Четверг, 05:35 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Урок русского языка в 5 классе "Как образуются слова в русском языке"
[ Скачать с сервера (579.5Kb) ] 21.03.2014, 13:20
ФИО учителя: Тарасенко Наталья Сергеевна

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Тема: Как образуются слова в русском языке

Цель урока:
познакомить с основными способами словообразования.

Задачи урока:
Образовательные:
o уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”;
o дать понятие о способах образования слов в русском языке.
Развивающие:
o развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
o тренировать мышление, память.
Воспитательные:
o создавать положительную мотивацию к процессу овладения тайнами родного языка путём вовлечения в активную деятельность каждого учащегося;
o воспитывать культуру речи, интерес к слову, родному языку.

Место урока в теме: изучение нового материала

Тип урока: комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия:
Русский язык. 5 класс. под редакцией М.М.Разумовской, П.А. Леканта, Москва, Дрофа, 2009

Технология: ТРКМ

Приемы критического мышления: кластер, инсерт, верные и неверные утверждения, РАФТ – для домашнего задания

Формы работы: индивидуальная, парная
Этапы урока Цели этапа Приёмы Цели приёмов
Вызов
- активизация деятельности каждого ученика
- развитие логического мышления
- актуализация знаний - кластер - активизация деятельности каждого ученика
- развитие логического мышления
- установление ассоциативных связей
Осмысление
- организация активного восприятия нового материала
- получение новой информации
- установление связей с уже изученным материалом
- инсерт
- повторение уже известного материала
- осмысление нового материала
- соотнесение материала с уже известной информацией
Рефлексия
- обобщение и систематизация приобретённых знаний
- присвоение новых знаний
- обобщение на уровне личных впечатлений - верите ли вы (верные и неверные утверждения)
Д/З: РАФТ – 1)написать письмо другу, что узнали по новой теме; 2) сформулировать один вопрос, на который они так и не получили ответа или который оказался не понятен)
- применение знаний на практике
- развитие логического мышления
- обобщение на уровне личных впечатлений

Ход урока:
1. Психологическая подготовка к уроку.
Учитель читает стихотворение « Как растут слова »
Как-то много лет назад
Посадили дивный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.

Это слово – слово – корень,
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло.

Вот из сада вам рассада,
Вот еще посадки рядом;
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду чудесном!

2. Стадия вызова

Слово учителя: Вот какая история произошла однажды в словесном саду. Что же это оказались за плоды? (слова).

Слово учителя: Почему же в стихотворении автор называет их плодами? (потому что все эти слова образовались от слова сад)

Слово учителя: Давайте выпишем из нашего стихотворения все слова с корнем сад и посмотрим, что помогло им образоваться? (учащиеся выписывают слова рассада, посадки, садовод, садовник) (В образовании этих слов приняли участие морфемы)

Слово учителя: Давайте вспомним все, что мы знаем о морфемах и попробуем составить кластер. Работаем в парах в течение 3-х мин.

Пример кластера


Слово учителя: Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось.(каждая пара озвучивает по одному примеру. Учитель фиксирует на доске )

Слово учителя: Какие морфемы помогают нам образовывать новые слова? (приставка и суффикс) Какова же тема нашего сегодняшнего урока? (Как образуются слова) Запишем в тетради число, классная работа и тему сегодняшнего урока.

3. Стадия осмысления

Слово учителя: Давайте обратимся к тексту упражнения 279 на стр. 91. Во время чтения карандашом на полях будем делать пометы «V» - уже знал, « +» - новое, «?» - не понял
(использование приема «Инсерт»)(учащиеся работают индивидуально в течение 5 мин)







Слово учителя: Разделите свои тетради на 3 части. 1-я колонка «V», 2-я колонка « +», 3-я колонка «?». Заполните таблицу. (обсуждение таблиц, получившихся у учащихся)

Слово учителя: Что осталось для вас непонятным? Какие способы образования существуют в русском языке? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение) Давайте попробуем определить способы образования слов из стихотворения, с которым мы познакомились в начале урока. (Работа со словами рассада, посадки, садовод, садовник) Кто из вас знает, как же называется наука, которая изучает образование слов? (Словообразование)

Слово учителя: Определите способ образования у слов, записанных на доске.
Детский, известный, рассказал, маленький, перешагнула, четверостишие, телефон-автомат, турпоход, радостный, кругосветный, подоконник, солнышко, спеть, подберезовик, разглядеть, пятьдесят.
(Индивидуальная работа учащихся)

Слово учителя: Теперь поработайте в парах и сверьте свою работу с работой соседа

Слово учителя: Проверим выполненное задание. В каких словах при определении способа образования у вас возникли трудности? ( Обратить внимание учащихся на правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова)

Слово учителя: (Игра «Сыщики») Некто похитил у слов их части. Вы должны эти части отыскать и собрать новое слово, назвать способ образования. Работаем в парах.
1. У слова «сказка» исчез корень, у слова «извозчик» – суффикс, у слова «расходиться» - приставка (рассказчик)
2. У слова «руководитель» похитили суффикс, у слова «возможность» - приставку, у слова «пропитание» – корень (воспитатель)
А некоторые слова были так напуганы, что спрятались. И только грамотный человек может их разглядеть. Вот что они о себе говорят:
1. Корень мой находится в цене,
В окраске найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали.
Вся я – в дневнике или в журнале. (Оценка)
3. В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете.
В целом - по мне на уроки пойдете. (Расписание)
Слово учителя: Итак, что у вас получилось? (Каждая пара озвучивает по одному слову, которые они составили и называют способ образования)
Вы очень помогли бедным морфемам. Ни одно слово не пострадало

4. Стадия рефлексии

1. Слово учителя: Давайте поиграем в игру «Верите ли вы ».
1. Верите ли вы, что словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов?
2. Верите ли вы, что приставка служит для связи слов в предложении?
3. Верите ли вы, что окончание не участвует в образовании новых слов?
4. Верите ли вы, что слова перелесок, подоконник образованы приставочным способом?
5. Верите ли вы, что слова учитель и воспитатель образованы суффиксальным способом?
6. Верите ли вы, что если к слову одновременно подставить приставку и суффикс получится суффиксальный способ образования?
7. Верите ли вы что слова пешеход и водопровод образованы путем сложения?
8. Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?

Слово учителя:
- Какой вопрос вызвал у вас затруднения? (Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?)
- Почему мы не смогли ответить на него?
(потому что ни один способ словообразования, изученный на уроке не подходит).
- Что же мы должны сделать?(Узнать, каким способом образованы слова СИНЬ и БЕГ) Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

2. Домашнее задание:

Посредством приёма РАФТсоздайте письменное высказывание в форме письма другу, в котором сообщите, что узнали нового по теме, и зададите вопрос, на который не получили ответа или который оказался не совсем понятным на уроке.

3. Выставление оценок (учащиеся оценивают свою работу на
Категория: Русский язык, литература | Добавил: Tysja2524
Просмотров: 2394 | Загрузок: 186 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА