Понедельник, 06:58 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

урок "Правда жизни" (по произведению М.М.Пришвина "Кладовая солнца")
10.02.2013, 17:50
«Правда жизни» (Конспект урока по произведению М.М. Пришвина
" Кладовая солнца").(6 класс)

Цели: осмысление учащимися правды жизни и взаимоотношения человека с природой;
совершенствование элементарных навыков анализа художественного произведения;
привитие любви к природе.
Задачи:
научить работать со словом по методике К. Вазиной " Древо понятий";
совершенствовать и развивать основные виды речевой деятельности
приобщать учащихся к нравственным, эстетическим ценностям.

Оборудование: портрет М. М Пришвина, плакаты с высказываниями, выставка книг, корзиночка с клюквой, рисунки детей, диск с пением птиц.

-Здравствуйте, дети! Я очень рада приветствовать в этот замечательный день. Мы все любим природу , любим отдыхать в лесу , собирать ягоды и грибы. многие писатели посвящали свои произведения природе. Среди них -Михаил Михайлович Пришвин. Сегодня мы обратимся к его произведению " Кладовая солнца".
К.Г.Паустовский писал о Пришвине: " В повестях, рассказах, географических очерках ПРишвина все объединено. человеком - неспокойным, думающим человеком с открытой и смелой душой. Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку."
Запишите, ребята, число и тему урока. Эпиграф урока: " Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же о людях и думаю"( М.М. Пришвин)

Цель нашего урока: проанализировать текст, раскрыть образы Насти и Митраши через их отношение к природе, четко уметь выразить свои мысли и чувства; осмыслить, в чем заключается правда жизни для героев произведения и для нас с вами.
- Посмотрите на портрет писателя. Что вы можете о нем сказать?
( Добрый, седоволосый, в очках, взгляд устремлен вперед, на лице-улыбка)
- На кого он похож из произведения?
( На Антипыча).
- Сейчас мы поработаем со словами :кладовая, клад, кладовка. Обратимся к толковому словарю.
- А что такое солнце? ( Дает жизнь, тепло растениям, животному, человеку)
- Что означает слово" правда"? ( Дети обсуждают в парах)
Поработаем по " древу понятий", где слова выписаны из различных словарей( см. приложение).
(Дети составляют выводное слово и записывают в тетрадь понятие и срвнивают с тем, что на листе написано.)
- Кто говорит о правде?( Антипыч)
- Как он говорит? ( Из текста дети находят)
- Кто ещё из героев нам помогает нам понять правду жизни?( Митраша, Настенька, собака Травка).

- Приступаем к анализу произведения.
Кто такие Настя и Митраша?
В тетради пишем найденные эпитеты из текста. Работаем в парах.
Митраша:
Настя
Мужичок –в- мешочке Золотая Курочка
Веснушчата
Лобастый
милая
Коротенький
Плотный хозяйственная
Сильный
Упрямый работящая
Умный
Любящий командовать добрая
Умная
благоразумная

( Дети дают пояснение каждому слову).
Можно провести инсценирование.
Вывод: ссорились, жили , как все ребята.
- Куда отправились дети? Что взяли с собой?
( За клюквой. Взял Митраша с собой ружьё, компас( как отец),топор; Настя- хлеба, молока, картошку, корзинку- побольше.)

- Ребята, нарисуйте в тетради путь в Блудово болото.

- Как природа предупреждает детей об опасности? ( Свободное высказывание детей)

- Почему дети поссорились?
( Ветер раздора).

- О каком ветре пишет Пришвин? ( О ветре-сеятеле).

-Что он принес?
(Два семечка)
- Прочитайте , как написано в произведении.

- Как Пришвин сравнивает ель и сосну с детьми?
- Куда Настя пошла?

( По проторенной дороге и оказалась на палестике?( Объяснение слова «палестинка».)

- Где Митраша оказался? ( Дети читают отрывок)

- Какие опасности ожидают Митрашу?( Серый Помещик).

-Расскажите о волке. Какой символ включен в образ волка?( Символ одиночества).

-Дети, как вы переживали за детей? ( Ответы детей).

-Как Настя собирает клюкву? ( Жадно).

- Кто заставил Настю вспомнить о братце? ( Гадюка).

-И вдруг рядом оказалась Травка. Расскажите о ней. Почему она пришла?
( Дети должны прийти к выводу: в одиночестве жить нельзя.)

-Что принес детям Травка, что тогда при жизни Антипыч не сказал детям?( О правде жизни).

- Прочитайте еще раз вслух эпиграф урока.
- Как природа помогает детям? ( Все взаимосвязано в мире: природа и человек.)
- Теперь напишем в тетради вывод: что такое кладовая солнца.
( … Вся кладовая солнца , как торф передается человеку в наследство).

- Как мы должны заботиться о природе? Как вы отдыхаете с семьёй на природе?
Можно рассказать о клюкве, дать попробовать.

В заключение написать детям свое мнение о произведении.
- Молодцы. После нашего урока , дорогие ребята, вы , я думаю, захотите прочитать и другие произведения М.М. Пришвина.
Категория: Русский язык, литература | Добавил: nina1966
Просмотров: 2858 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА