Среда, 10:28 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Урок русского языка в 3 классе по теме "Род имен существительных"
[ Скачать с сервера (28.5Kb) ] 22.08.2014, 18:59
Проект урока
Тема урока: «Род имен существительных».
Класс: 3
Предмет: русский язык
Задачи урока:
• Отработка алгоритма определения рода имен существительных;
• Знакомство с правилами определения рода у несклоняемых имен существительных.
Планируемые результаты урока:
Предметные умения:
• Учащиеся должны научиться определять род изменяемых имен существительных
• Учащиеся получат возможность научиться устанавливать род у неизменяемых имен существительных (наиболее употребляемые слова).
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные:
• осознание алгоритма учебного действия;
• развитие способности к самооценке успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
• освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
• развитие планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления;
• формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.
Познавательные:
• формирование понятия «род имен существительных»;
• формирования умения устанавливать род несклоняемого имени существительного;
• развитие умения составлять словосочетания и предложения с неизменяемыми именами существительными;
• развитие умения работы со словарём (толковым);
• формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации.
Коммуникативные:
• формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных задач (работа в паре и группах);
• принимать на себя ответственность за результат своих действий;
• воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
• способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.
Условия, необходимые для проведения урока:
Ресурсы:
Основные: учебник «Русский язык», 3 кл., ч. 2, С.В.Иванов
Дополнительные: карточки с буквами М, Ж, С, компьютер, интерактивная лоска, документ-камера,проектор, презентация, карточки с творческими заданиями, лист самооценки знаний по теме: «Род имен существительных» для учащихся и лист (мониторинг) учета предметных достижений по теме: «Род имен существительных» для учителя.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.
№ этапа Цель этапа Ход урока.
Оборуд
I. Мотивация учебной деятельности.
(1-2мин).

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
2) определить содержательные рамки урока. 1. Организация учебного процесса на этапе 1.
1. Давайте начнем наш урок с пожелания добра друг другу. Вспомним наше привет¬ствие «Я желаю тебе сегодня добра»:
Я желаю тебе сегодня добра.
Ты желаешь мне сегодня добра.
Мы желаем друг другу сегодня добра.
Если тебе будет трудно, я тебе помогу!
- Пусть сегодняшний день будет для вас добрым и принесёт удовлетворение во всех делах. (Дети приветствуют друг друга, соприкасаясь пальцами, ладонями.)
- Сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, будем учиться сравнивать, анализировать и оценивать свою работу. И, чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы, как учёные, проведём небольшую исследовательскую работу.
(Запишите число, классная работа) 1 слайд

II. Целеполагание. Постановка учебной задачи

III.Открытие новых знаний

IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (мин)

V. Самостоятельная работа. (5-6 мин)

VI. Рефлексия учебной деятельности.
(4 мин)

1) Определение целей и задач урока

2)Организовать фронтальную работу с целью проверки в ходе, которой выявляется и фиксируется затруднение, поводящее к новой теме

1) устанавливать род несклоняемых имен существительных по форме рода имени прилагательного
2) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала 3)актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, обобщение, синтез.
4)организовать исследовательскую работу со словарем.

1)закрепление знаний о роде неизменяемых имен существительных.

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий парах на определение рода имен существительных;
2)организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
3)сформировать способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности.

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке
2)зафиксировать новое правило, изученное на уроке;
3) оценить результаты собственной деятельности;
4) согласовать домашнее задание.
2. Организация учебного процесса на этапе 2.
1.Давайте откроем учебник на с.162 прочитаем раздел урока. Какую задачу мы будем сегодня решать на уроке?
(«как устроен наш язык». Открывать законы, по которым живет наш язык).
Прочтите тему урока. Род имен существительных.
Какие цели вы ставите перед собой (повторить правило новый закон русского языка, учиться сотрудничать с ребятами и учителем)
2.Давайте в листе самооценки знаний, достижений определим, свои знания по данной теме. Обсуждаем, что мы знаем и умеем делать.
Вспоминаем правила определения рода с прошлого урока.
3. Фронтальная проверка (один у доски)
Определи род (по родам имена существительные)
Стол, тарелка, ведро, портфель, лампа, небо, компьютер, клавиатура, кофе.
Учитель фиксирует в листе наблюдений действия учащихся
Далее дети сталкиваются с ошибкой «кофе» ср.род
Давайте вернемся к листу самооценки какой вывод можем сделать? (не все знаем по данной теме? Почему?).
Что можете сказать про слово «кофе»? Неизменяемое.
Давайте вернемся к теме урока. Так, какая цель нашего урока? Определения рода у неизменяемых имен существительных.
3. Организация учебного процесса на этапе 3.
1.Работа с упр. №1 с. 162.Работа в группах (читаем вслух, затем обсуждаем ответ на вопрос «Что изменится, если по очереди заменять выделенные слова каждым словом из скобок?» Род имен существительных влияет на форму других слов

1 ряд – Вырос высокий дуб (трава, дерево).
2 ряд-По телевизору шел интересный фильм (передача, выступление фигуристов).
3 ряд – Месяц (луна, солнце) освещал поляну ярким светом.
Работают по алгоритму
1.Прочитай предложение, определи род выделенного существительного (он, она, оно).
2. Составь второе предложение, прежде определи род существительного.
3. Что изменилось в предложении?
4. Продолжай действовать дальше.
5. Сделай вывод

Ответы групп, проверка с эталоном (доска)
Самооценка в листе наблюдений учащегося и учителя

Вывод: Группы с заданием справились. Есть ли у кого предположение, чем помогло нам данное упражнение в определение рода у слова «кофе»? Можем ли мы сейчас после выполнения упр. Определить род у слова Кофе?
2. Работа с упр. 2, с. 163 Работа в паре.
Определяем род у существительных, подставляя к прилагательным слова он, она, оно. Наблюдаем за окончаниями прилагательных. Род имен существительных влияет на форму других слов.

3. Спишите предложения. Определи род у слов метро, кенгуру, кофе. Подчеркни слова, которые помогли тебе определить род у имени сущ.
• Кто может выполнить работу самостоятельно? Кому необходима помощь?
4. Проверка по эталону. По камере
5. Самооценка в листе наблюдений учащегося и учителя после выполнения задания.
6. Вывод: определять род у неизменяемых имен существительных нам помогают слова, которые находятся рядом в предложении. (имя прилагательное, которое зависит от существительного, согласуется с именем сущ. в роде);
7. А как определить род у неизменяемого слова, которое находится не в предложении и рядом нет слов?
8. Исследовательская работа в паре со словами: рагу (ср.род) с. 56
9. Составить словосочетание.
10. Знакомство с правилом с. 163. Пробуем составить предложения с неизменяемыми существительными. Одно из них записываем на доске. Вывод: какие способы определения рода у неизменяемых существительных мы узнали? Заучить род неизменяемых имен существительных, по рядом стоящему прилагательному, по словарю.
11. Самооценка новых знаний на 3 этапе после знакомства с правилом.
4. Организация учебного процесса на этапе 4 .
1. Работа с упр.3 стр 163. Проговаривание образца.

5. Организация учебного процесса на этапе 5.
1. Самостоятельная работа в парах упр. 3 с. 163
• Проверка по эталону.
• Спиши 3 словосочетания, определи род.
• Самооценка в листе наблюдений ученика и учителя
2. Проверка знаний тест.
Мороженое в шоколадной глазури (эскимо)
Тропическое дерево, из семян которого делают шоколад. Напиток из порошка.(какао)
Дорога с твёрдым покрытием.(шоссе)
На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас? пони
Вынашивает своего детеныша в сумке.
Крупный попугай с пестрым хохолком.

6.Организация учебного процесса на этапе 6.
Давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока.
Я знаю и умею применять …
Я знаю, но не всегда могу применить …..…..
Я не уверен в своих знаниях………
Пока не знаю и не умею…….

Д.з упр №3 или №4 по выбору
2 слайд

Слайд Круговорот
Карточки для фронт.работы

Слайд-схема

Слайд-эталон
Категория: Русский язык, литература | Добавил: Блин
Просмотров: 1172 | Загрузок: 67 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА