Понедельник, 03:43 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Урок подготовка к сочинению-рассуждению части С ЕГЭ (текст В.Конецкого)
06.04.2012, 20:55

Урок русского языка в 10 классе.
Тема урока: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту В.Конецкого.
Цели урока:
1. Обучающая цель урока: сформировать умение работать над сочинением по прочитанному тексту
2. Развивающая цель: развитие речевого слуха, мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся, установить связь между духовным миром человека и жизнью страны;
3. Воспитательная цель: формировать нравственные качества, воспитание любви к родной природе, к Родине.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ
Вид урока: урок-исследование
Форма: работа в группах
Оборудование: мультимедийная установка, иллюстрации, тексты, опорная схема «Алгоритм написания сочинения–рассуждения по тексту».
Эпиграф урока:
Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство,
свои кровные связи с отечеством.
Виссарион Белинский

План урока:

Содержание этапов урока:
1. Оргмомент
2. Мотивация деятельности
3. Активизация знаний и постановка целей
4. Деятельность учащихся по теме урока
5. Итоги урока
6. Домашнее задание
Ход урока.
1. Слово учителя: Тема сегодняшнего урока актуальна для каждого из нас. На выпускном экзамене по русскому языку предстоит написать сочинение по прочитанному тексту. Каждый из вас должен помнить: знание-это сила. Именно это вам необходимо для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Знания мы приобретаем с вами повсюду, этому призваны служить и уроки русского языка, в том числе и сегодняшний урок.

2. Активизация знаний.
У каждого человека существует неразрывная связь с той землей, где он родился. Ощущения дома, улицы, тропинки, по которой человек идет в школу или домой, всегда остаются в нашей памяти. И чем дальше мы отдаляемся от родных мест, тем сильнее нас тянет на Родину.
- Что, по-вашему, есть ощущение Родины?
- Представьте, что вы живетё за границей и вашему соседу, аборигену, нужно рассказать о родной земле, как вы это сделаете, что вспомните главное?
-А если он, предположим, попросит вас назвать знаменитых русских художников, поэтов, писателей, ученых?
3. Чтение текста. Постановка цели.
-Текст, над которым мы сегодня будем работать, повествует именно о привязанности человека к Родине.
-Что вы знаете об этом авторе?
Ви́ктор Ви́кторович Коне́цкий (6 июня 1929, Ленинград — 30 марта 2002, Санкт-Петербург) — советский, российский писатель, сценарист, капитан дальнего плавания. Член КПСС с 1953 по 1990 г.
Виктор Викторович Конецкий родился в Ленинграде в семье следователя. Детские и юношеские годы его были связаны с Адмиралтейским каналом в исторической части Санкт-Петербурга. Летом 1941 года он с матерью и братом находился на Украине, где и встретил начало Великой Отечественной войны. В августе Конецкие смогли добраться до Ленинграда, а потом вокруг города сомкнулось кольцо окружения. Самую тяжелую зиму 1941—1942 они провели в блокадном Ленинграде. В марте 1942 Конецкие были эвакуированы по льду Ладожского озера на Большую Землю и далее в Ташкент, где и находились до осени 1944 года.
Виктор Конецкий — автор более пятидесяти литературных произведений, многие из которых изданы не только в России, но и за рубежом. Повесть «Завтрашние заботы», впервые опубликованная в журнале «Знамя», сразу снискала ему читательскую любовь. Эта и другие повести, в том числе «Среди мифов и рифов», «Солёный лед», «Морские сны», переведены на несколько языков. Но самым главным творением Конецкого стал роман-странствие «За Доброй Надеждой» в восьми книгах. Этот роман создавался им с 1969 по 2000 год и в его основу легли личные впечатления писателя от работы на морском флоте.
Его рассказы и повести в той или иной степени связаны с морской тематикой, но подлинный интерес его сосредоточен на душевной жизни. Для его прозы характерно воспроизведение мыслей одинокого человека, с частыми отступлениями в прошлое, многие истории построены как «спор героев с самим собой» (Holthusen). — Самой постановкой вопроса о смысле жизни они связаны с замечательной прозой, появившейся на рубеже 50-х — 60-х гг. Проверка человека на деле, в сложных ситуациях — это мотив, пронизывающий творчество Конецкого; он пробуждает сочувствие читателя скорее постановкой вопросов, чем их разрешением.
Виктор Конецкий скончался после тяжелой болезни 30 марта 2002 года. Похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.
Имя Виктора Конецкого занесено в Листы Памяти «Золотой Книги Санкт-Петербурга». В подтверждение заслуг капитана и писателя ведущая российская судовладельческая компания «Совкомфлот» приняла решение назвать его именем танкер нового поколения.
Чтение текста учителем.
2. Деятельность учащихся. Работа с текстом.
Первый этап работы с текстом Организация частично-поисковой деятельности; погружение в идейно-тематическое содержание текста. Каждый имеет текст.

- Укажите признаки текста в данном тексте.
- Какова тема текста?
(тема любви к родным местам, видеть, чувствовать родину в произведениях искусства)
.Итогом нашего урока должно стать сочинение. С чего необходимо начать свою работу, выполняя задания части С?
(структура сочинения)
I. Проблема выявляется из вступления (ключевые слова)
II. Комментарий актуальность, злободневность проблемы.
III. Позиция автора (не должно быть пересказа)
IV. Собственное мнение два аргумента
V. Выводы вернись к началу

- Какова идея? (Проблема)
(проблема назначения искусства (какое произведение можно считать произведением искусства?)
(проблема ощущения родины, с чем связано это ощущение)
- Какие мысли приходят при чтении текста?
-Актуальна ли проблема на сегодняшний день? ( это комментарий) Да, так как многие мечтают жить за границей. Теряют свои корни, а надо любить свою змелю)
- Как можно оформить вступление? Какие способы вы знаете? (в виде риторических вопросов, в виде лирического отступления, в виде прямого заявления проблемы).
- Попробуйте написать вступительную часть сочинения, работая по группам. (первая – в виде риторических вопросов, вторая – в виде лирического отступления, третья - в виде прямого заявления проблемы).
1. Кто из нас не испытывал тоски по родному дому, находясь в отъезде? Кто долгими вечерами, находясь на чужбине, не вспоминал родных людей? Кому комфортно жить с чужими людьми?
2. Закрываю глаза и вижу родной дом. Вот молоденькая берёзка стоит у ворот, «принакрывшись снегом, точно серебром». А вот тропинка, по которой я каждое утро бегу в школу. Пахнет снегом, мороз крепко щиплет за щеки, но всё равно радостно от ощущения своей земли.
3. Проблемы ощущения родины и роли искусства подняты в тексте Виктора Конецкого, которые можно соотнести с нравственными и социальными. Почему? Да потому что многие люди, покидая родной город или страну, забывают свои корни, пренебрегают ими, а есть такие, которые и вдалеке не только помнят родные места, но и остаются верными сынами Отечества.
- Заслушать вступления и отредактировать их. Итак, проблема сформулирована и прокомментирована, теперь следующий абзац – позиция автора. Ответьте на 1 задание после текста.
1. В каких предложениях автор открыто высказывает свою точку зрения на предназначение искусства?
1) 3,4. 2)11,13 3)17,18 4)20,23
Правильный ответ 4.
Позиция автора 1. настоящее произведение искусства «будит и освещает в соплеменнике чувство родины»;
2. Между эстетическим ощущением и ощущением родины существует нерасторжимая связь.

В этой части может быть цитирование текста.
- Я предлагаю вам свой вариант этого абзаца. (слайд)
(1)Ра….казывая о скворцах , которые пытались спрятаться на вахте, Виктор Конецкий вспоминает очень бли…кую русскому сердцу картину Саврасова «Грачи прилетели», а также вспоминает великих русских художников, а именно: Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева. (2) Они смогли от…бразить в своих картинах всю нежность, скромность русской природы. (3)Авторская позиция пр…является в небе…различном отношении к иску….тву, которое должно будить и осв….щать в соплеменнике чувство родины. (4)По словам Конецкого «эстетическое ощущение и ощущение родины нерасторжимо».
-Укажите верную характеристику 3 предложения.
1) простое
2)сложноподчинённое
3)сложное бессоюзное
4)сложносочинённое
Это соответствует заданию А9 Кима. Правильный ответ 2.
- Вам осталось написать абзац, в котором вы должны выразить собственное мнение к предложенной проблеме, я надеюсь, что вы полностью согласитесь с мнением автора о том, что«эстетическое ощущение и ощущение родины нерасторжимо».
. В качестве аргументов вам необходимо привести два примера, один – из художественной литературы, другой – из публицистики или исторических событий, а также из опыта ваших родных или близких.
-Чтение стихотворений Есенина.
-Почему данные стихотворения можно вспомнить и упомянуть их в качестве аргумента в сочинении? (Кто, как не Есенин, сможет передать все чувства, которые охватывают нас, когда мы говорим о родине).
ПОРОША
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
-Посмотрите картины наших русских художников. Они тоже являются частичкой эстетической души. Разве не дрогнет она при виде этих картин, если бы вы находились за границей?
-В качестве агрумента из жизненного опыта я предлагаю вам вспомнить родные места. Тропинку, по которой вы идёте в школу, архитектурное произведение, которое является символом нашей малой родины, речку.
Исаа́к Ильи́ч Левита́н (18 (30) августа 1860 год, Кибарты, Ковенская губерния, Российская империя — 1900, Москва) — великий русский художник, мастер пейзажа, основоположник жанра «пейзаж настроения».
"Золотая осень"
Осенние мотивы были наиболее любимые Левитаном. Осенняя пора с ее несколько грустным настроением, такой меланхолией, лигичным настроением, она, видимо, была наиболее близка душе художника. Золотые краски осени, многоцветие осенней природы вдохновляли художника на упорную и очень плодотворную работу. Надо сказать, что на тему осени им было создано очень много картин. Не только больших картин, небольших, но и этюдов, а также замечательных акварелей и пастелей.
Бори́с Миха́йлович Кусто́диев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань — 26 мая 1927, Ленинград) — русский художник.

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".

- А последний абзац – это выводы из всего сказанного. Вспомните, как необходимо строить вывод, последнюю часть сочинения-рассуждения? (вернуться к началу)
Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством.
Виссарион Белинский
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью...

Никитин И. С.
Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

Приложение.
(1) Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2) Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3) На теплоходе, освещённом мощными огнями. (4) И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…

(5) Я вышел из рубки на крыло мостика. (6) Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7) Я поднял к глазам бинокль. (8) В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы — распушённые ветром мокрые комочки. (9) Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.
(10) Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11) Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12) И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13) Это не опишешь. (14) Это возвращает в детство. (15) И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и глубоким ощущением родины, России.

(16) И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. (17) За именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (18) Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19) И как проста русская песня, так проста живопись.

(20) И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, — в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства — будить и освещать в соплеменнике чувство Родины.

(21) Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22) Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23) Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. (24) А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25) Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины…

(По В. Конецкому)

Категория: Русский язык, литература | Добавил: Olgaalecs
Просмотров: 26440 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.9/7
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА