Воскресенье, 20:43 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Русский фольклор как средство эстетического воспитания.
19.06.2013, 15:09
Для современной педагогической науки представляет интерес изучение эстетических идеалов и опыта эстетического воспитания в русской народной педагогике. Прекрасное всегда принадлежало для русского народа к категории высших человеческих ценностей. К ним всегда стремились, в прекрасном находили самую высокую радость, о них мечтали. И не удивительно, что это породило у них целую систему эстетических взглядов, которая начинается с осознания категории прекрасного, с вопроса о том, что такое прекрасное, в чем его сила и его тайна.
Характерным для эстетических идеалов народа является то, что в них подлинная красота, понятие красивого подразумевает не только внешнюю форму, внешний облик предметов, явлений, человека, но их внутреннюю сущность, их содержание, их значение для человека, для общества. В народе учили молодежь отличать подлинно красивое от «красивости», т. е. от формального, пустого, не имеющего ничего общего с действительно красивым, о чем свидетельствуют пословицы: «Не все золото, что блестит, не все медведь, что бурое», «Не все красивое красиво», т. е. прекрасно. И человек может быть внешне красив, обладая совокупностью определенных телесных качеств, хорошим пропорциональным сложением, правильностью черт лица, чистой кожей, приятным цветом волос. Однако внешне красивым может быть явление, отнюдь не прекрасное по своей внутренней сущности. И этот внешне красивый человек может быть аморальным по своей нравственной сущности. О таких людях русские говорят: «Красна ягодка, да на вкус горька». Бывает наоборот: благородный, честный, справедливый, мужественный человек, но внешне некрасивый. «И некрасиво, да скажешь спасибо», «Лицом некрасив, да сердцем добр»; «Большой, но пустой, маленький, но крепкий»; «Маленький - да удаленький, а большой - да худой»; «Не гордись своей красотой, а гордись своим трудом (своими делами); «Посмотришь (свиду) -красиво, разрежешь (внутри) - колючки»; «Говорит красиво, но добра не делает» - говорят русские народные пословицы.
Ссылкой на природу некоторых плодов растений пословица объясняет, что бывают люди внешне красивые, но внутренне безнравственные. Однако пословица намекает на то, что у плодов шипы бывают сверху, а внутри - приятно. Пословица «С виду - малина, а раскусишь - мякина» подразумевает, что человек бывает «на вид пригож, а внутри - на черта похож».
В соответствии с эстетическим идеалом у русских в ходе многовековой воспитательной практики сложилась своя система эстетического воспитания. В содержание эстетического воспитания входило прежде всего развитие у детей способности восприятия эстетических явлений в окружающей действительности. Русская народная педагогика стремилась научить молодежь чувствовать красоту окружающих человека предметов, видеть и различать прекрасное и безобразное, возвышенное и низкое, трагическое и комическое в поведении людей и героев произведений устного художественного творчества и испытывать при этом чувства наслаждения, удовольствия или неудовольствия. Нужно было, чтобы они все это понимали и чувствовали и в той или иной форме выражали свое отношение к этим явлениям. Эта идея отразилась в пословицах: «Кто не пробовал горького, не оценит сладкого», «Кто со злом не повстречался, тот добра не понимает»; «Одной внешней красоты мало, надо чтоб она сочеталась с хорошим качеством». Эстетическая восприимчивость, чуткость формируется не сама по себе, она является, в конечном счете, результатом длительных и напряженных усилий и воспитателей и детей. Постижение эстетических явлений требует от человека большой активности чувств, мыслей, воображения. Очень часто эстетическое в явлении лежит не на поверхности, а, наоборот, глубоко скрыто, и, чтобы его обнаружить, необходимо особое внимание. Об этом предупреждают народные пословицы: «Не все красивое - красиво», «Красная вечерняя заря - семь ясных дней, а красная утренняя заря не даст оглянуться».
Особое значение имеет вопрос о красоте человека, об эстетическом постижении человека. Люди, постоянно общаясь между собой, не всегда задумываются над тем, какое напряжение духовных сил требуется, чтобы эстетически постигнуть самую суть другого человека. Ведь как бы ни было сильно, властно первое эстетическое впечатление о человеке «Внешний вид человека выдает то, что у него на душе»; « у человека с ясным взглядом честная душа», «Выражение лица человека ведет к пониманию его сердца (души)»; «Внешний облик человека говорит о сердце (душе) его» и др., все же зачастую оно оказывается поверхностным. Об этом предупреждает народная мудрость в других пословицах: «Что на душе у человека трудно понять по выражению лица» «Человека узнаешь тогда, когда ты в нем нуждаешься»; «Не нападай на мужчину, судя только по его невзрачному виду»; «Большой да пустой».
Как свидетельствуют материалы фольклора народная педагогика учила молодежь, что человек раскрывается в поступках, чувствах, мыслях, словом во всей полноте и многообразии своего человеческого «Я»: «Величие человека узнают не по длине его», «Мужество проверяется делом», «Человека украшает его труд», т. е. человека узнают по труду, «Ясность сердца (ясность ума) человека узнаешь в деле».
Другая важная задача эстетического воспитания в народной педагогике заключается в том, что оно не сводилось к созерцательному, пассивному восприятию красоты. Его суть - в формировании активности, способности творить красоту, утверждать ее в труде, быту, в общественной деятельности, личной жизни.
Это требование выражено в многочисленных материалах устного народного творчества русского народа. В них часто высмеиваются люди, которые имеют определенные знания эстетических явлений вообще, бравируют ими в обществе, но не поступают в жизни в соответствии с этими знаниями. Таковы пословицы: «Говорит красиво, да добра не делает», «Волосы не причесаны, а язык как сабля», «Лучше тот, кто красиво делает, чем тот, кто красиво говорит» и другие. Во многих свадебных песнях дается великолепная характеристика невесты, которая включает целый ряд достоинств, среди которых немалое место занимает не только вкус, но и умение невесты творить красоту.
Внесение эстетических элементов в организацию трудовой деятельности, в условия ее осуществления и, главное, в результат - продукт труда - имеет большое значение в трудовом воспитании подрастающего поколения.
Русская народная педагогика много внимания уделяла и уделяет формированию эстетического отношения к человеческим взаимоотношениям, поступкам. Народ учил свою молодежь оценивать человеческие поступки не только с точки зрения их нравственной ценности, но и эстетической.
Итак, ретроспективный анализ проблемы эстетического воспитания в структуре гармоничного развития личности свидетельствует о том, что ее решению во все времена, начиная с античности и до наших дней, уделялось и уделяется особое внимание.
На современном этапе развития теории и практики эстетического воспитания насущной потребностью общества становится познание того, как и какими путями фольклор влияет на сознание человека, как оно становится достоянием его личного опыта, т.е. главным ориентиром становятся пути и возможности формирования личности посредством русского фольклора.
Погружая детей в доступные и близкие им бытовые и социальные отношения, в мир прекрасного, народная педагогика исподволь вводила их в сложный мир человеческих взаимоотношений, где неизбежны столкновения добра и зла, правды и кривды, любви и ненависти, безобразного и прекрасного. Не отступать перед трудностями, активно бороться за добро, красоту и справедливость учат вступающего в жизнь человека. Знание и правильное использование русских фольклорных произведений учителями, воспитателями, родителями и другими поможет им лучше выполнить задачи эстетического воспитания подрастающего поколения, стоящие перед школой, семьей и обществом.
Категория: Русский язык, литература | Добавил: Ди
Просмотров: 1308 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА