Суббота, 20:38 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Статья на тему: "Реализация требований ФГОС ООО на уроках русского языка"
[ Скачать с сервера (746.9Kb) ] 16.06.2014, 19:14
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Костенская средняя общеобразовательная школа»

Реализация требований ФГОС ООО на уроках русского языка

Выполнила:
учитель русского языка и литературы
Кочкина А.В.

Костенки 2014

Модернизация российского образования ставит перед учителем задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, которые помогут школьнику стать полноценной личностью, способной делать осознанный и ответственный выбор.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится организация процесса самостоятельного овладения детьми новых знаний, необходимых в решении учебно-практических и жизненных проблем. Сам учитель при этом должен стать лишь сопровождающим, который направляет познавательную деятельность обучающихся в нужное русло.
Сегодня мы сталкиваемся с трудностями, обусловленными низкой мотивацией детей на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешить этот вопрос призвано использование средств формирования универсальных учебных действий на уроке. И здесь особенно хотелось бы отметить, что русский язык является не только учебным предметом школьной образовательной программы, но и средством обучения другим дисциплинам. В этом аспекте применение учителем-словесником различных средств формирования УУД становится особенно значимым.
Но прежде чем продолжить разговор об уроке, построенном с учетом ФГОС второго поколения, необходимо напомнить, что же такое УУД, на какие группы делятся универсальные учебные действия.
Слайд №1. УУД - это совокупность общеучебных способов действия, обеспечивающих организацию процесса самостоятельного усвоения новых знаний и умений (компетенций).
Слайд№2,3. Группы УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений), регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат), познавательные (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями), личностные (ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях).
Слайд №4.
Известно, что формирование умений, способностей, личностных качеств возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский). При этом формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) проходит через следующие этапы:

 первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
 освоение общих способов выполнения этого УУД;
 включение УУД в практику изучения разных дисциплин, организация самоконтроля;
 системное практическое использование УУД в образовательной практике (как на уроках, так и во внеурочной деятельности).
Слайд №5.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке.
На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику. В процессе такой систематической работы на уроке формируются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. На таком уроке обучающиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.
Подобные приемы активизируют мыслительную деятельность обучающихся и в общем способствуют формированию различных компетенций (знаний, умений, навыков).

В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы. Группы могут создаваться как по желанию учащихся, так и самим учителем. Смысл данной работы состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. При этом внутри группы учащиеся будут одобрять, поддерживать члена своей команды. Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.
Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем становится контролером, а контролер – исполнителем.
Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля.
Проектная и исследовательской деятельность - действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД. Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость, широко охватывают предметные и метапредметные связи.

Интеграция выше названных средств позволит повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности. Однако следует особое внимание уделить внимание тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, - этот постулат неоспорим.
Категория: Русский язык, литература | Добавил: Anjuta13 | Теги: УУД, урок русского языка, ФГОС II поколения
Просмотров: 1920 | Загрузок: 137 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА