Вторник, 17:15 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Урок по русскому языку 4 класс "Понятие о спряжении глагола"
[ Скачать с сервера (1.40Mb) ] 27.03.2013, 09:54
Урок русского языка.
Тема: Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.
Цели: Развитие умения наблюдать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы и обобщения; совершенствуется умение вычитывать информацию из источников, имеющих разные формы (текст, таблица) и осмысливать её.
Овладение системой словоизменения глаголов в настоящем времени, понятием спряжение; первичное формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.
Ход урока.
1. Оргмомент.
- Я торопилась, волновалась, готовилась, думала, фантазировала, создала, верю, надеюсь, жду.
- В чём необычность моего обращения к вам, ребята?
Да, я описала свое эмоциональное состояние словами – действиями.
- А с каким настроением пришли на урок вы?
- Чего ждёте от сегодняшней встречи? Какие чувства сейчас испытываете?
- Попробуйте, пожалуйста, по аналогии описать своё настроение (хочется гулять; ожидаем чего интересного; рады встрече с вами)
2 . Актуализация знаний.
Мы поприветствовали друг друга словами интересной части речи, которая в русском языке живёт
Кто что делает расскажет:
Бежит, пишет иль поёт,
Любит, сердится, прощает
Или забивает гол,
Лечит, учит, ждёт иль строит
Всё расскажет нам …. ГЛАГОЛ!
Почему эта часть речи получила такое название?
-Что вы знаете об этой части речи? (Взаимоопрос по теме «Глагол».)
На доске размещены карточки с выражениями:
Клевать носом Горит костёр
Гореть на работе Сломать ногу
Бежать сломя голову
- Все ли выражения мы понимаем в прямом смысле?
- Запишите только словосочетания с переносным значением.
Взаимопроверка в парах.
Карточки с выражениями в прямом смысле с доски снимаются.
-Какая пара выполнила задание верно?
- Объясните смысл каждого выражения.
- Используя эти выражения, скажите, как будете сегодня работать.( Вариант: Не будем клевать носом, а будем гореть на работе. Но сломя голову бежать не стоит: поспешишь – людей насмешишь.)
- Что объединяет глаголы в этих выражениях?
(Глаголы стоят в неопределённой форме)
- Почему эта форма глагола имеет такое название?
(У глаголов в неопределённой форме нельзя определить время, лицо, число, род)
3.Постановка проблемы.
На экране - карточки с названиями грамматических признаков:
время, лицо, число, род, склонение, спряжение.
- Какого из этих признаков точно нет у глаголов?
(Склонение – этот признак есть только у имени существительного)
-А какую часть речи характеризуют остальные признаки?
- Все ли понятия вам знакомы? (не знаем, что такое спряжение)
- Итак, какой у нас сегодня главный вопрос урока? Что такое спряжение глагола? (Запись вопроса на доске.)
- Как вы сформулируете тему урока? («Понятие о спряжении глагола»)
- Почему у нас возникла проблема? Вроде бы глаголы, как и существительные, изменяются по числам, но не изменяются по падежам (значит, просклонять невозможно!)
У нас явно не хватает каких-то знаний о глаголе.
4. Открытие «нового» знания.
- Вы знаете, что разные языки имеют общие грамматические основы.
Рассмотрите таблицу на экране и скажите, словами какой части речи нужно её заполнить? (местоимениями)
1 I we
2 you
3 he, she, it
- Составьте аналогичную таблицу, заменив слова английского языка соответствующими русскими словами.
На столе учителя разложены карточки с личными местоимениями разного лица и числа – дети выходят к доске и заполняют таблицу.
-Как вы думаете, я решила проверить ваши знания по английскому языку, составив эту таблицу, или есть у меня для этого другие причины?
- Местоимение “дружит” с глаголом. Случайна ли эта дружба?
(Глаголы можно изменять по лицам и числам, так же как местоимения)
- Измените самостоятельно по лицам и числам один из глаголов (клевать или бежать), выделите окончания – договоритесь с соседом по парте, кто с каким глаголом будет работать.
- Сравните глаголы в одном и том же лице и числе.
(сравнение самостоятельно изменённых глаголов в парах)
- Что вы заметили? Вы образовали новые слова или новые формы одного и того же слова? (формы слова)
-Как вы изменяли глаголы? (по лицам и числам)
- Как можно назвать изменение глаголов по лицам и числам?
- А где мы можем об этом узнать? (В учебнике)
Работа с определением на с.76.
-Прочитайте первый текст в рамке. Что нового узнали? Какое ключевое слово?
- Так что же такое спряжение?
-Прочитайте вывод во второй рамке. Какая буква меняется в окончаниях?
-Назовите окончания 2 лица ед.числа. Проверьте себя, прочитав 1 предложение рядом с восклицательным знаком.
-Какая буква пишется на конце? Знакома ли вам эта орфограмма? Как она обозначается? Запишите эти слова, обозначив орфограмму.
-Какую роль играет в этом случае ь? Является ли он показателем мягкости согласного? Почему? (В данном случае ь - показатель определенной грамматической формы слова, а именно – 2 лица ед числа)
-Прочитайте уточнение под цифрой 2. Запишите слова, выделите «длинные» окончания, подчеркните 1-ю букву гласного. Какие это буквы? Подчеркните 2-ю букву гласного – е. Она всегда одинаковая. Её нужно запомнить.
- В упр.249 есть 2 группы слов. Те, кто сидит на I варианте, запишите слова первой группы в форме 2-го лица ед.числа. Не забудьте про букву ь после ш. Те ребята, которые сидят на II варианте, глаголы второй группы запишите в форме 2-го лица мн.числа. Не забудьте, что вторая гласная буква в окончании – всегда е.
- Сколько типов склонения имеют имена существительные? А сколько типов спряжения есть у глаголов русского языка?
- Как вы думаете, по какому признаку глаголы делят по спряжениям?
- Проверим предположения. Как мы может это сделать? (прочитать в учебнике на с. 77)
- Какие предположения подтвердились?
- Как обозначают спряжение глаголов? (римскими цифрами)
Почему? (чтобы не спутать со склонением)
-Прочитайте личные окончания глаголов I спряжения, II спряжения.
-Как определяется спряжение глагола? (По окончанию)
-Как вы думаете, спряжение – постоянный или непостоянный признак глагола?
- Какое открытие вы сделали сегодня? (Спряжение – постоянный признак глагола.)
5. Первичное закрепление.
а) На слайде карточки с глаголами:
грустят, шумите, молчишь, знаешь, понимаем, скучают, спорим, открываем
- Какое задание вы можете предложить к ним (разделить на 2 группы по спряжению)
-Какие из этих глаголов вы соотнесете с вашей работой на уроке?
б) Тест (работают в паре по карточкам)
1) Глаголы:
- склоняются
- спрягаются
2) У глаголов при спряжении изменяется:
- окончание
- основа
3) Лицо глагола определяй:
- по местоимению
- окончанию
- по предлогу
4) Что называется спряжением?
- изменение глагола по падежам
- изменение глагола по лицам и числам
- изменение глагола по рода и числам
Проверка теста (слайды)
- Как вы думаете, слова каких частей речи чаще всего мы употребляем в своей речи? (Сущ. и глаголы)
В русском языке словно 2 королевских трона – на одном сидит существительное, а на другом – глагол.
(на экране – рисунок склонения сущ)
Они очень разные. Существительное спокойное, неторопливое, обозначает то, что просто существует. Называет предметы. В именительном падеже оно будто на вершине пологого склона. Склонилось вниз с вершины – и покатилось. Падает, падает – от падежа к падежу… склоняется!
(на экране – рисунок спряжения глагола)
А глагол – как вулкан! Полон энергии, стремится к действию, к движению! Каждая форма напряжена, нетерпеливо оглядывается на местоимение и готова сорваться с места! Мы эти формы соединяем, сопрягаем их вместе, будто рвущихся вперёд коней запрягаем. Кони бьют копытами, из-под копыт искры летят! Или это окончания? Р-Раз – понеслись среди звёзд наши кони! Мы только и успеваем их сдерживать, чтобы различить по дороге их лица: первое, второе, третье… Весело так спрягать!
Не путайте!
Существительные – склоняются.
Глаголы – спрягаются.
Окончания существительных – падежные.
Окончания глаголов – личные.
Вопрос для умников: печь будет склоняться или спрягаться?
6.Рефлексия.
- Сегодня на уроке я (мне):
научился…
понял…
было интересно…
было трудно…
- Своей работой я:
доволен, т.к. …
не совсем доволен из-за того, что …
не доволен, потому что …
7. Домашнее задание:
Категория: Русский язык, литература | Добавил: shcherbakovka
Просмотров: 2072 | Загрузок: 203 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА