Пятница, 03:05 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

СТАТЬЯ на тему «Система подготовки к ОГЭ по русскому языку»
09.11.2016, 14:06

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Фёдоровская основная школа им. Л.В. Виноградова»

Ясногорского района Тульской области

 

 

 

СТАТЬЯ

 

на тему

 

«Система подготовки к ОГЭ по русскому языку»

 

 

 

 

Учитель Титов Олег Валериевич

Квалификационная категория 1

 

 

 

 

д. Фёдоровка, 2016 г.

 

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку

Одним из важных вопросов современной общеобразовательной школы является подготовка обучающихся к основному государственному экзамену и результативность данной работы. Этому большое внимание уделяют все учителя-предметники, в том  числе и словесники.

На сегодняшний день,  как это было и раньше, степень и уровень обучаемости и обученности школьников разные, и зависит это от многих объективных и субъективных факторов, таких как профессиональная работа учителя,  степень осознанности и ответственности  за свой учебный труд обучающихся, необходимость знаний для них, психологическая устойчивость подростка, роль родителей в жизни ребёнка (и не только школьной!), мнение одноклассников и друзей об успехах или неуспехах товарищей. Всё это, без сомнения, оказывает влияние на успеваемость обучающихся.

Международные интерактивные выставки онлайн

виртуальные выставки россии

Как качественно подготовить к ОГЭ, чтобы выпускник, имеющий хорошие или посредственные результаты по предмету, показал все приобретённые  знания, умения и навыки, как справиться учителю и выпускнику с волнением, которое не только появляется всё больше и больше с приближением экзаменационной поры, но и для некоторых школьников становится просто проблемой, как психологически настроить ребёнка (для этого требуется не только работа школьного психолога, который ещё не во всех школах страны есть, но и системные психологические тренинги учителя и классного руководителя как с классом в целом, так и с отдельными обучающимися) – эти и другие вопросы становятся актуальными в последнее время.  

Конечно, сегодня огромное количество литературы выпущено для подготовки к ОГЭ по русскому языку, многие интернет-сайты предлагают пройти онлайн-тестирование по основным вопросам, включённым в задания 2-14 (здесь сразу же выдают результат работы и правильные ответы), можно с помощью интернет-ресурсов готовиться к написанию сжатого изложения и сочинению-рассуждению на лингвистическую тему с выбором варианта задания. И всё это, без сомнения, замечательно: покупай сборники с заданиями, открывай компьютер – и готовься. Казалось бы, проблем нет, но…  Всё это не так просто. Велика в плане подготовки обучающихся к ОГЭ роль учителя. А вот в чём она конкретно заключается – мы и рассмотрим.

Как известно, задания ОГЭ можно разделить на 3 группы:

1 – сжатое изложение (задание 1);

2 – тестовые задания (задания 2-14);

3 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание 15.1-15.3).

Сжатое изложение – наиболее сложный вид экзаменационной работы.  Текст читает не учитель. Текст воспроизводится на техническом устройстве и воспринимается с трудом. Поэтому работу над сжатым изложением со школьниками начинаю с 5 класса.  Происходит знакомство с приёмами компрессии текста, затем работаем с мини-текстами, сокращаем их, используя изученные приёмы.

Чтобы качественно справиться с заданием, обучающиеся должны прежде всего понимать, что каждый текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – содержание, без которого будет непонятен или искажён замысел автора.  Школьникам необходимо это понимать и умело излагать главное в тексте. Второстепенную же информацию важно передать кратко. На начальном этапе обучающиеся работают с печатными текстами, которые сами читают и выполняют задания, применяя приёмы сжатия текста. Когда у обучающихся сложилось основное представление о том, как нужно работать над сжатым изложением, задание усложняется: школьники текст не видят, но слышат, так как его читает учитель. Важно научиться воспринимать текст на слух так, чтобы точно понимать его общую тему, идею, проблему или проблемы, которые ставит автор, видеть авторскую позицию. Нужно, чтобы школьники определяли и количество микротем, и материал прослушанного, относящийся к каждому абзацу. Если этого не добиться, то в соответствии с критериями оценивания произойдёт потеря баллов, а это, как известно, может повлиять на результат всей работы.

Эти этапы подготовки к заданию 1 ОГЭ использую в 5-6 классе, а начиная с 7 класса текст  для написания сжатого изложения звучит в исполнении «незнакомцев» (в зависимости от способностей и степени подготовленности школьников провожу такую работу в 6 классе, начиная со 2 полугодия).  Вначале включаю аудиозапись  4-5 раз, затем – 3-4 раза, в конце  года 2-3 раза (в зависимости от сложности воспроизводимого). Поскольку слушание  требует особого внимания, концентрации воли, мысли, сосредоточенности, то даю специальную установку: определить количество микротем, основную мысль текста, тему, выделить ключевые слова. Таким образом, придя обучаться в 8-9 классы, школьники уже умеют писать сжатое  изложение. Но совершенствованию нет предела, поэтому продолжаем подготовку к ОГЭ, много времени уделяя заданию 1.

Конечно же, при работе над сжатым изложением должна быть система: ни к чему не приведут отдельные разрозненные элементы при подготовке, а также редкие «написания» такого изложения. Поэтому подготовку веду не только на уроках развития речи, но и на обычных (занимает это только часть урока), а также на дополнительных занятиях после окончания учебного времени.

Но не только первая часть требует серьёзной подготовки. Не так-то просто без ошибок (или с минимальным количеством) выполнить задания 2-14 по самостоятельно прочитанному тексту. В некоторых из этих заданий даются варианты ответов (и только один из них правильный), в других же нужно самостоятельно дать верный ответ.  Полноценную работу над этой частью начать в пятом классе невозможно, так как подавляющее большинство материала ещё не изучено.  Поэтому  в 5-7 классах даю адаптированные задания для этих возрастных групп или же только некоторые из КИМов. Первоначально объясняю принципы работы с текстом, который нужно прочитать, понять основное содержание, только после этого давать ответы на задания, к тому же требующие частичного возвращения к прочитанному. Начиная с 8 класса, учу заполнению  экзаменационных бланков ответов, так как теперь только в них обучающиеся вносят все ответы на задания ОГЭ. Особое внимание уделяем следующему вопросу: можно ли исправлять или зачёркивать неверные ответы. Школьники узнают, что для таких моментов есть поля замены ошибочных ответов. Также необходимо объяснить, что каждая клеточка – это один символ, нельзя оставлять пробелы-клеточки между словами, ставить запятые и точки.

Среди 13 вопросов-заданий есть немало трудностей:

  1. определить средство выразительности;
  2. выписать грамматическую основу предложения;
  3. указать количество грамматических основ;
  4. заменить слово синонимом;

5) заменить словосочетание, построенное на основе, допустим, согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Для качественной подготовки таких заданий требуется немало времени, знаний и настойчивости, умение анализировать свои ошибки и исправлять их.

Задание 15 характеризуется тем, что имеет три варианта: 15.1, 15.2, 15.3. Какой выбрать – решать самим обучающимся, но учителю готовить к этим трём  видам деятельности необходимо. По каждому варианту предлагаю инструкции для написания, речевые клише, знакомлю с образцами сочинения. Практикую такой вид подготовки (в основном в 8-9 классах): один школьник пишет вступление и тезис, другой – доказательство №1, третий – доказательство №2, четвёртый – вывод. В следующий раз роли обучающихся меняются. Так формируется навык работы над сочинением-рассуждением.

В заключении хочется отметить: чем раньше начинается работа по подготовке к ОГЭ по русскому языку, тем  больше будет выполнено вариантов КИМов, тем больше времени будет на исправление ошибок. А вообще, во всём нужна тренировка, в том числе и при выполнении заданий ОГЭ.

 

 

 

Использованная литература

1. Николаева И. Н. Подготовка обучающихся к ОГЭ по русскому языку. https://infourok.ru/doklad-na-temu-podgotovka-k-oge-po-russkomu-yaziku-891428.html

 

Категория: Русский язык, литература | Добавил: Администратор
Просмотров: 79 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА