Пятница, 17:53 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Совместная учебная деятельность как средство саморазвития и самораскрытия учащихся
07.09.2015, 14:20

Совместная учебная деятельность как средство саморазвития и самораскрытия учащихся.

 

Обучение в сотрудничестве всегда рассматривалось в педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.

Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь эффект социализации , формирование коммуникативных умений.

Но как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии : личностно-ориентированного обучения, метода проектов, «Портфеля ученика»ксо( коллективный способ обучения).,АСО(»(АСО-адаптивная система обучения) и др. Они составили основу "Концепции среднего образования Российской федерации"., и педагогику сотрудничества сегодня рассматривают как особого типа "проникающую" технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, входящей во многие современные педагогические технологии как их составная часть.. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.Поэтому все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют коммуникативные умения, умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Существует множество педагогических технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В. В. Фирсов, Н. П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А. С. Границкая, И. Унт, В. Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С. Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И. Д. Первин, В. К. Дьяченко) и др.

Мне близка идея коллективного способа обучения(КСО) В.К. Дьяченко и адаптивной системы обучения (АСО) А. Границкой.

Дидактическая основа КСО и АСО- сотрудничество. Это технология самообучения, взаимообучения, технология демократической системы обучения по способностям, технология педагогического процесса в контексте деятельностного подхода, технология , которая создает комфортную психологическую среду на уроке, формирует коммуникативные способности. Совместная учебная деятельность – это средство саморазвития и самораскрытия учащихся. И всё это вполне отвечает требованиям нового стандарта 

Сегодня , я думаю, применение КСО и АСО поможет качественно внедрять новый стандарт в системе общего образования. Я изучила труды В.Дьяченко «Сотрудничество в обучении»(КСО- коллективная система обучения) и А.Границкой «Научить думать и действовать»(АСО-адаптивная система обучения) Основные принципы и положения данной технологии я много лет использую на уроках русского языка и литературы.

 

Методические приемы, используемые на коллективных занятиях.

 

1.Считаю, что одной из задач в пятом классе является выработка у учащихся навыков самоконтроля и контроля. Начинаю я эту работу с формирования навыка самопроверки после письма.

Провожу такие виды работы:

списывание упражнений и сличение с текстом книги (обучение самопроверке.(СП)

 

2. Самодиктанты. Ребята учат наизусть стихи, наиболее интересные связные тексты из учебника русского языка и на уроке пишут по памяти. После письма взаимная проверка(ВП), работа начинается в постоянных парах. Учащиеся написанное сверяют с текстом. В учебнике русского языка много упражнений, которые можно проводить в видесамодиктантов . Это замечательные тексты о родном языке, Родине, о нравственных чувствах, поведении. Учащиеся не только отрабатывают орфограммы, пунктуацию, но и соприкасаются с нравственными понятиями, пропускают их через себя Самодиктанты интересны и тем, что они не только развивают орфографическую зоркость, память ,но и занимательны, вносят эмоциональную разрядку в урок

 

3. Взаимные диктанты.

Порядок работы:

1.Один ученик из пары читает текст по предложениям, другой пишет (без предварительного чтения текста в целом).

2. Другой ученик, (т. е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.

3. Каждый берет тетрадь своего соседа (партнера) и без заглядывания в карточку проверяет написанный им диктант.

4.Открывают карточки и проверяют вторично (но уже вместе) сначала один диктант, а потом второй.

5.Допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает разбор ошибок.

6.Каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок.

7.Снова берут тетради друг друга, еще раз все просматривают и ставят свои подписи: «проверял Иванов…, проверял Петров ».

Совместная работа пары заканчивается. Ее участники находят новых партнеров, обмениваясь карточками. Новенькому диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал. Т. е. над диктантом каждый ученик работает дважды, один раз он пишет сам и делает разбор ошибок под контролем товарища, другой раз он диктует этот текст, проверяет, требует разбора ошибок.

 

Материалы для работы в парах сменного состава (взаимные диктанты)

5 класс.( Синтаксис)

 

№1 Когда падает снег, вся природа чудесно преображается. Легкие снежинки медленно опускаются на землю и устилают её пушистым ковром. Сказочным становится всё вокруг: деревья , скамейки, дома. Друзья играют в снежки, а я им кричу: »Ребята, с первым снегом вас!»

Зима- лучшее время года.

 

№2 Рыбалка - увлекательное занятие.

Мы берём с собой резиновую лодку и на рассвете отправляемся на остров. Утром рыба нам попалась, и к полудню мы уже вернулись домой. Навстречу важно вышел кот, потому что он любит лакомиться рыбкой. В садке лежит наш улов: караси, плотва и небольшая щучка. Мы даём коту карасика и строго говорим: «Васька, больше не проси!»

 

№3 Май- месяц цветов. Я отправляюсь в лес, чтобы полюбоваться ландышами. Они растут везде: на полянах, на склонах оврагов. Я схожу с тропинки, присаживаюсь, раздвигаю руками траву, и передо мной появляются чудесные белые цветы. « Какая красота ,»- шепчу я. А вы, ребята, любите ландыши?

 

№4 Байкал -необыкновенное озеро. Оно влечёт, манит, завораживает нас. Мне нравится здесь всё: красота суровой природы, туманные озёрные дали, величавое спокойствие. Тихо плещутся прозрачные волны, и плавно кружатся в вышине чайки. Когда тяжело на душе, я прихожу сюда.» Люблю тебя, Байкал, всем сердцем"

 

6 класс.( Приставки пре-при)

№1. Осенью лес м.олчит. Прислушайся! Какая стоит тишь...! Приумолкли птицы. Ветка согнулась и прикоснулась к твоему лицу. Настроение приподнимается. Ка​жется, чтопреодолимы все препятствия.

№2. 1)Ребёнок прекрасно спит, не разбуди его, притвори дверь. Он претворил свою мечту в жизнь.2)Вода быстро прибывает .Они пребывали в неизвестности.3)Путь шёл поприбрежной полосе .Внизу шумел прибой, превосходные виды открывались перед нами.

№3 Предлинный поезд, приморский край, прибывать в го​род, преступить закон,притворить дверь, презирать труса, причудливые узоры, пребывать на отдыхе,приступить к делу, преклоняться перед памятью героев, прервать беседу, вспомнилпредание

№41)Приятно преодолевать опасность и плыть навстречу новым приключениям.2) Мы ехали по прекрасной горной дороге .Сверху, на неприступных утёсах, на нас с презрением взирали орлы

 

4. Взаимообмен заданиями

Алгоритм работы по методике “Взаимообмен заданиями

 

1.Получите карточку ..

2.Изучите самостоятельно (или со своим соседом, или с помощью учебника) теорию в первой части карточки ..

3.Выполните самостоятельно задания второй части карточки.

4.Натренируйте соседа по первой части своей карточки.

5.Ваш партнер тренирует вас по первой части своей карточки.

6.Обменяйтесь карточками.

7.Выполните задания второй части новой для себя карточки самостоятельно.

8.Обсудите результаты с партнером.

9.Поблагодарите друг друга и ищите нового партнера в микрогруппе..

10.Работайте с новым партнером по тому же алгоритму.

 

Материалы для работы в парах сменного состава по методике “Взаимообмен заданиями

 

7 класс. ПРИЧАСТИЕ

К-1. Правописание действительных причастий настоящего времени. § 16

1. а/ Какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах - ущ/,- ющ /, - ащ /, -ящ.?

б/ Спишите слова, объясните правописание гласных в суффиксах.

Бор ..щийся, вид.. щий, стро.. щий, та...щий

2. Спишите, заменяя первый глагол действительным причастием настоящего времени.

ОК Трава выгорает на солнце и становится желтой.- Трава, выгорающая на солнце, становится желтой.

1. Листья кружатся в воздухе и падают на землю.

2. Животные готовятся к зиме и кажутся озабоченными.

 

ПРИЧАСТИЕ

К-2. Правописание страдательных причастий настоящего времени. § 18

1. а/ Какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах -ем-, - им- ?

б/ Образуйте от глагола страдательное причастие настоящего времени.

слышать - изучать -

привозить - выполнять - приглашать —

2.Образуйте от глагола страдательные причастия настоящего времени, выделите причастный оборот.

а/ Трава /сгибать/ ударами ветра, ложилась на землю, б/ Он считал круги / совершать / самолетом,

в/ Все вещества в мире построены из мельчайших не /видать/ глазом частиц.

 

ПРИЧАСТИЕ

К-3 Правописание действительных причастий прошедшего времени. § 17

1. При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени?

Образуйте глаголы и действительные причастия прошедшего времени,

ОК видеть - видел - видевший

Сеять

бросить

обидеть

2.Из двух предложений составьте одно с причастным оборотом, замените глагол действительным причастием прошедшего времени.

а/ На столе стояла маленькая керосиновая лампа.

Лампа освещала только середину комнаты.

б/ Ребята направились к речке.

Речка сверкала вдали блестящей лентой.

 

К-4. Правописание страдательных причастий прошедшего времени. §19

1. Сделайте опорную карточку.

2. а/ Спишите, объясняя выбор букв в суффиксах причастий.

Просе?нный , вывез?.ны, подхвач?нный, припа? нная, разве?нный, высеребр?нный

б/ Составьте из слов предложение с причастным оборотом .

Костер, в , снегу , догорает , в , разожженный

 

 

5. Работа по вопросникам.( для повторения и закрепления изученного материала)Устное или письменное выполнение заданий

 

1.Ученики читают вопросы и находят ответ в учебнике и выполняют по нему задание.

2.Один ученик из пары проверяет, как другой усвоил правило (теорию) и предлагает выполнить задание.

3.Другой ученик из пары предлагает выполнить своему напарнику свое задание. Затем идёт проверка по ключу ,и они расходятся для работы в следующей паре.

 

Материалы для работы в парах сменного состава по методике

«Работа по вопросникам»

 

Блок ГЛАГОЛ К-1

Изъявительное наклонение.П.83

Правописание окончаний, суффиксов глаголов.

В каких глаголах пишутся окончания ишь - ат

им – ят

ит? ( Упр.459-устно)

1.- Какая гласная пишется перед Л у глаголов прошедшего времени? Проанализируй!!

 

Веять - веял ? - ве ет - ве ют-? спр.

Видеть- видел ? - вид ит-видят-? спр.

2.Образуйте от глагола Н.Ф. настоящее и прошедшее время.

Н.ф. Прош.вр. Наст.вр.

Обидеть Обидел Обидит

Клеить, увидеться, повторять, увидеть, посеять, рассмотреть, звонить, зависеть, нена​видеть.

 

Блок ГЛАГОЛ К-2

Условное наклонение П 84 (стр.203)

1.- Что обозначает глагол в условном наклонении?

-Как образуется форма условного наклонения?

--Как изменяются глаголы в условном наклонении?.

 

2. Закончите предложения, образуя сложные предложения, в которых было бы выра​жено условие.

Подчеркните глагол в условном наклонении. Составьте схему одного предложения.

Как прекрасна была бы наша земля, если …

В наших водоемах было бы много рыбы, если…

Вода в наших реках стала бы прозрачной и чистой, если…

Наша земля превратилась бы в цветущий сад, если…

 

Блок ГЛАГОЛ К-3

Повелительное наклонение П.85

Как образуются глаголы повелительного наклонения?

Что надо знать о правописании Ь в повелительном наклонении?

1. Упр.495(2 часть)-устно.В каких случаях в глаголах пишется-ите, а в каких –ете?

2. Прочитайте инструкцию. Замените глагол в Н.Ф. повелительным наклонением, спишите, обозначьте орфограмму.

Если дома есть сыр, картошка и лук, можно сделать картошку по - лионовски. Нарезать сырую картошку на тонкие ломтики, накрошить луковицу и настругать на терке сыр. Налить в кастрюлю растительное масло, добавить немного сливочного и уложить слоями картошку, лук, сыр. Посолить и сверху залить растительным маслом. Тушить на малень​ком огне. Готовую картошку положить на тарелки, залить сметаной.

 

Блок ГЛАГОЛ К-4

1Правописание гласных в суффиксах глаголов.П.90

- Когда пишутся буквы О - Е, Ы - И. в суффиксах - ова /-ева -ыва /-ива/?

 

2. Запишите глаголы по образцу,обозначьте орфограмму.

Требует - требовал – требовать (требую)

Рассчитывает -

Следует -

Требует -

Завоевывает -

Советует -

 

С помощью вопросника можно быстро и качественно повторить и систематизировать содержание изученного материала. Эта работа значительно активизирует деятельность учащихся.

Коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому ребенку. Они способствуют развитию активности, , желанию трудиться. Нахождение и исправление ошибок самим учеником вызывает стремление писать лучше, получать хорошие отметки, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, т.е. формируется качество человека, необходимое во всех сферах деятельности.

Работа в микрогруппе способствует выработке навыков контроля, взаимо и самоконтроля. .

Совместная работа наиболее полезна для развития социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим, коллективно трудиться. Такая форма организации обучения обеспечивает развитие самостоятельности. После занятий видно, что, побывав в роли учителя, слабые ученики становятся более собранными, активными, обязательными. Становясь способными обучать другого, они обретают уверенность в себе.

Такие совместные формы работы помогают выработать не только сотрудничество, но и являются средством развития учащихся,

способствуют созданию условий для самораскрытия и саморазвития учащихся.

 

 

Литература:

1.В. К. Дьяченко «Сотрудничество в обучении»М. «Просвещение», 1991г

2.А. С. Границкая«Научить думать и действовать»(Адаптивная система обучения в школе)М., 1991г.

3.В.К.Дьяченко «Новая дидактика» - М.: Народное образование – 2001 г.

4.Е. С. Полат. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». М. «Академия», 2001 г.

Категория: Русский язык, литература | Добавил: Fedorovs
Просмотров: 436 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА