Воскресенье, 05:44 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Учебная программа элективного курса профильного обучения для 10 классов «Античная литература».
[ Скачать с сервера (69.5Kb) ] 27.09.2013, 20:47
Титульный лист.

1.1. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 п. Безенчука Безенчукского района Самарской области.
1.2. Учебная программа элективного курса профильного обучения для 10 классов «Античная литература».
1.3. Автор Программы элективного профильного курса для учащихся 10 класса «Античная литература» учитель русского языка и литературы Грачёва Елена Сергеевна.

Пояснительная записка

Настоящая программа элективного профильного курса предназначена для учащихся 10 класса гуманитарного профиля средней общеобразовательной школы, проявляющих интерес к изучению литературы и стремящихся постичь литературу более глубоко с начала ее истоков.
Античная литература – мало изучаемая в школьной программе область мировой культуры. Между тем, это одна из блестящих страниц мировой культуры, созданная крупнейшими ее мастерами: Гомером, Эсхилом, Софоклом, Цицероном, чьими творениями восхищались и в своих произведениях упоминали такие писатели 18 – 20 веков, как Ломоносов, Сумароков, Державин, Карамзин, Пушкин, Гоголь, Ахматова, Гумилев и т.д. Многие литературоведческие понятия пришли именно из античной литературы.
Поэтому курс «Античная литература» позволит расширить рамки школьной программы и рассмотреть литературное творчество античных поэтов, драматургов в неразрывном изучении общественно – исторической формации. Именно со становлением так называемого классического периода (7 – 4 вв. до н.э.) связывают развитие личности,
т. е. появление многочисленных форм лирики и драмы, что вызовет у старшеклассников особый интерес.
Отбор и изучение материала элективного курса подчинены нескольким принципам:
- произведения античной литературы призваны создать целостную картину мировой литературы;
- базируется на изучении произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью в мировой культуре;
- формы проведения занятий должны быть разнообразны, приоритетная роль отводится современным творческим методам обучения, позволяющим включить учащихся в активную познавательную деятельность, которая связана не только с анализом произведений, но и с оценкой художественного мастерства античных авторов.
При составлении данного курса учитывались следующие аспекты:
- эстетический, так как литература – искусство слова, поэтому большое внимание уделяется работе по постижению законов литературы, а постижение их и есть важное условие понимания литературного произведения, способствующее развитию читательских умений, помогающее отличить подлинно художественное произведение мировой литературы;
- нравственный, так как изучаемые произведения заставляют задуматься школьника над коренными вопросами бытия, убеждают, что вечные нравственные ценности неизменны;
- речевой, так как результатом работы над произведениями античной литературы является совершенствование культуры речи, как письменной, так и устной;
- культурологический: изучение античной литературы отражают истоки не только русской, но и зарубежной литературы, расширяют представления читателей о жизни, формируют интерес к самостоятельному погружению в мировую литературу.

Цели элективного курса:
- обеспечить углубленное изучение литературы, сформировав представление об античной литературе как едином творческом процессе;
- приобщить учащихся к искусству слова, богатству слова, богатству античной литературы посредством соединения различных видов искусства, используя современные методы обучения, в том числе ресурсы Интернета;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовив будущих выпускников школы к освоению программ высшего гуманитарного образования.

Основные задачи курса:
- обогащение содержательного наполнения учебного предмета;
- углубление знаний по теории литературы;
- совершенствование межпредметных связей, расширение культурного кругозора;
- развитие литературно – творческих способностей.

Структура и содержание курса:
Материал элективного курса «Античная литература» рассчитан на 34 часа. 32 часов – на занятия под руководством учителя, 2 часа – итоговый контроль, который осуществляется в форме демонстрации презентаций по двум основным разделам курса «Литература Древней Греции», «Римская литература». Необходимое количество часов для самостоятельной работы каждый учащийся определяет по своему усмотрению.

Средства обучения, необходимые для освоения курса:
1. Рабочие тетради, практикумы, словари, справочники.
2. Средства наглядности: зрительные (таблицы, иллюстративный материал), зрительно – слуховые (телевизор, ДВД, музыкальный центр, компьютер).
Компакт – диски:
- «Шедевры мировой живописи». ВШ «Кирилла и Мефодия». CD – ROM FOR Windows And MacOS.
- Энциклопедия классической музыки (композиторы, произведения, жанры и стили музыки, экскурсии, анимации, хронология, словарь терминов).
- «Шедевры музыки». ВШ «Кирилла и Мефодия».
«Философия античности до современности». Электронная библиотека. Т. 9.
«Литература античности до современности». Электронная библиотека. Т. 29.
- Серия «Школа классической филологии». Изд. 6.
3. Раздаточно – изобразительный материал: карточки – постеры, карточки для организации самостоятельной работы учащихся.
4. Интернет – ресурсы:
- Lib.Ru: Античная литература, поэзия, философия.
- www.icomtec.ru/artigle_info
- www «Рус. Афины».
- Antigue-lit/hiv/ru/
- ru.wibipedia.org/wiki/ Античность
- www/gretroman/ru
- www/philologi/bsu/bj/content/
- www.hellados.ru Эллад: мифология Древней Греции.
- gramota.ru/
- openclass.ru/lessons/КВН по античной литературе/откр. класс


Основные умения и навыки:
Учащиеся должны знать:
• Сведения по теории и истории античной литературы, периодизацию античной литературы.
• Сведения о жизни и творчестве поэтов архаического, классического, эллинистического периодов.
• Знание отдельных эпизодов художественных произведений, сюжетно – композиционную систему построения произведений.
• Общую историческую обстановку, в которой создавались произведения античной литературы.
• Литературоведческие термины и понятия: аллегория, анализ, аналогия, афоризм, герой, диалектика, динамика, дискуссия, драма, жанр, идея, иллюзия, классицизм, композиция, лексикон, миниатюра, метаморфозы, очерк, песня, презентация, проект, рассуждение, регламент, семинар, сентиментализм, систематизация, сюжет, театр, тезис, философия, экзотерика, эллинизм, эпистолярный жанр, эпиграф.

Учащиеся должны уметь:
• Охарактеризовать и оценить главных героев.
• Связать идеи художественных произведений с исторической эпохой.
• Давать оценку произведениям, высказываниям на основе личностного восприятия и осмысления идейно – художественного своеобразия.
• Грамотно высказывать и обосновывать свое отношение к художественному произведению, выступить на определенную литературную тему, участвовать в беседе, диспуте, писать сочинения разных жанров, используя высказывания античных поэтов и философов, выразительно читать отдельные произведения или их фрагменты.
• Использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент).
• Формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Иметь представление:
• Об основных положениях экзотерики и философии, имеющих подтверждение в произведениях античной литературы – зарубежной литературы – русской литературы.
• О структурировании информации.

Виды учебной деятельности на уроке:
1. Беседа по материалу вступительного слова учителя и повторение изученного по программе.
2. Составление тезисов лекции учителя.
3. Комментирование фрагментов текста. Прослушивание фрагментов текста и их анализ.
4. Выразительное чтение фрагментов изучаемых произведений.
5. Оценка жанровой характеристики произведений.
6. Словарная работа.
7. Составление альманаха.
8. Различные виды пересказа прочитанных фрагментов произведений.
9. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
10. Выявление и анализ связей отдельных фрагментов античной литературы с творчеством писателей – представителей русской литературы.
11. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов героев и сущности конфликта.
12. Выявление языковых средств художественной образности.
13. Инсценировка фрагментов изучаемых произведений.
14. Написание мини – сочинений.

Виды самостоятельной учебной работы:
1. Самостоятельная работа: прочтение и прослушивание произведений.
2. Устная и письменная собственная интерпретация образов героев античной литературы.
3. Подготовка рефератов, докладов, сообщений по проблематике изученных произведений, биографических сведений о том или ином античном авторе, исторических справок.
4. Ознакомление с дополнительными материалами, работа со справочной литературой с целью поиска информации, необходимой для комментирования отдельных историко – культурных и бытовых реалий
( справочники, энциклопедии, Интернет – ресурсы).
5. Составление мультимедийных презентаций.



Критерии освоения содержания элективного курса:
Задаются три уровня освоения содержания программы элективного курса «Античная литература»: первый, второй, третий.
Первый уровень – самый низкий (оценка выполнения – 1 – 4 балла).
Второй уровень – средний (оценка выполнения – 5 – 8 баллов).
Третий уровень – высокий (оценка выполнения – 9 – 12 баллов).
Оценивание по баллам происходит на каждом практическом занятии. Максимальное количество баллов набирает ученик в конце изучения курса. Запись эффективности работы ведется в конце рабочей тетради.

Учащийся должен 1 уровень 2 уровень З уровень
знать Периодизацию античной литературы.

Биографические сведения.

Содержание изучаемых произведений. Периодизацию античной литературы.

Биографические сведения.

Содержание, сюжет, жанровые особенности изучаемых произведений. Периодизацию античной литературы. Исторические формации.
Основные факты жизни и творчества античных поэтов, драматургов, философов.
Содержание, сюжет, жанровые особенности, социально – историческую основу изучаемых произведений.
Уметь: Воспроизводить содержание изучаемых произведений.

Составлять тезисы, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. Воспроизводить содержание изучаемых произведений, определять их тематику, проблематику.

Отстаивать свою позицию, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. Воспроизводить содержание изучаемых произведений, определять их тематику, проблематику, специфику жанра.
Связывать содержание изученных фрагментов произведений с современностью.
Отстаивать свою позицию, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному.
Уметь составлять мультимедийные презентации по темам.


Литература для педагога:
М.С. Альтман. Греческая мифология. Л., 1959.
Б.В. Випнер. Искусство Древне Греции. М., 1980.
С.И. Радциг. Античная мифология. М. – Л., 1957.
С.И. Радциг. Введение в классическую филологию. М., 1965.
Д.Н. Калистов. Античный театр. М., 1970.
Ю. Кольпинский. Скульптура древней Эллады. М., 1963.
А.Ф. Лосев. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1979.
К.Я. Полонская. Поэмы Гомера. М., 1961.
Г. Соколов. Искусство древнего Рима. М., 1971.
«Греческая трагедия. Эсхил, Софокл, Эврипид», Пер. под ред. Ф.А. Петровского. М., 1970.

Литература для учащихся:
Н.А. Кун. Легенды и мифы древней Греции. М., 1989.
«Илиада» Гомера – в пер. Н.И. Гнедича (последнее изд. – М.)
«Одиссея» Гомера – в пер. В.А. Жуковского (последнее изд. – М.)
Н. Евреинов. Происхождение драмы. Пг., 1969.
Эсхил. Трагедии. Пер. Пеотровского. М. (последнее изд.)
Компакт – диск «Литература от античности до современности». Т. 9.
Компакт – диск «Философия от античности до современности».
Категория: Русский язык, литература | Добавил: еленасерг
Просмотров: 600 | Загрузок: 127 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА