Вторник, 21:44 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Сценарий литературной гостиной по творчеству В.С.Высоцкого
18.03.2014, 04:48
Методическая разработка литературной гостиной по творчеству
Владимира Высоцкого
«Только он не вернулся из боя…».
Совесть, благородство и достоинство –
Вот оно святое наше воинство,
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Б.Окуджава. “Песенка”.
(учитель: Кудряшова Е.А.)
Цель:
подведение итогов анализа творчества В.С. Высоцкого.
Метод обучения:
использование человекосообразной технологии.
Задачи:
образовательные:
- обеспечить углубленное изучение творчества В.С. Высоцкого;
- актуализировать знания учащихся на основе изученного ранее материала в курсе “русская литература”;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и способностями, склонностями и потребностями;
развивающие:
- развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими изученных образцов классической русской литературы;
- развитие способности анализировать обусловленность явлений и процессов,характерных для русского общества 2-ой половины20-го столетия;
- развитие исследовательских навыков учащихся при комплексном анализе поэтического текста;
- развитие познавательных стратегий учащихся(использование при подготовке к уроку критической, художественной литературы, а также разных учебников);
- развитие нравственных понятий у учащихся;
- развитие умений групповой и дискуссионной работы;
воспитательные
- развитие коммуникативных компетенций;
- формирование гуманистических и демократических ценностей;
- воспитание патриотизма, чувства ответственности за свои поступки.
Оборудование урока:
- тексты лирики Владимира Высоцкого;
- материалы для проведения урока-исследования,
- компьютер;
- широкоформатный экран для демонстрации иллюстративных материалов, связанных с творчество Владимира Высоцкого.
- презентация;
-песни В.Высоцкого;
-фрагменты к\ф «Вертикаль»
Основные понятия:
жанровое своеобразие лирического текста, лирический герой, лирическая героиня, художественный образ, типичный герой, типичные обстоятельства, монолог, диалог, исповедь.
Книжная выставка « Поэты умирают-поэзия остается».
1 ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы вспоминаем большого поэта современности, выдающегося артиста, незабываемо игравшего на подмостках Театра на Таганке, яркого киноактёра, покорившего зрителя глубиной проникновения в создаваемый им образ; самобытного исполнителя авторских песен, звучащих во всех уголках страны.
Демонстрация телевизионного интервтю с В.Высоцким: « Вы спросили, кем я себя больше считаю- поэтом, композитором, актёром? Вот я не могу вам впрямую ответить на этот вопрос, может быть, всё вместе будет называться каким-то одним словом, и тогда я скажу: «Я себя считаю вот этим-то». Этого слова пока нет… я думаю, сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез…может, это какой-то новый вид искусства. Не было же магнитофона в ХIХ веке, была только бумага, теперь появились магнитофоны и видеомагнитофоны.., значит, может появиться новый вид искусства- для меня».
Демонстрируется слайд с портретом Высоцкого.
2 ведущий: Действительно, современное развитие техники помогло раскрыться самобытному таланту Владимира Высоцкого- синтезу поэтического слова, музыки, артистизма, необыкновенной модуляции голоса- и сделало его достоянием миллионов людей.
3 ведущий: Родился Высоцкий в Москве 25 января 1938 года. Жил то с матерью- переводчицей с немецкого языка, то в семье отца- связиста, ставшего профессиональным военным. Вторая жена отца больше других поощряла поэтические пробы мальчика, мать увлекалась театром и с раннего детства приобщала к нему сына. Учась в школе, он уже занимался в драматическом кружке.
4 ведущий: По окончании школы, под давлением родителей, которые считали, что техническое образование- это специальность, а всё остальное- забава, Высоцкий поступил на механический факультет Московского инженерно- строительного института. В коллектив студентов влился сразу, всегда был в центре внимания, на всё имел своё мнение, но удовлетворения от учёбы не получал- душа рвалась на подмостки театра. И в конце первого семестра он всё-таки бросил институт, чтобы на следующий год, преодолев сложнейшие экзамены, поступить в школу- студию МХАТ. Здесь начало раскрываться его дарование. Он писал различные комедийные вещи, стихотворные тексты многочасовых капустников, в составе агитбригады ездил по сёлам, придумывал и исполнял частушки на местные темы.
По окончании школы- студии Высоцкий некоторое время работал актёром Московского драматического театра им. Пушкина, затем- Театра миниатюр, делал первые пробы в кино. Но после того как увидел «Доброго человека из Сезуана» Б. Брехта- первый спектакль только что открывшегося Театра на Таганке- понял: вот его театр, в другом он себя уже не представлял.

Демонстрируется слайд, изображающий Высоцкого
в разных ролях.
1 ведущий: 16 лет, по день смерти- 25 июля 1980 года, Владимир Высоцкий был ведущим актёром Театра на таганке. В 1971 году в театре был поставлен спектакль по трагедии Шекспира «Гамлет» в переводе Бориса Пастернака. Заглавную роль в нём сыграл Высоцкий.
Демонстрируется слайд, изображающий Высоцкого
в роли Гамлета.
«Я сам себя предложил на эту роль,- признавался он.- Давно хотел сыграть её, смотрел почти всех наших Гамлетов. Сыграть не просто по-другому, чем они, а ( так мне самому тогда казалось) как хотел Шекспир. Но, вероятно, об этом думает каждый актёр».
5 ведущий: « Творчество требует от меня полной отдачи и каких-то невероятных сил: физических, эмоциональных…Я играл Галилея, играю до сих пор Гамлета- эти роли требуют от меня нечеловеческого напряжения», - говорил актер
18 июля- в предынфарктном состоянии- сыграл он своего последнего Гамлета. 25 июля французские газете сообщили: «Гамлет в Театре на Таганке в Москве умер».

2 ведущий: Официальное признание пришло после смерти. Сейчас поэта печатают, вышли на экран не показанные в своё время кинокартины с его участием, сделано несколько кино- и телепрограмм о жизни и творчестве нашего выдающегося современника, статьи и воспоминания о нём заполнили страницы газет и журналов. За создание образа Жеглова в телевизионном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен Владимиру Высоцкому посмертно присуждена Государственная премия СССР.

3 ведущий; Во второй половине 50-х годов Булат Окуджава запел свои стихи под гитару. Запел не как артист на эстраде, а как-то по домашнему, доверительно просто. Одним из первых осознал значение творчества Окуджавы Владимир Высоцкий. Осознал и сразу же подхватил его бархатный, немного печальный голос своим мощным, хриплым «рыком» с поющими согласными звуками.
Сам Высоцкий вспоминал: «Я вдруг услышал приятный голос, удивительные по тем временам мелодии и стихи, которые я уже знал,- это был Булат, и вдруг я понял, что впечатление от стихов можно усилить музыкальным инструментом и мелодией… я считаю его своим крёстным отцом».
Демонстрируется слайд, изображающий поэта с гитарой.
4 ведущий: С каждым годом песня всё больше заполняет жизнь Высоцкого. « Это дело- авторская песня ( термин впервые введён Высоцким) – требует очень большой работы,- говорил поэт,- эта песня всё время живёт с тобой, не даёт тебе покоя ни днём, ни ночью, записывается она иногда моментально, но работа на неё тратится очень большая. И если есть впечатление, что это делается очень легко, то это ложное впечатление. Если на одну чашу весов бросить всё, что я делаю кроме авторской песни- деятельность мою в театре, кино, на радио, телевидении, концерты, а на другую только работу над песней, то мне кажется, что эта чаша перевесит, потому что песня всё время не даёт покоя, скребёт за душу и требует, чтобы ты вылил её на белый свет и , конечно, в музыку».
5 ведущий: Сам поэт говорил об этих песнях: « Я считаю, что они колоссальную мне принесли пользу в смысле работы над формой, очистки, простоты, такой нарочитой, кажущейся примитивизации мелодии, чтобы это сразу входило не только в уши, но и в душу».
Основная же заслуга этих песен, наверное, в том, что поэт благодаря им поверил в действенную силу своей сатиры и решился на тяжёлое подвижничество, которому посвятил всего себя, всю свою жизнь,- стал песнями бороться с недостатками нашей жизни.
Демонстрируется следующий слайд.
1 ведущий: Одни любили его, другие- ненавидели. Он признавался:
Чтец 1:Не привыкать глотать мне горькую слюну-
Организации, инстанции и лица
Мне объявили явную войну
За то, что я нарушил тишину,
За то, что я хриплю на всю страну…
Но был твёрд:
И песню напишу я не одну.
И в песне той кого-то прокляну,
Но в пояс не забуду поклониться
Всем тем, кто написал, чтоб я не смел ложиться!
Пусть чаша горькая- я их не обману.
1 ведущий: Диапазон сатиры Высоцкого огромен. Разве можно перечислить всех, кого коснулась сатирическая муза Владимира Высоцкого, не только коснулась, а показала, как всё это нелепо.
Звучит песня «Письмо в редакцию телевизионной передачи «Очевидное- невероятное» с Канатчиковой дачи».
2 ведущий: Но есть в стихах поэта и другой мир- прекрасный мир романтики.
Демонстрируется слайд, изображающий гору с прикреплённой табличкой, на которой выбиты слова Высоцкого: «И в мире нет таких вершин, что взять нельзя».
Здесь «горы спят, вдыхая снежные лавины», «скалы сами подставляют плечи»; хоть одна из непройденных дорог, а дожидается нас; здесь страхуют товарища и можно положиться на друга, как на себя самого. Здесь «морской хмельной невиданный простор сродни горам в безумье, буйстве, кротости», и уже не удивляешься, узнав, что наша планета «рождалась в муках творчества». Автор вообще любил ставить персонажей своих песен в экстремальные условия и наблюдать, как они будут себя вести, потому что «интереснее писать о людях в подвиге, в риске, чем просто так».

Звучит песня «Вершина».
1 ведущий: Военные песни блистательной россыпью вкраплены в поэтическое наследие Высоцкого. Каждая из них, воспевая боевой подвиг, сама является подвигом творческим, потому и западает в сердца, теребит души.
Демонстрация фрагмента интервью с поэтом: «…почему у меня много военных песен? Почему я так часто обращаюсь к военной теме?.. Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет волновать- это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю… Во-вторых, у меня военная семья…»

Звучит песня « Почему всё не так...»
Появляется слайд, изображающий маленького Володю с отцом.
3 ведущий:Война только коснулась Владимира Высоцкого, опалив его детство, но, тем не менее, он и знал о ней многое, ведь вырос Володя в семье военного. Пройдут годы, и из сплава детских впечатлений и воспоминаний, рассказов отца и его фронтовых друзей, из всего, что сохранило сердце, отольются песни, как живая память о войне, о солдатах, ковавших победу.
4 ведущий: Отец Владимира, Семен Владимирович Высоцкий рассказывал: «Воевать я начал на Северо- Западном фронте, в составе 127-го отдельного батальона связи, который обеспечивал оборонительные бои на дальних подступах к Москве. А День Победы встретил в столице Чехословакии Праге… Сын очень любил слушать фронтовые рассказы. И мои, и моего родного брата Алексея, храброго фронтовика, дошедшего до Берлина, и моих боевых друзей, часто навещавших наш дом». Эти рассказы дали потом свои ростки
Ведущий 5: Владимиру Высоцкому удалось передать и трагизм сорок первого года, и ликование сорок пятого. Поэту веришь. Словно эти песни созданы сразу после войны, а не четверть века спустя. «Мы дети военных лет,- говорил он,- для нас это вообще никогда не забудется… Мы довоёвываем в своих песнях. У всех нас совесть болит из-за того, что мы не приняли участия в войне. Я вот отдаю дань тому времени своими песнями. Это почётная задача-писать о людях, которые воевали.
Звучит « Песня самолёта- истребителя».
Появляется слайд с портретами
2 ведущий: Изобилие информации и частые стрессы вызвали защитную реакцию и сделали нас малочувсвительными, особенно к чужим переживаниям, но песня «Кони привередливые» никого не оставила равнодушным. Люди переживали трагедию автора, как свою собственную.
Звучит песня «Кони привередливые».
Появляется слайд, изображающий Высоцкого и Марину Влади.
5 ведущий: В самом главном поэзия Высоцкого близка есенинской поэзии- она проникнута большой любовью к Родине и пропитана музыкой. Высоцкий всегда был лирик, быть может в первую очередь- лирик, даже в «уличных» и самых сатирических песнях, но его стихи о любви были почти неизвестны.
Звучит песня «Теперь я не избавлюсь от покоя…»
1 ведущий: 25 июля 1980 года в возрасте 42-х лет поэта не стало. Похороны Высоцкого вылились в подлинное проявление народной скорби.
Вспоминает Владимир Надеин: « Когда Высоцкий умер, многие ведомства оказались захваченными врасплох. В Москве шла Олимпиада, и казалось, всем было не до того. Через несколько часов вышла «Вечёрка» с «рамкой». Спасибо «Вечёрке», она была одна… «Рамка» выглядела скромно, всего несколько строк: «с глубоким прискорбием… артист Театра на Таганке…»
Чтец 2 :
Ещё одной звезды не стало.
И свет погас. Возьму упавшую гитару,
Спою для вас
Слова грустны.
Мотив невесел,
В одну струну.
Но жизнь,
Расставшуюся с песней,
Я помяну.
И снова слышен хриплый голос.
Он в нас поёт.
Немало судеб укололось
О голос тот.
И над душой, что в синем небе,
Не властна смерть.
Ах, чёрный лебедь, хриплый лебедь,
Мне так не спеть.
Восходят ленты к нам и снимки.
Грустит мотив.
На чёрном озере пластинки
Вновь лебедь жив.
Лебедь жив…
А. Дементьев. Чёрный лебедь.
Демонстрируется слайд, изображающий памятник на могиле Высоцкого.
2 ведущий: Актриса Алла Демидова вспоминала: « Я не помню, кому пришло в голову, что надо найти кусок метеорита или астероида, положить его на могилу Высоцкого, а внизу мелкими буквами написать: «Владимир Семёнович Высоцкий, 1938- 1980». Чтобы человек, читая, невольно наклонялся- кланялся и этому астероиду, и могиле Высоцкого, и старой церкви за ней, и всему кладбищу. Мы, к сожалению, не сумели воплотить этот замысел…И когда осенью 1985 года я стояла на открытии бронзового монумента, я вспоминала стихотворение Высоцкого «Памятник» и думала, что и здесь он оказался провидцем».
Чтец 3:
Я при жизни был рослым и стройным,
Не боялся ни слова, ни пули
И в привычные рамки не лез,-
Но с тех пор, как считаюсь покойным,
Охромили меня и согнули,
К пьедесталу прибив ахиллес.
Не стряхнуть мне гранитного мяса
И не вытащить из постамента
Ахиллесову эту пяту.
И железные рёбра каркаса
Мёртво схвачены слоем цемента,-
Только судороги по хребту.
Я хвалился косою саженью-
Нате смерьте!
Я не знал, что подвергнусь суженью
После смерти,-
Но в привычные рамки я всажен-
На спор вбили,
А косую неровную сажень –
Распрямили.
И с меня, когда взял я да умер,
Живо маску посмертную сняли
Расторопные члены семьи.
И не знаю, кто их надоумил,-
Только с гипса вчистую стесали
Азиатские скулы мои.
Мне такое не мнилось, не снилось,
И считал я , что мне не грозило
Оказаться всех мёртвых мертвей,-
Но поверхность на слепке лоснилась,
И могильною скукой сквозило
Из беззубой улыбки моей.
Я при жизни не клал тем, кто хищный,
В пасти палец,
Подходившие с меркой обычной-
Отступались,-
Но по снятии маски посмертной-
Тут же в ванной-
Гробовщик подошёл ко мне с меркой
Деревянной.
А потом, по прошествии года-
Как венец моего исправленья-
Крепко сбитый литой монумент
При огромном скопленье народа
Открывали под бодрое пенье,-
Под моё- с намагниченных лент.
Тишина надо мной раскололась-
Из динамиков хлынули звуки,
С крыш ударил направленный свет,-
Мой отчаянный сорванный голос
Современные средства науки
Превратили в приятный фальцет.
Я немел, в покрывало упрятан,-
Все там будем!
Я орал в то же время кастратом
В уши людям.
Саван сдёрнули- как я обужен,-
Нате, смерьте!-
Неужели такой я вам нужен
После смерти?!
Командора шаги злы и гулки.
Я решил: как во времени оном-
Не пройтись ли, по плитам звеня?-
И шарахнулись толпы в проулки,
Когда вырвал я ногу со стоном
И осыпались камни с меня.
Накренился я- гол, безобразен-
Но и падая вылез из кожи,
Дотянулся железной клюкой,-
И когда уже грохнулся наземь,
Из разодранных рупоров всё же
Прохрипел я похоже: «Живой!»
И паденье меня и согнуло,
И сломало,-
Но торчат мои острые скулы
Из металла.
Не сумел я, как было угодно,-
Шито-крыто,-
Я, напротив, ушёл всенародно-
Из гранита!
Демонстрируется слайд с портретом Высоцкого.
2 ведущий: Все знали, что Высоцкого нельзя было заставить: «Пой в унисон, жми что есть духу»,- от веет у него был прост: «Лучше голову песне своей откручу, но не буду скользить, словно пыль по лучу!»
Многие из его лучших стихотворений были написаны в середине 70-х годов, но и сегодня они звучат современно, продолжая, как говорил поэт «входить не только в уши, но и в души».
Звучит песня Высоцкого «Я не люблю».
Второй ведущий. Спасибо за внимание!

Отзывы учащихся 10 класса о мероприятии, о личности поэта, планы на будущее.
Категория: Русский язык, литература | Добавил: Kudrjashova
Просмотров: 975 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА