Четверг, 13:59 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Урок литературы в 7 классе "Стихотворения М.Ю. Лермонтова"
[ Скачать с сервера (1.20Mb) ] 10.07.2013, 21:54
М.Ю. Лермонтов.
Стихотворения «Ангел», «Молитва»,
«Когда волнуется желтеющая нива…»
Цель: подвести обучающихся к пониманию лейтмотива стихотворений – слияния земного и небесного в человеческой душе.

Задачи:
1) образовательные:
- развитие понятия об особенностях лирического произведения;
- обучение выразительному чтению;
- совершенствование навыков анализа художественного произведения.
2) развивающие:
- развивать эмоциональную сферу обучающихся, различные виды памяти, воображение;
- совершенствовать логическое мышление.
3) воспитательные:
- воспитывать чувство прекрасного;
- формировать интерес к поэзии.

Оборудование:
- учебник-хрестоматия по литературе для 7 класса под ред. В.Я. Коровиной;
- интерактивная доска;
- аудиозапись романсов на стихи М.Ю. Лермонтова;
- видеоролик «Когда волнуется желтеющая нива…»;
- аудиозапись стихотворения «Ангел» в исполнении М. Казакова;
- раздаточный материал.

Ход урока.
1. Организационный момент. Создание благоприятного психологического настроя на урок. Пожелание хорошего настроения и удачного рабочего дня.
Страница 1. Анимационная картинка с пожеланием удачного дня и хорошего настроения.
2. Проверка домашнего задания.
- Задание 5 на с. 135 учебника.
Страницы 2,2а, 2б, 2в.


3. Актуализация знаний. Формулирование темы урока. Целеполагание.

- Определите, из каких произведений М.Ю. Лермонтова эти строки:
«Тучки небесные, вечные странники!»
«Ночевала тучка золотая…»
«Дубовый листок оторвался от ветки родимой…»
«Белеет парус одинокой…»

«Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя…»

«Погиб Поэт, невольник чести…».
Задание выполняется на интерактивной доске одним или несколькими учениками.
Страница 3, 3а

Проверка осуществляется путем изменения фона страницы.
Страница 3б.

- Каков жанр этих произведений? Расскажите об особенностях стихотворения как жанра лирики.
- Попытайтесь сформулировать тему урока.
- Поставьте перед собой цель, которой хотите достичь в конце урока.
4. Объяснение нового.
- Чтение статьи учебника:
А) на с. 136 (1 абзац) – 1вариант
Б) на с. 137 (1-2 абзац) – 2 вариант
В) эпиграф на с. 114 – 3 вариант
В результате проделанной работы дети должны ответить на вопросы:
- Кто говорит о Лермонтове?
- Что говорят о Лермонтове критики?
- Чего общего в их впечатлениях о поэте и его произведениях?

Проверяем с помощью интерактивной доски, используя инструмент «ластик»
Страница 4 и 4а.

- Чтение фрагмента статьи В.А. Солоухина «По небу полуночи ангел летел…». Страница 5.
Задание:
- Изложите кратко содержание этого отрывка.
(Стихотворение «Ангел» - источник поэзии М.Ю. Лермонтова. В нем таится главный мотив его творчества – неудовлетворенность земной трудной и жестокой жизнью, смутное воспоминание чего-то прекрасного, почти божественного).

- Прослушивание стихотворения «Ангел» в исполнении М. Козакова. (Федеральный центр информационных образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/).
Беседа:
- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Настроение светлой грусти, ожидания чуда, удивления перед тайной жизни).
- О чем рассказывает это стихотворение?
(Оно рассказывает о том, как ангел нес молодую человеческую душу и пел прекрасную ангельскую песню. Поэт противопоставляет молодую, безгрешную душу миру печали и слез, в котором этой душе предстоит жить. Душа томилась в земной жизни, она ощущала в себе звуки чудной песни, слова которой невозможно вспомнить.)
- Какие средства художественной выразительности, использованные М.Ю. Лермонтовым, помогают передать атмосферу чудесного, божественного, неземного?
(Эпитеты: райских садов, песне святой, желанием чудным и др.; инверсия, звукопись) .
- Какие слова придают стихотворению возвышенность?
(Слова высокого стиля: внимали, блаженство, кущи, старославянизм младую)
- Каково ваше общее впечатление от стихотворения? (Стихотворение очень мелодичное, напевное).
- Учимся слушать музыкальные произведения и выражать в отзывах свои впечатления от них. Прослушиваем стихотворения М.Ю. Лермонтова, положенные на музыку:
А) «Ангел» в исполнении О. Погудина
Б) «Ангел» в исполнении И. Кандура (Странника).
Просим обучающихся высказать отзывы от прослушанных произведений.
Страница 6, 7.

- Прослушивание романса на стихи М.Ю. Лермонтова «Молитва» в исполнении Н. Обуховой.
Страница 8.

Беседа:
- О чем стихотворение «Молитва»? (Оно о том, что не только смысл молитвы, но и сами звуки обращенных к Богу слов помогают человеку пережить трудную минуту).

Работа с изобразительно-выразительными средствами стихотворения. Задание по вариантам выполняется на интерактивной доске с помощью маркера:
1 – выделить эпитеты красным маркером;
2 – выделить сравнение зеленым маркером;
3 – выделить лексические повторы синим маркером.
Страница 9, 10.

- Работа с текстом стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…»
Творческая лаборатория. Вставьте пропущенные эпитеты.
Сопоставление получившегося варианта с авторским по ходу выполнения работы. (Задание выполняется на интерактивной доске).
Страница 11, 11а.
Просмотр видеоролика «Когда волнуется желтеющая нива…» (http://youtube.com/)
Беседа по вопросам:
- Какие чувства вызвали у вас картины, нарисованные автором?
- Как вы понимаете главную мысль стихотворения? С помощью каких средств автор выражает эту мысль?
Страница 12.

5. Рефлексия.
- Какой фрагмент урока особенно запомнился? Почему?
Поставьте звездочку напротив того высказывания, которое соответствует вашему мнению (используется утилита множественного клонирования):
1. На уроке для меня открылись тайны поэзии М.Ю. Лермонтова.
2. После урока мне захотелось самостоятельно прочитать другие стихотворения М.Ю. Лермонтова.
3. Многое для меня осталось непонятным.
4. 4. Стихотворения М.Ю. Лермонтова пока оставили меня равнодушным, наверное, я еще не дорос до понимания его творчества. Но через некоторое время, осмыслив то, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке, я обязательно вернусь к творчеству этого гениального поэта.
5. Мне захотелось выучить наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова.
Страница 13, 13а.
6. Задание на дом:
- Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений М.Ю. Лермонтова.
- Написать мини-сочинение «Мой Лермонтов» (по желанию).
- Подготовить презентацию «Стихотворения М.Ю. Лермонтова» (по желанию).

Использованные Интернет-ресурсы:
1. Федеральный центр информационных образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/ - исполнение стихотворения «Ангел» М. Козаковым
2. Фото О. Погудина http://afisha.livekuban.ru/event/188442
3. Фото И. Кандура http://russianshanson.info
4. (http://youtube.com/
Категория: Русский язык, литература | Добавил: Сергеевна9906
Просмотров: 5471 | Загрузок: 436 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА