Среда, 06:55 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Урок-игра «Звёздный час» (7 класс)
[ · Скачать удаленно (9.69 МБ) ] 18.01.2017, 14:42

В современной мире, с активным использованием интернета становятся все более популярными интернет-игры. С помощью интернет-игр развивается память, мышление, логика. Но иногда игра бывает довольно непростой, разгадать ключ и выйти на следующий уровень не удается. В этом случае помогут специальные видео про компьютерные игры смотреть тут. С помощью таких видео сюжетов игроки смогут разгадать самые запутанные и сложные игры. Как правило, такие видео оснащены дополнительными комментариями и пояснениями, что делает прохождение компьютерных игр простым и более увлекательным.

В ходе урока учащиеся повторяют и обобщают изученный материал по теме «Жизнь и творчество А. П. Чехова» (урок обобщения изученного материала + урок применения знаний, умений и навыков + урок усвоения нового материала).
Урок-игра является заключительным уроком по изучению творчества А. П. Чехова в 7 классе по программе Коровиной В. Я.
Игра направлена на развитие у учащихся познавательного интереса, тесно связана с учебным процессом. Игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.
Применение мультимедийных компонентов служит реализации целей урока, облегчает процесс запоминания, позволяет сделать процесс познания более интересным и динамичным, способствует формированию ярких представлений о жизни и творчестве А. П. Чехова.
Необычность подачи материала оказывает эмоциональное воздействие на учащихся, способствуют более глубокому усвоению учебного материала, повышают мотивацию к обучению.
Предложенный материал может быть использован учителями-филологами при проведении заключительных уроков по изучению творчества А. П. Чехова в 7 классе, а также при организации внеклассной работы по литературе.
Материал является дополнительным источником расширения кругозора учащихся, формирует навыки групповой работы учащихся, воспитывает уважение к культурному наследию страны, интерес к творчеству А. П. Чехова.
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся о жизни и творчестве А. П. Чехова, дополнение знаний учащихся о писателе.
Задачи:
образовательная: вспомнить основные биографические сведения из жизни А. П. Чехова, изученные на уроках литературы произведения писателя;
развивающая: развивать устную речь учащихся, умение выражать свои мысли, логическое мышление учащихся, интерес к литературе как учебному предмету; формировать умение работать в группе, отстаивать своё мнение,
воспитательная: воспитывать уважительное отношение к литературе, творчеству А. П. Чехова.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки,
презентация, созданная с использованием программы Power Point, нарезки аудиофайлов (из рассказов А. П. Чехова).
Звуковые файлы воспроизводятся автоматически.
Раздаточный материал: сигнальные карты, жетоны в форме звезды, карточки с цифрами от 1 до 5.
Предварительная работа: класс делится на 5 команд, расставляются столы и стулья.

Ход урока-игры:
1. Вступительное слово учителя. Эмоциональный настрой. Знакомство с правилами игры. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок-игра «Звёздный час».
Звучит музыкальная заставка к телевизионной передаче «Звёздный час». Слайд № 1.
Слайд № 2. Знакомство с правилами игры.
• Игра состоит из 5 туров.
• В игре принимает участие 5 команд.
• Участники команд отвечают на вопросы, выполняют задания. За правильные ответы участники получают жетоны в форме звёзды.
• Побеждает команда, получившая большее количество звёзд.
Слайд № 3. Сообщение темы. Демонстрируется портрет А. П. Чехова.
Тема урока-игры – «Жизнь и творчество А. П. Чехова». Сегодня мы с вами обобщим знания о жизни и творчестве А. П. Чехова и, я надеюсь, узнаем новые интересные факты из биографии писателя.
Демонстрируется портрет А. П. Чехова.
Давайте послушаем стихотворение А. Крон «К портрету Чехова». Четверо учащихся (по одной строфе) читают наизусть стихотворение:
Я стою перед старым портретом,
Озарённым торжественным светом
Предвечерней, усталой тиши,
Перед взглядом спокойным, молчащим,
Слышу голос, в тоске говорящий
О страдании русской души.
Я стою перед старым портретом,
Озарённым мечтательным светом
Уходящих вечерних лучей.
Вдруг повеяло свежей прохладой,
Ароматом Вишнёвого Сада
И степных многозвездных ночей.
Я стою перед старым портретом,
Озарённым тускнеющим светом.
Серых будней томителен круг...
Но, мне кажется, Чехов улыбкой
Хочет сгладить их боль и ошибку,
Точно верный, испытанный, друг.
Я стою перед старым портретом,
Озаренным таинственным светом.
Здесь повеяло Чайки крыло...
Сквозь печаль невесёлого смеха
Мне кивает приветливо Чехов,
Улыбаясь тому, что ушло...
2. Основная часть. Итак, мы начинаем урок-игру «Звёздный час».
I тур «Места, связанные с жизнью А. П. Чехова». Слайд № 4.
У вас на столах лежат комплекты карточек с цифрами от 1 до 5. После того, как я задам вопрос, вы, подумав, даёте ответ – поднимаете карточку с цифрой, которая соответствует, по вашему мнению, правильному ответу. За правильные ответы команды получают «звёзды».
Демонстрируются варианты ответов: 1) Москва, 2) Ялта, 3) Мелихово, 4) Таганрог, 5) Баденвейлер.
Слайд № 5. Вопрос 1. Назовите город, в котором родился А. П. Чехов.
Слайд № 6. Правильный ответ: Таганрог.
Комментарий учителя. А. П. Чехов родился 17(29) января 1860 г. в Таганроге в многодетной купеческой семье. Будущий писатель учился в гимназии в Таганроге, одновременно помогал отцу в торговле. К гимназическим годам относятся первые литературные опыты Чехова — водевили, сцены, очерки, анекдоты. Кроме Антона Павловича, в семье было ещё четверо детей. Все дети Чеховых были исключительно одарёнными, высокообразованными людьми: Николай был художником, Михаил - писателем, юристом, Иван - учителем, Мария – художником.
Демонстрируются фотографии «Отчий дом А. П. Чехова в Таганроге» и «Семья Чеховых».
Слайд № 7. Вопрос 2. Назовите город, в котором А. П. Чехов продолжил образование, поступив в университет.
Слайд № 8. Правильный ответ: Москва.
Комментарий учителя. В 1879 году, окончив таганрогскую гимназию, Чехов переехал в Москву и поступил в Московский университет.
Демонстрируются изображение здания Московского университета, фотографии А. П. Чехова этого периода жизни.
Слайд № 9. Вопрос № 3. Назовите имение А. П. Чехова, которое он приобрёл в 1892 году.
Слайд 10. Правильный ответ: Мелихово.
Комментарий учителя. В 1892 году А. П. Чехов приобрел имение Мелихово в Серпуховском уезде под Москвой.
Демонстрируются фотографии «А. П. Чехов в Мелихове».
Слайд № 11. Вопрос № 4. Назовите южный город, в котором Чехов жил в последние годы жизни.
Слайд 12. Правильный ответ: Ялта.
Комментарий учителя. В 1898 году А. П. Чехов в связи с обострением туберкулеза перебрался из Мелихова в Ялту. Здесь он встречался с Л. Н. Толстым, М. Горьким, И. А. Буниным, А. И. Куприным, И. И. Левитаном.
Демонстрируются фотографии «А. П. Чехов в Ялте», «Дом А. П. Чехова в Ялте».
Слайд № 13. Вопрос № 5. Назовите город, в который в 1904 году А. П. Чехов отправился на лечение.
Слайд 14. Правильный ответ: Баденвейлер.
Комментарий учителя. Летом 1904 года Чехов отправился на курорт в Германию из-за резкого обострения болезни, с которой ему не удалось справиться. Писатель скончался 2 (15) июля 1904 года в г. Баденвейлере (Германия). Был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве
Демонстрируется фотографии Дома-музея А. П. Чехова в Баденвейлере.
II тур «Логические цепочки». Слайд № 15.
Задание: восстановить взаимосвязь между изображениями и фактами биографии писателя. Право ответа предоставляется команде, первой поднявшей звезду.
Учитель дополняет и комментирует ответы учащихся.
Слайд № 16. Задание 1. Демонстрируются портрет А. П. Чехова и изображения сатирических журналов «Стрекоза», «Будильник», «Осколки» и др., издаваемых в России в конце 19 – начале 20 вв.
Слайд № 17. Правильный ответ. С первых дней переезда в Москву Антону Павловичу и двум его братьям Николаю и Михаилу пришлось зарабатывать, чтобы содержать семью. Молодой Антон Чехов начал писать маленькие рассказы в юмористические журналы. В 1880 году в журнале «Стрекоза» появляется его первое печатное произведение. С этого времени начинается литературная деятельность Антона Павловича Чехова. Он сотрудничает с журналами «Зритель», «Будильник», «Свет и тени», «Мирской толк», «Осколки». Пишет в основном в жанре короткого рассказа, юморески, сценки.
Слайд № 18. Задание 2. Демонстрируются портрет А. П. Чехова и медицинский инвентарь 19 века.
Слайд № 19. Правильный ответ. В 1884 году А. П. Чехов окончил Московский университет и получил звание уездного врача. Некоторое время он занимался врачебной практикой.
Демонстрируются изображение диплома врача Чехова, фотография кабинета А. П. Чехова, в котором он принимал пациентов.
Слайд № 20. Задание 3. Демонстрируются портрет А. П. Чехова и герб Сахалинской области.
Слайд № 21. Правильный ответ. В 1890 году Чехов совершил поездку на Сахалин. Итогом этой поездки стала книга писателя «Остров Сахалин», написанная в жанре «путевых записок». В ее основу легли личные впечатления от многочисленных встреч и собранные им на острове статистические данные.
Демонстрируется фотография «А. П. Чехов на Сахалине».
Слайд № 22. Задание 4. Демонстрируются портрет А. П. Чехова и изображение здания МХАТа.
Слайд № 23. Правильный ответ. А. П. Чехов создал четыре произведения, ставшие классикой мировой драматургии: «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад». Пьесы были поставлены на сцене МХАТа. С 1989 года театр носит имя А. П. Чехова. Московский художественный театр им. А. П. Чехова (МХАТ) - один из самых значимых и знаменитых театров России.
Демонстрируются фотографии: «А. П. Чехов среди артистов МХАТа», «Афиши постановок пьес А. П. Чехова».
Слайд 24. Демонстрируются портреты А. П. Чехова и П. И. Чайковского.
Слайд 25. Правильный ответ. Ещё в Таганроге А. П. Чехов бывал на спектаклях оперы, оперетты, на концертах. Он очень любил симфоническую музыку. В Таганроге Антон Павлович мог слышать и сочинения Чайковского, но лично познакомился с композитором, когда переехал в Москву. Чехов, тогда студент – медик, не оставался в стороне от музыкальной жизни столичного города. Он увлекся Чайковским и позже признавался: «Я ужасно люблю его музыку».
Отсвет творчества Чайковского, его музыки лежит на сочинениях Чехова, особенно на его пьесах. Они очень музыкальны. Это заметили даже при переводе на иностранные языки. Доказательством может служить мнение Андре Моруа: «Любая пьеса Чехова подобна музыкальному произведению».
В 1890 году Антон Чехов выпустил сборник рассказов «Хмурые люди» с посвящением Петру Чайковскому.
Слайд № 26. Гимнастика для глаз. А сейчас, ребята, давайте немножко отдохнём, проведём гимнастику для глаз. Задание: на экране вы видите звезду, ваша задача – следить взглядом за передвижением звезды. А при исчезновении звезды вам надо будет зажмурить глаза. Все готовы?!
Проведение гимнастики для глаз.
А сейчас давайте продолжим урок-игру. Переходим к следующему туру.
III тур «Сложите слово!» Слайд № 27. Задание: из кубиков-букв составить слово, обозначающие названия литературных понятий. При выполнении заданий будьте внимательны: вам может встретиться буква- «шпион». Право ответа предоставляется команде, первой поднявшей звезду.
Подсказки-определения даются при затруднении учащихся справиться с заданием.
Слайд 28. Задание 1. Вымышленное имя автора.
Слайд 29. Правильный ответ: псевдоним.
Комментарий учителя. Псевдонимы Чехова: Антоша Чехонте, Брат моего брата, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек, Гайка № 6, Дяденька, Крапива, Человек без селезенки, Юный старец и др. Всего писатель использовал более 50 псевдонимов.
Демонстрируются обложки произведений, подписанные псевдонимом Антоша Чехонте.
Слайд 30. Задание 2. Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.
Слайд 31. Правильный ответ: рассказ.
Комментарий учителя. Рассказ – это любимый жанр Чехова. Его привлекал этот жанр своей краткостью. Всего А. П. Чехов написал около 300 рассказов. Демонстрируются изображения сборников рассказов А. П. Чехова.
Слайд 32. Задание 3. Подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди всех других подробностей с целью подчеркнуть ее особое изобразительное, выразительное или символическое значение.
Слайд 33. Правильный ответ: деталь (художественная).
Комментарий учителя. Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей - в его произведениях не может быть ничего случайного. Писатель говорил, что если в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить.
Слайд 34. Задание 4. Наиболее «мягкая» форма комического.
Слайд 35. Правильный ответ: юмор.
Слайд 36. Задание 5. Вид комического; беспощадное, уничтожающее осмеяние какого-либо общественно значимого явления, раскрывающее его глубокую внутреннюю несостоятельность.
Слайд 37. Правильный ответ: сатира.
Демонстрируется изображение «А. П. Чехов за работой».
Слайд 38. IV тур «Литературная галерея».
Задание: рассмотрите рисунки к рассказам А. П. Чехова, прослушайте фрагменты из произведений писателя, вспомните их названия. Право ответа предоставляется команде, первой поднявшей звезду.
Демонстрируются иллюстрации к рассказам А. П. Чехова, звучат фрагменты аудиозаписей. Учащиеся называют произведения писателя.
Слайд № 39. Рассказ «Хамелеон».
Слайд № 40. Рассказ «Толстый и тонкий».
Слайд № 41. Рассказ «Злоумышленник».
Слайд № 42. Рассказ «Лошадиная фамилия».
Слайд № 43. Рассказ «Хирургия».
Слайд № 44. IV тур «Составьте слова».
Задание: в течение 1 минуты составить из слова ЛИТЕРАТУРА новые слова (имена существительные в форме единственного числа, именительного падежа).
Представители команд по очереди называют составленные слова. За каждое
Правильно составленное слово команды получают «звёзды».
Примеры слов: тур, литр, тара, аура, траур, лира, тир, ар и др.
3. Подведение итогов урока-игры. Награждение победителей.
Слайд № 45. Звучит музыкальная заставка к телевизионной передаче «Звёздный час».
4. Заключительное слово учителя. Рефлексия. Ребята! Вот и подошёл к концу наш необычный урок. Что вам больше всего понравилось и запомнилось? Как вы оцениваете на уроке работу своих команд и своё личное участие?
Я надеюсь, что вы сегодня на уроке узнали что-то для себя новое и интересное о А. П. Чехове, что у вас появилось желание перечитать произведения писателя. Спасибо за внимание!
Слайды № 46 – 49. Использованные Интернет-источники

Категория: Русский язык, литература | Добавил: admin | Теги: Чехов, Урок-игра
Просмотров: 2319 | Загрузок: 410 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА