Четверг, 02:23 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Урок русского языка в 6 классе по теме "Понятие о причастии" (по программе М. Разумовской)
14.11.2013, 15:34
Урок № 1. Понятие о причастии.

Целевая аудитория: 6 класс.

Тип урока: вводный урок по теме «Причастие»

Знать: 1) понятие причастия
2)грамматические признаки причастия
Понимать: 1) как отличать причастие от прилагательного
Уметь: 1) видеть причастия в словосочетаниях и предложениях
2) отличать от прилагательных
3) находить определяемое слово в словосочетании с причастием
4) структурировать теоретический материал
Анализ: 1)анализировать причастия как часть речи
Синтез: 1)уметь составлять предложения с причастиями

Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. В течение всего занятия каждый из вас будет выполнять различные задания, которые в зависимости от сложности будут оцениваться определенным количеством баллов. Работа на уроке будет оценена по сумме набранных баллов.
2.Ознакомление с технологической картой урока.
- Рассмотрите технологическую карту урока, напишите в специальной строке свою фамилию и имя.
- Прочитайте, какое максимальное количество баллов можно набрать за урок.
3. Переход к новой теме.
СТАДИЯ «ВЫЗОВ»
Обратимся к приложению к уроку.
Задание 1. Перед вами две группы слов. Выделите в них корень. Какие это слова? (Однокоренные). Найдите лишнее слово (слова) в каждой группе.
Синий бежал
Синеватый Прибежавший
Синеющий Бегущий

- В чем особенность этих слов? - Можно ли считать слова синеющий бегущий, прибежавший прилагательными?
- Почему?
Сегодня мы с вами познакомимся с новой частью речи – причастием.
- Объясните, как вы понимаете это слово?
В.И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» писал: « Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».
- Как вы можете объяснить эти слова?
4.Этап 1 (знание) СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ»
Задание 1 См. ПРИЛОЖЕНИЕ
Давайте посмотрим, в чем же особенность причастия.
Синеющий
Отвечает на вопрос________________________
Синеющий небосвод ---согласуется с какой частью речи?_____________________

Синеющий,
Синеющая, ------------ изменяется по ………………….
синеющее

синеющий
синеющие_____ изменяются по __________________

о синеющем
синеющему изменяются по _____________________

Задание 2 См. ПРИЛОЖЕНИЕ
Синеющий
Отвечает на вопрос________________________
Синеющий небосвод ---согласуется с какой частью речи?_____________________

Синеющий,
Синеющая, ------------ изменяется по ………………….
синеющее

синеющий
синеющие_____ изменяются по __________________

о синеющем
синеющему изменяются по _____________________

Синеющий
Отвечает на вопрос________________________
Каков способ образования слова? От какой части речи образовано? _________________
Обозначает _________________________________________

Синеющую
Синевшую изменяется по _______________________________

Синеющую
Просиневшее изменяется по ________________________________
синеющий на небосводе - причастие может иметь при себе _______________________

Этап 2 (понимание)
Сегодня на уроке вы должны научиться отличать причастие от имени прилагательного. Сначала обратимся к рубрике «Возьмите на заметку» (стр.127)
Потренируемся, выполняя упр. 302 (стр.128). Устная работа.
Мы уже знаем из предыдущих заданий, что причастие в словосочетании может выступать как в роли зависимого слова, так и главного (определяемого). См. ПРИЛОЖЕНИЕ. К уроку.
Задание 1
Определите, в какой роли (главного или зависимого слова) выступает причастие в данных словосочетаниях.
В бушующем море, висевших в воздухе, надвигающаяся непогода, опавшие листья, ведущая в парк.
Задание 2
Из данных предложения выпишите словосочетания с причастиями, определите роль причастий в них.
1. Ярко пылающие искры были похожи на большие звезды.
2. Небо было все в звездах, излучающих ровный, тихий свет.
3. Изредка доносились ночные шорохи и звуки, приглушенные лесом.

Этап 3 (применение)
Мы научились видеть причастие. А теперь попробуем сами его образовать.
Задание1
Я могу заменить предложенные словосочетания на словосочетание ПРИЧ.+..СУЩ.
Шарик, который летит. Костер, который искрится. Пруд, который зарос. Солнце, которое заходит.

Задание2
Я могу заменить предложенные словосочетания на словосочетание ПРИЧ.+..СУЩ.
Шарик, который летит. Костер, который искрится. Пруд, который зарос. Солнце, которое заходит.
Я могу составить 2 предложения с полученными словосочетаниями.

Этап 4 (анализ)
Задание 1
Просмотрев записи урока, я могу записать выводы в таблицу
Признаки причастия
Признаки глагола Признаки прилагательного





Задание 2

Просмотрев записи урока, я могу записать выводы в творческой работе «Автобиография причастия»
Автобиография причастия ЛЕТЯЩИЙ
Я, причастие ЛЕТЯЩИЙ, происхожу из семьи __________________________________________________________________________. Мой отец оставил мне значение ____________________________________________. Мать оставила в наследство вопрос _______________________, свою синтаксическую роль __________________. Она научила изменяться по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме ___________________________.

Этап 5 (синтез) СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»
Выполним творческую работу.
Задание 1
По иллюстрации составьте предложения, употребив в них причастия.
Составьте небольшой текст по иллюстрации, употребив в нем причастия.
«АВТОРСКОЕ КРЕСЛО».
-Ребята, кто из вас готов прочитать свои творческие работы? Приглашаю занять авторское кресло.

Д. З.
1.Нарисуйте родословное дерево причастия.
2.Составить сказку о жизни причастия.

Приложение к уроку « Что такое причастие»

Задание 1. Перед вами две группы слов. Выделите в них корень. Какие это слова? Найдите лишнее слово в каждой группе.
Синий Бежал
Синеватый Прибежавший
Синеющий Бегущий

- В чем особенность этих слов? - Можно ли считать слова Синеющий Бегущий, Прибежавший прилагательными?
- Почему?
Сегодня мы с вами познакомимся с новой частью речи – причастием.
- Объясните, как вы понимаете это слово?
В.И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» писал: « Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».
- Как вы можете объяснить эти слова?

Этап 1 (знание)
Задание 1 См. ПРИЛОЖЕНИЕ
Давайте посмотрим, в чем же особенность причастия.
Синеющий
Отвечает на вопрос________________________
Синеющий небосвод ---согласуется с какой частью речи?_____________________

Синеющий,
Синеющая, ------------ изменяется по ………………….
синеющее

синеющий
синеющие_____ изменяются по __________________

о синеющем
синеющему изменяются по _____________________

Задание 2 См. ПРИЛОЖЕНИЕ
Синеющий
Отвечает на вопрос________________________
Синеющий небосвод ---согласуется с какой частью речи?_____________________

Синеющий,
Синеющая, ------------ изменяется по ………………….
синеющее

синеющий
синеющие_____ изменяются по __________________

о синеющем
синеющему изменяются по _____________________

Синеющий
Отвечает на вопрос________________________
Каков способ образования слова? От какой части речи образовано? _________________

Синеющую
Синевшую изменяется по _______________________________

Синеющую
изменяется по ________________________________ (вид)

синеющий на небосводе - причастие может иметь при себе _______________________

Этап 2 (понимание)
Задание 1
Определите, в какой роли (главного или зависимого слова) выступает причастие в данных словосочетаниях.

В бушующем море, висевших в воздухе, надвигающаяся непогода, опавшие листья, ведущая в парк.

Задание 2
Из данных предложения выпишите словосочетания с причастиями, определите роль причастий в них.
4. Ярко пылающие искры были похожи на большие звезды.
5. Небо было все в звездах, излучающих ровный, тихий свет.
6. Изредка доносились ночные шорохи и звуки, приглушенные лесом.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этап 3 (применение)
Мы научились видеть причастие. А теперь попробуем сами его образовать.
Задание1
Замените предложенные словосочетания на словосочетание ПРИЧ.+..СУЩ.
Шарик, который летит. Костер, который искрится. Пруд, который зарос. Солнце, которое заходит.

Задание2
Замените предложенные словосочетания на словосочетание ПРИЧ.+..СУЩ.
Шарик, который летит. Костер, который искрится. Пруд, который зарос. Солнце, которое заходит.
Составьте 2 предложения с полученными словосочетаниями.

Этап 4 (анализ)
Задание 1
Просмотрев записи урока, запишите выводы в таблицу

Признаки причастия

Признаки глагола Признаки прилагательного





Задание 2

Просмотрев записи урока, запишите выводы в творческую работу «Автобиография причастия»
Автобиография причастия ЛЕТЯЩИЙ

Я, причастие ЛЕТЯЩИЙ, происхожу из семьи __________________________________________________________________________. Мой отец оставил мне значение ____________________________________________. Мать оставила в наследство вопрос _______________________, свою синтаксическую роль __________________. Она научила изменяться по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме ___________________________.

Этап 5 (синтез)
Творческое задание.
Задание 1
Я могу по иллюстрации составить предложения, употребив в них причастия.
Задание 2
Я могу составить текст, используя причастия.

Д. З.
1.Нарисуйте родословное дерево причастия.
2.Составить сказку о жизни причастия.
Категория: Русский язык, литература | Добавил: хамса | Теги: литература, русский язык
Просмотров: 2084 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА