Среда, 10:18 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Урок-семинар "Гражданская война в русской советской литературе"
[ Скачать с сервера (21.2Kb) ] 27.11.2017, 21:32

Урок-семинар
Тема: Гражданская война в русской советской литературе.
Цель: дать представление об освещении темы революции и гражданской войны в произведениях разных писателей, показать, что для многих она стала не только национальной, но и личной трагедией.
Задачи:
*помочь учащимся освоить идейно-художественное своеобразие произведений о гражданской войне;
*произвести сопоставительный анализ, т.е. увидеть место писателя в общем историко-литературном процессе.
Развивающие:
*развивать умение сопоставлять, обобщать, выделять главное;
*развивать самостоятельность мысли.
Воспитательные:
*заставить задуматься о своей позиции в жизни;
*убедиться в нетленности принципа гуманизма в человеческих отношениях;
*увериться в необходимости национального согласия.
При подготовке к уроку учащиеся работают в группах по творчеству определённого писателя.
Для рассмотрения берём следующие произведения: М.А.Шолохов «Донские рассказы», И.Э.Бабель «Конармия», М.А.Булгаков «Белая гвардия», Л.Бородин «Третья правда». Каждая группа работает над определённым автором, готовит буклет по творчеству этого писателя.
Ход урока.
Вступительное слово учителя:
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.
Мои соавторы и судьи!
Оценкой вас не накажу.
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.
Сегодня мы с вами будем говорить о Гражданской войне, о том, как освещается она в произведениях разных авторов, должны увидеть, какую правду о войне раскрывает каждое из них и,наверное, учитывая уроки Гражданской войны, задуматься о своей позиции в жизни, а также ещё раз убедиться в том, что национальное согласие в нашей жизни просто необходимо.
Один из лучших памятников любой эпохи – это самые яркие и талантливые произведения художественной литературы. Так и с русской литературой о Гражданской войне.
Многие из поэтов и писателей прошли через горнило Великой русской смуты. Одни из них сражались «за счастье всех трудящихся», другие – «за единую и неделимую Россию». Кто-то делал для себя ясный нравственный выбор, но был лишь косвенно причастным к деяниям одного из противоборствующих лагерей. А иные и вовсе пытались витать «над схваткой».
Своеобразный подвиг совершил в Гражданскую войну поэт М.Волошин. Он помогал и «красным», если им грозила смерть, и «белым» - прятал и тех , и других в своём доме в Коктебеле. И эпиграфом к уроку мы возьмём строки его стихов:
И здесь, и там между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас, тот против нас!
Нет безразличных! Правда - с нами!»
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
Задумаемся, чем были эти дни для России? Разгромлена некогда великая держава, углубляется её распад, поднимаются волны ненависти и террора, жизнь становится невыносимой. И кто разрушает… Свои…
Красные… белые… У каждого была своя правда. Победили «красные». Для «белых» это обернулось трагедией. Победили бы «белые» - трагедией это обернулось бы для «красных». А для народа, для всего народа – что было бы лучше? На этот вопрос никто , пожалуй , не ответит.
За Гражданскую войну наша страна заплатила беспримерную цену. Непосредственная убыль населения за три года (1918-1920) приближается к 30-ти миллионам. Голод 1921-22годов унёс 5.053.000 человек; 14 миллионов переболели в 1918-22 годах тифом, холерой, оспой.
Много произведений написано об этих страшных, кровавых днях: Серафимович «Железный поток», Фурманов «Чапаев», Пильняк «Голый год», И.Э.Бабель «Конармия», А.Фадеев «Разгром», М.Волошин «Усобица» и др.
Сегодня мы , работая в группах, остановим своё внимание на нескольких произведениях.
Правда «красных»… Правда «белых»… А может быть, есть ещё какая-то правда?..
Итак , начнём с произведения М.А. Шолохова «Донские рассказы».
Учащиеся первой группы рассказывают об истории создания сборника «Донские рассказы», анализируют рассказы «Родинка», «Чужая кровь». Можно взять другие рассказы.
Вывод: М. А. Шолохов оценил Гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей. И в этом не только правда жизни, запечатлённая рукой донского художника, но и предупреждение, пророчество на будущие времена. Ни в одном из рассказов он не воспевает войну, она для него преступление. И в этом можно увидеть ещё одну грань актуального звучания «Донских рассказов « сегодня.
Правда «красных» зазвучала и в произведении И.Э.Бабеля «Конармия». ( Далее следует рассказ об особенностях данного произведения и анализ новелл «Письмо», «Смерть Долгушова».)
Человек и война – понятия взаимоисключающие, как жизнь и смерть. Но смерть отменить нельзя, а войну? Так ли она неизбежна? Книга И.Э.Бабеля утверждает пацифизм как необходимый элемент общечеловеческого мышления, ибо за братоубийственные войны человечество платит слишком высокую цену, уничтожая на полях сражений веками выращиваемые семена гуманистической нравственности.
Персонажи «Конармии» никак не укладывались в стереотипы Гражданской войны , уже сложившиеся в ту пору. Многие советские военачальники, историки, литературные критики обрушились на «Конармию» за её «поэзию бандитизма». Говорили, что Бабель проводит намеренную дегероизацию истории. Но подойдя к революции как к экстремальной ситуации, писатель пришёл к неутешительному выводу: «Как быстро уничтожили человека, принизили, сделали его некрасивым.»
Итак, правда красных: власти большевиков---новые идеалы---борьба за идею.
Трагизм этого времени отразился и в стихах как белых, так и красных. Некоторые из них и теперь поются как просто хорошие песни, без всякой идеологии: «Песня о Щорсе» М.Голодного или «Проводы» Д.Бедного.
( Прослушивается песня «Там вдали за рекой…»)
От рассказов и новелл перейдём к более крупным произведениям – романам. И другой взгляд на войну , теперь из стана «белых». Третья группа представляет роман М.А.Булгакова «Белая гвардия.»
Выводы: Автор заставляет нас думать о вечности, о жизни будущих поколений, об ответственности людей перед историей, друг перед другом. Всё пройдёт , всё исчезнет, а «вот звёзды останутся.» Звёзды- это вечность жизни, это вечные нравственные ценности: добро, книги, семья, дом, любовь. Таким образом, говоря о правде белых, мы останавливаемся на таких понятиях, как офицерская честь, высокое чувство долга; добро и красота, Дом – не просто жилище, а место связи поколений, место, где никогда не исчезает духовное начало.
Итак, правда белых, правда красных, литература о ней. А может, есть какая-то другая «третья» правда? Именно так называется повесть Л.Бородина «Третья правда», герои которой тоже в поисках своей правды.( О данном произведении , его героях повествует следующая группа.)
Вывод: Жизнь в соответствии с законами природы, обожествление её, защита. ( Герой не примыкает ни к красным , ни к белым.)
Подведение итогов.
КРАСНЫЕ
• Защита власти большевиков, идеалы;
• равенства, свободы, братства, декреты о земле, о мире. БЕЛЫЕ
• Идеалы добра, красоты, чести, долга;
• доблесть русского офицерства;
• желание нормальной человеческой жизни, сохранение Дома.

Жизнь в соответствии с законами природы,
Обожествление её, защита.
Каждый в жизни волен выбрать свою правду, но должна она быть мирной. И ни один из писателей не оправдывает братоубийственную войну. Рассуждая о любой правде, все авторы данных произведений против такой войны, все рассматривают её как национальную трагедию. И нельзя допустить, чтобы такие войны были возможны.
Марина Цветаева пишет, что смерть всех уравняла:
Все рядком лежат-
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?
Белым был- красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.

Категория: Русский язык, литература | Добавил: galinaivanova54
Просмотров: 36 | Загрузок: 1 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 1
1 galinaivanova54   (27.11.2017 21:37)
Урок проводится в 11классе. Кроме анализа произведений на данную тему каждая группа готовит буклет об этом произведении или о творчестве писателя.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА