Воскресенье, 09:01 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Технология обучения в сотрудничестве на уроках русского языка в группах СПО
23.01.2014, 20:29
Технология обучения в сотрудничестве
Работая в системе профессионального образования, давно обратила внимание на необходимость перестроить процесс обучения в связи с тем, что современные студенты плохо воспринимают материал, преподнесённый в традиционной форме (даже с использованием разнообразных приёмов). Поэтому решила обратиться к личностно-ориентированным технологиям обучения: сначала обратилась к блочно-модульной технологии и разноуровневому обучению, а в последнее время активно работаю над внедрением в свою педагогическую практику технологии обучения в сотрудничестве.
Разговор о технологии обучения в сотрудничестве хочется начать с обоснования необходимости использования современных технологий в практике обучения. Роль новых технологий неоспорима, т.к. они являются необходимым условием всестороннего развития учащихся. Именно развитие становится главным направлением педагогической науки и практики.
Чем это обусловлено? Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в нынешних условиях жизни? Какую роль должна играть современная система образования и какой она должна быть, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?
Ответы на эти вопросы ищет все мировое сообщество. Так, американский педагог Филлип С.Шлехти подчеркивает, что на вопрос: «Что вы хотите от школы?» - получал один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». И это понятно: если учащийся знает, как учиться, способен достигать цели, если он умеет работать с книгой, получать знания от учителя, искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем, то ему легче будет повысить свой профессиональный уровень, переквалифицироваться – а ведь именно это и нужно в жизни. По убеждению Ф.С.Шлехти, те учащиеся, которые успешно освоят базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации, получат дипломы, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе.
Исходя из вышесказанного, можно определить формулу успеха для современного выпускника как школы, так и учебного заведения СПО и НПО.
1. Умение видеть проблемы и самостоятельно находить пути их решения.
2. Умение самостоятельно учиться и работать с информацией, поскольку современному человеку нужно постоянно повышать свою квалификацию по избранной специальности и быть готовым сменить профессию при необходимости.
3. Способность иметь самостоятельную точку зрения и умение её аргументировать.
4. Умение применять полученные знания для решения жизненных проблем.
5. Умение применять в повседневной жизни культуру общения.
Очевидно, что добиться этого можно лишь через личностно-ориентированные технологии, ибо обучение, ориентированное на некоего среднего обучающегося, на усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков, не может отвечать сложившейся ситуации.
Таким образом, главное стратегическое направление развития системы образования находится на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования – такого образования, в котором личность ученика, студента были бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель – ученик. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира, она отражает гуманистическое направление в педагогике.
Личностно-ориентированным ценностям образования уделялось большое внимание в религиозных, философских и собственно педагогических работах учёных и мыслителей дореволюционной России. О необходимости учитывать индивидуальные особенности ребёнка говорили и известные советские учёные: Л.В.Выготский, П.Я.Гальперин, А.А.Леонтьев и др. Однако в то время реализовать эти идеи применительно к каждому ученику было абсолютно невозможно.
В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. И это важно осознать. Профессиональные умения учителя должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений обучающихся, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокой степени мастерства.
Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учётом уровня интеллектуального развития учащегося, а также его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков. Если же говорить о приоритетном развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся, то нужно посмотреть на критерии оценки этих способностей. Так, Н.Д.Левитов называет следующие показатели развития ребёнка:
1) самостоятельность мышления;
2) быстрота и прочность усвоения учебного материала;
3) быстрота умственной ориентировки при решении нестандартных задач;
4) глубокое проникновение в сущность изучаемых явлений;
5) критичность ума, отсутствие склонности к предвзятым, необоснованным суждениям.
На мой взгляд, развитию всех этих показателей как нельзя лучше способствуют личностно-ориентированные технологии, среди которых не последнее место занимает технология обучения в сотрудничестве.
Работу по внедрению указанной технологии в свою практику я начала с ознакомления с идеями обучения в сотрудничества, определения принципиального отличия обучения в сотрудничестве от традиционного подхода. И вот что я выяснила.
Обучение в сотрудничестве использовалось довольно давно, а идея обучения в группах относится к 20-м годам 20 века. Разработка же самой технологии началась лишь в 1970-е годы. Основная идеология обучения в сотрудничестве была разработана 3 группами американских учёных: Р.Славина (1990), Р.Джонсона и Д.Джонсона (1987), Д.Аронсона (1978) – и группой израильских учёных под рук. Шломо Шаран (1988). Идеологии, разработанные в США, с одной стороны, в Израиле и Европе – с другой, несколько отличаются. В Америке обучение в сотрудничестве нацелено на формирование определённых навыков, умений, усвоение понятий, знаний, предусмотренных программой. В Израиле и Европе такое обучение в большей степени связано с проектной деятельностью на уроках, с организацией дискуссий. Однако надо отметить, что оба этих варианта весьма успешно дополняют друг друга. Идеи обучения в сотрудничестве постоянно развиваются многими педагогами во многих странах, т.к. они гуманны по своей сути, а значит, педагогичны. Понимание этих идей лежит в особом понимании слова «ошибка». По мнению основателей технологии, ошибка учащегося – это всего лишь индикатор того, что он не овладел необходимыми умениями, он нуждается в помощи и ему нужно предоставить возможность дополнительной практики. Поскольку учитель зачастую не может оказать конкретную помощь каждому ученику в классе, ему необходимо делегировать эту задачу другим ученикам. Ребята в состоянии взять ответственность за успехи в учёбе на себя, если будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу. На самом деле, вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. И что важно, это касается не только академических успехов учащихся, но и интеллектуального развития, и, что ещё важнее, нравственного. Кроме того, очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Основные варианты организации обучения в сотрудничестве:
1. Обучение в команде. В основе этого варианта – 3 основных принципа:
а) «награды» группа получает одну на всех в виде оценки, задание – одно на всю группу, группы не соревнуются друг с другом, т.к. имеют разное задание и время на его выполнение;
б) индивидуальная ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого её члена;
в) каждый учащийся приносит группе очки, которые он зарабатывает, улучшая свои предыдущие результаты. Это даёт равные возможности хорошим ученикам, средним и отстающим в получении очков для всей группы.
Организация обучения в команде предусматривает группу учащихся, состоящую из 4 человек разного уровня обученности. Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает его закрепить в группе. Группам даётся задание, которое делается либо по частям (у каждого ученика – своя часть), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинает либо сильный ученик, либо слабый). Важно, что выполнение задания объясняется вслух учащимся и контролируется всей группой.
После завершения заданий всеми группами организуется общее обсуждение работы. Когда становится понятно, что материал усвоен всеми учащимися, даётся тест на проверку усвоения понимания и усвоения нового материала. Предлагаемые тесты разноуровневые и выполняются индивидуально. Оценки за индивидуальное задание суммируются и выставляется общий балл. Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый сам с собой, со своим достигнутым ранее результатом.
Другой разновидностью совместной групповой работы является индивидуальная работа в команде. Ребята получают индивидуальное задание в команде по результатам проведённого ранее тестирования и обучаются в собственном темпе. Члены команды помогают друг другу и отмечают в отдельном журнале продвижение каждого участника команды. Итоговые тесты проводятся индивидуально и оцениваются самими учащимися (т.н. оценщиками). Поскольку ребята сами следят за успешностью усвоения материала каждым учеником группы, у учителя высвобождается время на индивидуальную работу с отдельными группами или учениками, нуждающимися в помощи.
2. «Пила». Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией. Затем они обучают всему новому, что узнали сами, других членов команды. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе можно попросить каждого ученика ответить на любой вопрос.
3. «Учимся вместе». Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием к изучению какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всего класса в целом достигается усвоение всего материала.
Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания. Таким образом, с самого начала группа имеет двойную задачу: с одной стороны, академическую – достижение какой-то познавательной цели, а с другой – социально-психологическую – осуществление в ходе выполнения задания определённой культуры общения. Здесь важно контролировать не только успешность выполнения задания учащимися, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.
4. Исследовательская работа учащихся в группах. В этом варианте акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают в группах по 6 человек. Они выбирают подтему общей темы, намеченную для изучения всем классом. Затем в группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Все учащиеся вносят свою лепту в общую задачу. На основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется единый доклад, который нужно представить на уроке перед всем классом.

Изучив все вышеизложенное, нужно подумать об организации обучения в сотрудничестве.
1) Чтобы общаться в процессе работы, ребята должны видеть лица друг друга. Поэтому нужно поставить столы в зависимости от того, как предполагается работать на уроке: если в тройках - то углом один стол к другому; если в четвёрках или шестёрках – то по два стола вместе, расположив стулья по два напротив друг друга.
2) Подготовительный этап должен включать в себя серьёзную работу с ребятами, в ходе которой нужно постепенно и терпеливо приучать студентов:
- взаимодействовать в группе с любым партнёром или партнёрами;
- работать активно, серьёзно относясь к порученному заданию;
- испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнёров, всего класса;
- полностью осознавать, что совместная работа в группах – это серьёзный и ответственный труд. (Лучше вывесить эти правила в кабинете.)
3) Необходимо ознакомить учащихся с целями урока, видами деятельности на нём, используемыми средствами обучения, учебными материалами.
4) Обозначив учебные задачи урока, важно наметить, какие роли предусматривает деятельность учащихся группе. Ребята сами определяют, кто какую роль способен выполнять, но они должны знать, какие могут быть роли (записываем роли на доске).
Следующим этапом моей работы над технологией обучения в сотрудничестве стало составление конспекта урока по предмету «Русский язык и культура речи» и проведение его в группе 2 курса. Уроки с использованием технологии планировала провести при работе над темой «Морфология».
Конспект урока
Тема: « Имя существительное».
Цель урока:
- активизировать знания учащихся о частях речи;
- рассмотреть отличительные особенности самостоятельных и служебных частей речи;
- активизировать знания студентов об имени существительном как самостоятельной части речи;
- обобщить знания об основных грамматических категориях имени существительного;
- совершенствовать умения определять морфологические признаки существительного;
- совершенствовать умение определять морфологические нормы русского языка, связанные с именем существительным, и использовать их в речи;
- развивать культуру речи;
- развивать лингвистическую компетенцию учащихся;
- развивать правописные навыки.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник Е.С.Антоновой, Т.М.Воителевой «Русский язык и культура речи», тетрадь, справочник, орфографический словарь, раздаточный материал.
План урока:
№ Этап урока Содержание (цель) этапа Время (мин.)
1. Организационный момент Нацелить учащихся на урок 1 мин.
2. Работа по орфографии и пунктуации Отработать правописные навыки 5 мин.
3. Фронтальная беседа Актуализировать знания учащихся о морфологии и частях речи, выделить грамматические признаки существительных 3 мин.
4. Работа над учебным материалом в технологии обучения в сотрудничестве Актуализировать знания студентов о грамматических категориях существительных, морфологических нормах языка, связанных с существительными, о словообразовании существительных 10 мин.
5. Обсуждение результатов работы Обобщить знания обучающихся об имени существительном, языковых нормах его употребления 11 мин.
6. Самостоятельная работа Отработать умения определять грамматические категории имени существительного, делать словообразовательный разбор, правильно использовать в речи различные формы существительного 5 мин.
7. Проверочная работа Оценить умения учащихся определять грамматические признаки существительных, совершенствовать орфографические навыки, отработать умение делать словообразовательный разбор слов 7 мин.
8. Подведение итогов урока Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке 2 мин.
9. Сообщение домашнего задания Разъяснить содержание домашнего задания 1 мин.

Ход урока
1. Организационный момент – нацелить ребят на урок, разделить на 8 групп (состоящих из ребят, разных по уровню обученности) по 4 человека в каждой, 2 студента назначаются ассистентами.

2. Работа по орфографии и пунктуации
- Запишите предложение, объясните смысл высказывания, орфограммы и пунктограммы.
Редко так бывает, чтобы народы, равно как и отдельные личности, выходя из своих границ, находили в этом счастье.

3. Фронтальная беседа
- Определите, какой частью речи являются слова этого предложения.
-Какой раздел языкознания изучает части речи?
- На какие две большие группы делятся все части речи? Почему?
- По каким признакам выделяются части речи? (При затруднении обращайтесь к материалам учебника стр. 129.)
4. Работа над учебным материалом в технологии обучения в сотрудничестве
Предлагаются задания каждой группе студентов:
1) Группы существительных по значению.
• Расскажите о конкретных, отвлеченных, вещественных, собирательных существительных, их отличительных особенностях.
2) Собственные и нарицательные существительные, одушевленные и неодушевленные.
• Расскажите о собственных и нарицательных существительных, об их написании.
• Расскажите о категории одушевленности/ неодушевленности.
• По какому грамматическому признаку можно отличить одушевленное существительное от неодушевленного?
• Слова мертвец, утопленник, покойник относятся к одушевленным или неодушевленным?
3) Род существительных.
• Расскажите о существительных мужского, женского, среднего, общего рода.
• Как определить род существительных, называющих лицо по профессии или должности?
• Как определить род неизменяемых заимствованных нарицательных имен существительных? собственных?
• Как определяется род сложносокращенных несклоняемых существительных?
4) Число существительных.
• Расскажите, на какие группы делятся имена существительные по числам?
• Что обозначают имена существительные, имеющие форму только единственного числа? только множественного числа?

5) Склонение имен существительных.
• Что называется склонением?
• Расскажите о 3 типах склонения существительных.
• В чем особенность склонения существительных на –ия, -ие, -ий?
• Что такое разносклоняемые существительные и в чем особенность их склонения?
6) Падеж существительных.
• Что такое падеж существительного? Сколько падежей в русском языке?
• В чем отличие именительного падежа от остальных? Как называются все падежи кроме именительного?
• Расскажите о всех косвенных падежах, их значениях.
• Как определить косвенный падеж существительного?
• В чем особенность употребления конкретных имен существительных в форме именительного падежа множественного числа (директор, бухгалтер, торт и т.п.)?
• В чем сложность использования конкретных существительных в форме родительного падежа множественного числа (Задача-шутка. Как правильно: У рыбей нет зубей? У рыбов нет зубов? У рыб нет зуб?)
7) Словообразование существительных.
• Расскажите о суффиксальном способе образования имен существительных.
• Расскажите о приставочном, бессуффиксном, приставочно-суффиксальном способе образования существительных.
• Как образуются сложные существительные?
• Расскажите о неморфологическом способе образования имен существительных.
8) Правописание существительных.
• Расскажите о правописании ь после шипящих на конце существительных.
• Расскажите о правописании суффиксов –ек, -ик, -чик, -щик.
• Расскажите о слитном и раздельном и слитном написании не с существительными.
• Расскажите о написании слов с пол-.
Для совместной работы я предложила ребятам вариант технологии в сотрудничестве под названием «Учимся вместе». Студенты в группе самостоятельно разделили задания, в ходе выполнения которого помогали друг другу.
5.Обсуждение результатов работы. Во время ответов 2 ассистентов работали у доски, составляя схему «Лексико-грамматические разряды имен существительных», которую все учащиеся должны были записать в тетради.

6.Самостоятельная работа.
Каждой группе студентов предлагается свой вариант работы, которая выполняется совместно всеми членами группы.
1) Образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих слов: баржи, килограммы, монголы, грузины, партизаны, помидоры, томаты, просьбы, мольбы, солдаты, мандарины, простыни, носки, чулки, сапоги, места, шофера, цыгане, англичане, ущелья.
2) Определите род следующих существительных: бандероль, картофель, болтун, разиня, аккордеон, портфель, тюль, шампунь, стремя, пианино, пюре, секретарь, врач, речь, помощь, лентяй, жюри, кенгуру, табель, тихоня.
3) От данных существительных образуйте форму множественного числа, поставьте ударения в словах: инженер, шофёр, слесарь, токарь, диспетчер, якорь, директор, профессор, доктор, дно, горожанин, крестьянин, семя, договор, ордер, сорт, торт, бант, бухгалтер, китель.
4) Распределите слова по лексико-грамматическим разрядам: студенчество, скрипка, солдат, полк, кусты, мужество, воск, крестьяне, рассвет, бельё, ил, профессора, дети, манка, литература, компот, роса, табун, тема, сочувствие.
5) К данным существительным подберите прилагательные и глаголы в прошедшем времени, например: какао – горячее какао остывало.
Шампунь, тюль, вермишель, ковыль, картофель, рояль, полынь, доктор, депутат, вуаль, кенгуру, бра, пенсне, сопрано.
6) Прочитайте и выделите ошибки, допущенные в употреблении форм единственного и множественного числа имен существительных. Исправьте ошибки и перепишите предложения.
1. Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы. 2. Недовольства рабочих жизнью выражались в стачках. 3. Образ скряги, потерявшего все человеческое, не может не вызывать наших негодований. 4. В чернильнице Плюшкина было не чернило, а какая-то заплесневелая жидкость. 5. В Павле мы ясно видим отражения замечательных черт молодого поколения тех времен. 6. В конце 19- начале 20 века в России происходили бурные развития революционного движения. 7. Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров – антагонисты, их мировоззрения совершенно различны.
7) Укажите способ образования следующих существительных: стрелок, котенок, прихожая, старость, переход, инопланетяне, зелень, бездарность, ответственность, общество, авторитет, крольчиха, запись, восхождение, подлокотник, предисловие, предыстория, гордец, вход, совладелец.

8) Перепишите следующие существительные, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Кот..к, (не)удача, извоз..ик, совоч..к, карандаш..к, камен..ик, налад..ик, (не)погода, (не)известность, паровоз..к, (не)уловимость, платоч..к, огурч..к, паркет..ик, заборч..к, надсмотр..ик, перевоз..ик; (не)знание, информация; (не)ленность, а (не)умение.
7.Проверочная работа.
Для проверки усвоения материала проводится проверочная работа, которая выполняется индивидуально. Предлагаемая работа разноуровневая: уровень А – низкого уровня сложности, В и С – среднего уровня, Д – высокого уровня.

Уровень А Вставьте пропущенные буквы.
В каморк..., на лестниц…, о дружб…и уединени…, на топол…, пр…кован к постел…, при возвращени… с репетици…, от деревн… к деревн…, около оранжере…, на тропинк…, о великом гени…, о серебристом ине…, на склад… типографи…

Уровень В 1. Поставьте существительные в форму Пр. падежа.
Улей, кий, суховей, стая, иллюминация, пропасть, безмолвие, гербарий, дитя, вестибюль.
2. Исправьте ошибки, если это необходимо.
Индийская урду, широкий фойе, безлюдный городишко, вкусное сулугуни, уютный штаб-квартира, забавный кенгуру, белая тюль.

Уровень С 1. Поставьте существительные в форму Им.п. мн. ч.
Редактор, округ, библиотекарь, порт, ректор, торт, доктор, борт, шофер, полотенце.
2. Исправьте ошибки, если это необходимо.
Без абрикос, ананасов, баклажан, простыней, туфлей, яблонь, сапог, гектар, носок, чулок.

Уровень Д Тест.
1. Определите существительное, обозначающее действие как предмет
а) теннис б) прыжок
2…. Найдите «третье лишнее
а) город, Кострома, Кутузов б) журнал, письмо, Марс
3. Какую форму имеют собирательные существительные?
а) только единственного числа б) только множественного числа
4. Укажите разносклоняемые существительные
а) под зданием б) со временем в) над пламенем
5. Выберите предложение с существительным общего рода.
а) Сосед открывает калитку в свой сад.
б) Саша ходит в шестой класс.
6. Определите способ образования существительных.
1) бездорожье
а) приставочный б) приставочно-суффиксальный
2) десятиклассник
а) сложение основ б) сложение основ и суффиксация
7. Если ко 2 склонению относятся имена существительные мужского рода с
нулевым окончанием и существительные среднего рода, то в каком ряду эти
существительные?
а) каталог, Замоскворечье, конь
б) рояль, мебель, вуаль
8. Подведение итогов урока
- Перечислите признаки имен существительных.
- Как разграничить конкретное существительное и отвлеченное?
- Как определить род сложных слов и аббревиатуры?
- Что нового узнали об имени существительном, его использовании?
- Что вы не смогли понять и почему?
9. Сообщение домашнего задания
- Выучить параграф 31;
- подготовить связные ответы на темы «Осторожно: имя существительное во множественном числе!», «Правописание суффиксов имен существительных»;
- составить предложения со словами так, чтобы эти существительные были собственными или нарицательными: вести, роман, роза, вера, пушок.

Список использованной литературы
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. –М.,1989.
2. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 2007.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред.Е.С.Полат. М., «Академия», 2009.
4. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка. «Иностранные языки в школе», 2000, №1.
Категория: Русский язык, литература | Добавил: tmkov | Теги: технология, сотрудничество
Просмотров: 3079 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА