Понедельник, 15:33 

Все заявки, поступившие в срок с 10.11 по 22.11 будут обработаны 23.11.2018

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС
01.11.2018, 18:50

Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС
/доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы/
В настоящее время в сфере образования произошли очень серьезные изменения. Ведение ФГОС меняет цели и содержание образования, вводит новые средства, технологии преподавания.
Урок по-прежнему остается главной формой обучения в школе, но выдвигаются принципиально новые требования к его организации. Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который ставит своей задачей развитие личности обучающихся. Главным способом достижения этой цели выступает формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В соответствии с этим, обучающиеся на уроке должны получить не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Что же должен учитывать учитель при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Прежде всего, нужно знать, что к современному уроку предъявляются следующие требования:
1. Воспитательные, которые предполагают формирование научного мировоззрения, любви к родине, высоких моральных качеств, эстетических вкусов, активного отношения к жизни.
2. Дидактические, которые предполагают правильную организацию проведения урока, четкую постановку цели и задач урока, рациональное использование учебного времени.
Обеспечить выполнение дидактических требований поможет тематическое и поурочное планирование, а также хорошо продуманная структура урока. Каждый элемент урока – это определенный шаг к достижению общей дидактической цели и задачи. Структура урока должна связываться с его методикой, она должна быть гибкой и учитывать тот факт, как применяемые методы влияют на результат урока. В ходе урока нужно стараться рационально сочетать словесно-наглядные, практические методы с проблемными. На уроке должна обеспечиваться познавательная активность обучающихся, овладение новыми способами выполнения действий, формирование на их основе навыков и умений. Должна прослеживаться связь данного урока с предыдущим.
3. Психологические, которые основаны на том, что психологическое состояние учителя и учащихся влияет на результаты урока. Необходимо, чтобы на уроке учитель всесторонне изучал и учитывал психологические особенности каждого ученика: его мышление, память, внимание, воображение, волю. При этом сам учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное состояние на уроке. Большое влияние на результативность урока оказывает отношение учащихся к знаниям, учению. Важно, чтобы во время урока учитель мог поддерживать положительные мотивы, формировать интерес и потребность к знаниям, создавать ситуации успеха в деятельности учащихся.
4. Гигиенические.
Эти требования предполагают соблюдение температурного режима, норм освещения. Следуя этим требованиям, учитель должен следить, чтобы на уроке не было однообразия в учебной работе: слушание должно чередоваться с практической работой. Дети на уроке не должны переутомляться ни физически, ни умственно;
Для соблюдения этих требований нужно придерживаться следующих правил:
• число видов учебной деятельности должно быть от 4 до 9;
• средняя продолжительность различных видов учебной деятельности не должна превышать 10 мин;
• смена видов деятельности должна наступать через 7 – 10 мин;
• число эмоциональных разрядок на уроке – 2 – 3.
В рамках проведения современного урока меняются и функции учителя. Нужно не транслировать знания и демонстрировать способы учебной деятельности, а организовать и скоординировать деятельность обучающихся, направленную на приобретение ими новых знаний и освоение универсальных учебных действий. В связи с этим учитель на уроке демонстрирует универсальные и предметные способы действий, инициирует действия учащихся, консультирует и корректирует их действия, находит способы включения в работу каждого ученика, создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта. Для реализации этих задач необходимо применять развивающие технологии и обладать информационной компетентностью.
Обучающиеся на уроке должны переходить от усвоения набора знаний, умений и навыков и использования их в рамках конкретного учебного предмета к способности их применять в любых учебных и жизненных ситуациях.
Для успешного проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС необходимо учесть следующие моменты:
• необходимо хорошее начало и хорошее окончание урока;
• должны быть четко сформулированные тема, цель и задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим;
• в ходе урока необходим минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• учащиеся сами должны делать на уроке необходимые выводы;
• деятельность учащихся должна активизироваться учителем;
• на уроке необходимо учитывать уровень возможностей каждого обучающегося;
• требуется соблюдение здоровьесбережения и времясбережения;
• урок должен нести только положительные эмоции.
Современный урок должен включать следующие этапы:
1. Создание проблемной ситуации.
2. Актуализация учениками своих знаний.
3. Поиск решения проблемы учениками.
4. Выражение решения.
5. Применение знаний учениками.
В связи с этим предлагается совершенно новая блочная структура учебного занятия:
I. Вводная часть занятия:
1. Организационный блок.
2. Мотивационный блок.
II. Основная часть занятия:
1. Информационный блок.
2. Аналитический (практический) блок.
III. Заключительная часть занятия:
1. Оценочный блок.
2. Рефлексивный блок.
3. Домашнее задание.
Любой урок следует начинать с организационного блока, во время которого желательно вызвать у обучающихся интерес к предстоящей теме. Также на этом этапе происходит целеполагание (цели, задачи, результаты), вводятся основные понятия. По необходимости обучающимся даются инструкции и пояснения, правила работы. Для положительной мотивации нужно предоставить информацию, где могут понадобиться учащимся полученные в ходе урока знания.
Основная часть урока начинается с информационного блока, во время которого происходит рассмотрение ситуаций или проведение опытов, проводится работа с понятием, рассматриваются тексты или отрывки, даются ответы на и проблемные вопросы, обсуждаются высказывания и т.д.
Для эффективности этого этапа можно использовать зрительные образы (рисунки, графики, символы и т. д.), видео и мультимедийные ресурсы. Информацию можно преподносить в виде лекции, беседы, работы с документом, проведение исследования, обмена опытом, наблюдения.
Результатом реализации информационного блока должно стать:
•использование важных понятий и терминологии, событий, явлений и характеристик, связанных с учебным предметом;
•получение информации из разных источников и разными способами;
•перевод информации из текстового формата в наглядно-символическую форму (таблицы, графики, схемы, диаграммы, карты и т. д.);
•коммуникация и сотрудничество в процессе взаимодействия по получению информации.
Продолжением основной части урока является аналитический блок, во время которого могут применяться различные способы анализа информации: выстраивание причинно-следственных связей, выделение главного, обобщение, оценивание, формулирование вопросов и т. д. Также на этом этапе может происходить творческая деятельность обучающихся по созданию нового продукта – учебного, социального, творческого, исследовательского.
Результатом реализации аналитического блока должно стать:
•использование знаний в практическом применении (решение задач, выполнение упражнений, анализ ситуаций и проблем и т. д.);
•эффективное использование имеющихся образовательных ресурсов;
• владение основами методов и приемов исследовательской работы;
•аргументирование собственной позиции;
•сочетание индивидуальной и коллективной работы;
• коммуникация и сотрудничество в процессе взаимодействия;
Заключительная часть включает оценочный блок (используются различные формы оценивания деятельности, в том числе самооценка и взаимооценивание), рефлексивный блок (происходит соотнесение полученных результатов с поставленными целями, задачами и ожиданиями, выделяются трудности, присваивается опыт).
Реализация данных требований к уроку должна обеспечить качество современного урока.
Подводя итог, можно сказать следующее: современный урок
– это урок проблемный, личностно-ориентированный, с использованием новейших компьютерных технологий;
– это урок, на котором применяются различные виды деятельности обучающихся, оптимально сочетаются разнообразные методы обучения;
– это урок, на котором реализуется педагогика сотрудничества, совместная активная работа, и тесное творческое взаимодействие учителя и обучающихся;
– это урок, на котором создана атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
– это урок, вызывающий интерес к учению, воспитывающий потребность в знаниях.
Кузьменкова Тамара Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Стодолищенская СШ

Категория: Русский язык, литература | Добавил: Nord
Просмотров: 38 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА