда, 23:00 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Знакомство с поэзией В.Маяковского "Я хочу быть понят моей страной"
01.04.2014, 19:06
Урок литературы 11 класс

«Я хочу быть понят моей страной…»
Знакомство с поэзией В.В.Маяковского

Цель: показать своеобразие поэзии В.Маяковского.

Задачи: формировать навыки анализа поэтического текста; показать многогранность и трагичность мироощущения поэта; привить учащимся глубокое уважение к истории и культуре прошлых лет.

Оборудование: портрет поэта, высказывания о нем, «крылатые строки» из произведений Маяковского; таблица на интерактивной доске; микрофон на стойке или трибуна.

Методические приемы: дискуссия «Свободный микрофон», чтение и анализ стихотворений.

Метод: частично-поисковый, исследовательский.

Ход урока: 1.Слово учителя.

Нет, пожалуй, в мире ни одного поэта, который бы не писал о задачах поэзии. Прозой, стихами, критическими статьями - все равно. Что же до Маяковского, то ему приходилось еще и отстаивать свое поэтическое кредо, защищать свои взгляды в постоянной борьбе, защищать статьями, выступлениями, главное, стихами. Он считал себя бойцом революции и был им, утверждая, что стихи пишутся по “социальному заказу”
Маяковский всегда был там, где “нужно” . “Грозный смех” - так назвал он впоследствии книгу избранных текстов и рисунков к плакатам. Смех действительно был грозный.
А в годы нэпа поэт, засучив рукава, очищает страну от “разной дряни и ерунды” . Грубые, резкие, уничтожающие насмешливые строки Маяковского били без
промаха. “Поэт вылизывал чахоткины плевки”, - с гордостью скажет он себе потом.
Молодой Советской республике нужна реклама, и Маяковский берет на себя эту задачу.
Маяковский с полным правом скажет потом: “Я себя смирял, становясь на горло собственной песне”. Но поэзия остается поэзией. Маяковский, прежде всего, лирик. Его
стихи - это по-настоящему искренний и теплый разговор с читателем, а многие даже и написаны в форме разговора.
В наши дни, когда на веру не ставится ничья личность, ничьи заслуги, награды, можно по-разному относиться к личности Маяковского и его творчеству. Можно восхищаться им, можно ниспровергать. Но одно нельзя отнять у Маяковского - его поэтический талант.
Лично для меня Маяковский остается Поэтом с большой буквы. Один из самых талантливейших поэтов 20 века, который имел право написать о себе:
Мой стих дойдет
через хребты веков
и через головы
поэтов и правительств…
Эти слова и станут девизом к нашему уроку (запись в тетрадь)

2. Практикум
Работа с интерактивной доской. На доске схема «Три основных периода творчества В.Маяковского» и названия произведений в произвольном порядке.
Задание: расставить в хронологическом порядке произведения В.Маяковского. Соотнести их в необходимый блок, используя знаки (*, **. ***) или стрелки.
Ученик может воспользоваться ключом:

«Левый марш» 1918г.
«А вы могли бы?» 1913 г.
«Нате!» 1913г. «Послушайте!» 1914г.
«Стихи о советском паспорте» 1929 г.
«Гимны» 1915 г. «Прозаседавшиеся» 1922 г.
«Ода революции» 1918 г. «О дряни» 1921 г.
«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» 1928 г.
Ключ:

Три основных периода
творчества
В.В.Маяковского:

1.Дореволюционное
творчество
(1912-1917)
(*) 2.Послеоктябрьское
творчество
(1917-1923)
(**) 3.Третий период
творчества
(1924-1930) (***)

Работа с классом.
Какими ключевыми словами можно определить каждый этап творчества Маяковского?
1. (1912-1917)
-романтическая личность;
-одиночество, тоска;
2. (1917-1923)
-в центре- революционный народ;
-оптимизм;
-ликование;
3. (1924-1930)
-органическое единение «мое» и «наше».

3. «Свободный микрофон». Выступления учащихся (в группе или индивидуально), их первые впечатления о поэзии В.Маяковского, чтение стихов (по выбору учащихся), их наблюдения, выводы, иллюстрации к стихам, музыкальное сопровождение, презентации, слайды.

После каждого выступления (слабоуспевающим учащимся) предлагается подобрать афоризмы к выступлениям. Приложение №1

Каждая группа после своего выступления «вытягивает» билет с индивидуальным заданием к следующим урокам по творчеству В.Маяковского. Приложение №2

Выступления учащихся (образцы ответов):

1.Лирика Маяковского богата и разнообразна. Немало своих стихов поэт посвятил патриотизму советских людей. Лучшие из них - "Товарищу Нетте пароходу и
человеку"/1926г./ и "Стихи о советском паспорте". Первое стихотворение воспоминание о советском дипкурьере Теодоре Нетте, героически погибшем при выполнении служебного долга. Вступлением к теме служит встреча Маяковского с пароходом, носящим имя прославленного героя. Но постепенно пароход как бы одушевляется, и перед поэтом возникает образ человека.
Это он - я узнаю его
В блюдечках-очках спасательных кругов.
Здравствуй, Нетте!
Затем следует воспоминание о Нетте, который был другом Маяковского. Эти будничные воспоминания сменяются в центральной части стихотворения описанием героического поступка простого советского человека - "след героя светел и кровав". Рамки стихотворения расширяются: начатое с описания дружеской встречи, оно поднимается до
мыслей о Родине. Такие как Нетте не умирают - память о них народ воплощает... в пароходы, в строчки, и в другие долгие дела.

2. Очень сложным было отношение Маяковского к классикам. Поэт всю жизнь оставался правоверным футуристом, считая своих друзей, особенно Хлебникова, гениальными. Он принимал участие в составлении манифеста футуристов, однако уже в дореволюционные годы его творчество не умещалось в рамки этого манифеста.
Литературоведы стараются очистить поэта от “грехов молодости”, от ниспровержения классиков. Очищать не стоит. Одно стихотворение Маяковского “Юбилейное”, посвященное А. С. Пушкину, делает это лучше всех: «Я люблю вас, но живого, а не мумию. Навели хрестоматийный глянец. Вы, по-моему, при жизни, думаю, тоже бушевали. Африканец! Александр Сергеевич, да не слушайте ж вы их! Может, я один действительно жалею, что сегодня нету вас в живых».
Маяковский считает, что поэт должен быть не похожим ни на кого. Не повторять того, что уже сделано, быть новым, неожиданным.

3. Талант Маяковского до сих пор поражает нас своим разнообразием. Поэзия, проза, живопись, партийная деятельность - всё охвачено его гением. Каков он, талант Маяковского? Мог ли этот великий человек сделать больше, чем он сделал?
Литературный талант Маяковского проявился, прежде всего, в том многообразии стилей, жанров, манер письма, которые он использовал. В своём раннем творчестве его стихи, как мне кажется, напоминают работы символистов: «Я сразу смазал карту будней, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана.»
Образность, использование цветов как символов, развёрнутость метафор и в то же время краткость изложения идеи - вот качества, почерпнутые Маяковским у символизма.
Но уже в послеоктябрьском периоде поэзия Маяковского совсем другая.
(«Левый марш» 1918 год) Здесь появляется тот самый чёткий, жёсткий, размеренный ритм:
... Грудью вперёд бравой!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!
В этом отрывке каждое слово звучит как удар молотом, как смертный приговор. Здесь мастерство Маяковского проявляется в полной мере.

4. Владимир Маяковский — мой любимый поэт.
Конечно, в наши дни отношение к нему изменилось. Многие мои сверстники думают, что, кроме стихов о Ленине и партии, поэт ничего не писал. Но это совсем не так. Да, Маяковский во имя революции наступал на «горло собственной песне», отдавая «звонкую силу поэта» пролетариату. «У каждого поэта своя драма…», — писала Анна Ахматова. Есть она и у Маяковского. Он верил в революцию, боролся стихом с ее врагами А сегодняшние противники поэта не хотят этого замечать. Не знают они и другого:
есть ранний Маяковский, тонкий лирик, необычайно одаренный стилист, подлинный новатор стихосложения, экспериментатор в области формы. Располагая стихи
«лесенкой», он добился того, что каждое слово становилось значимым, весомым. Рифма Маяковского — необычайная, она как бы «внутренняя», чередование слогов неявное, неочевидное — это белый стих. А как выразительна ритмика его стихов! Мне кажется, ритм в поэзии — самое главное, сначала рождается он, а потом уже мысль, идея, образ.
Некоторые мои ровесники думают также, что стихи В. Маяковского надо кричать, надрывая голосовые связки. Да, у него есть стихи «для площадей». Но в ранних стихах преобладают интонации доверительности, интимности. Чувствуется, что поэт только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в себе. Но на самом деле он не такой. Наоборот, поэт одинок и неприкаян, и душа его жаждет дружбы, любви, понимания. Именно такого Владимира Маяковского я и люблю. Хочу вам прочитать мое любимое стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».


5. Стихотворение «Послушайте!» написано в 1914 году.
Стихотворение — крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям: «Послушайте!». Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым. Лирический герой стихотворения не просто произносит, а, я бы сказал, «выдыхает» это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Это не жалоба на «равнодушную природу», это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем. Ведь люди рождаются для счастья.
Лирический герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот «кто-то», для кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не мирится с ним. Отчаяние так велико, что ему просто не перенести «эту беззвездную муку».
Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у В. М. имеет деталь. Портретная характеристика Бога состоит всего лишь из одной единственной детали — у него «жилистая рука». Эпитет «жилистая» настолько живой, эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы видишь,
ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь. «Длань» (образ, привычный для сознания русского человека, христианина) органично, абсолютно естественно заменяется, как видим, «рукой». Значит, Господь Бог, будто пахарь или хлебопек, — простонародный.
В этом стихотворении нет неологизмов, столь привычных для стиля В. Маяковского. Пройдут годы, утихнут страсти, катаклизмы превратятся в нормальную жизнь, и никто не будет считать Владимира Маяковского только политическим поэтом, отдавшим свою лиру лишь революции. На мой взгляд, это величайший из лириков, и стихотворение «Послушайте!» — истинный шедевр русской и мировой поэзии.

4.Итог урока. Рефлексия.
-Кажется ли вам теперь творчество Маяковского таким же непонятным, сложным?
-Открылась ли завеса над тайной и загадкой, связанной с именем В.В.Маяковского?
5.Домашнее задание: -индивидуальное (по карточкам – билетам из приложения №2);
-прочитать пьесы «Клоп», «Баня» (всему классу).

Приложение №1 к уроку по изучению творчества В.Маяковского:

1. «Я- поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу…» ( В.Маяковский)
2. «Поэт в России, больше чем поэт» ( Е.Евтушенко)
3. «Мой стих громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима» ( В.Маяковский)
4. «…В Маяковском жила та внутренняя сила, которая редко встречается во внешнем проявлении. Неоспоримая сила его души.» (Л.Сейфуллина)
5. «Он (Маяковский) вдруг улыбался как-то очень молодо и по-мадьчишески застенчиво. И от его улыбки у собеседников сразу исчезала всякая скованность.» (Н.Луначарская)
6. «Любовь-это жизнь, это главное… От нее разворачиваются и стихи, и дела. Любовь-это сердце всего.» (В.Маяковский)
7. «Маяковский все переживал с гиперболической силой- любовь, ревность, дружбу» (Лилия Брик )
8. «Тянет на стихи - ничего не поделаешь- лирик,»-из письма В.Маяковского.
9. Успех - вот что создает великих людей. ( Наполеон)
10. Не все ли равно, если твоя жизнь будет продолжаться триста или даже
три тысячи лет? Ведь живешь только в настоящем мгновении и, кто бы
ты ни был, утрачиваешь только настоящий миг. Нельзя отнять ни нашего
прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще
не имеем. ( Марк Аврелий)
11. Хочется сказать художнику: … выдумывай! ( Станислав Ежи Лец)
12. Против всего можно устоять, но не против доброты. (Жан Жак Руссо)
13. Воображение важнее, чем знание. (Альберт Эйнштейн)
14. Каждый человек меня в чем-то превосходит; и в этом смысле мне есть чему у
него поучиться. (Ралф Эмерсон)
15. Нам нравятся люди, которые смело говорят нам, что думают… (Марк Твен)
16. Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения.
(Сент-Экзюпери)
17. Стихотворение - растянутое колебание между звуком и смыслом. (Поль Валерии)
18. «Маяковский возобновил грандиозный образ, где-то утерянный со времен Державина» (Ю.Тынянов)
19. «Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая, демоническая и в то же время…зовущая на помощь» (Б.Пастернак)



Приложение №2. Индивидуальные задания к уроку:

1.Охарактеризуйте особенности образной системы вступления к поэме «Во весь голос» (метафоры, сравнения, эпитеты, ритмика)
2.Изображение движущих сил революции в поэме «Хорошо!» (примеры)
3.Что в творческом наследии Маяковского представляется вам особенно интересным, а что вы решительно не принимаете?
4.Как воспринимает лирический герой американскую действительность в стихах
«Блейк энд уайт», «Бродвей», «Вызов»?
5.Какую роль в творчестве позднего Маяковского сыграло его сотрудничество с РОСТА (Российским телеграфным агентством)?
6.Что привлекло Маяковского в футуризме?
7.Лексика и необычный поэтический синтаксис в стихах «Левый марш», «Ода революции».(по выбору учащихся)
Категория: Русский язык, литература | Добавил: IRINA_G
Просмотров: 809 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА