Суббота, 04:02 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Разработка урока русского языка в 6 классе "Глагол.Повторение"
[ Скачать с сервера (356.6Kb) ] 08.10.2013, 16:24
Повторение изученного по теме "Глагол" в 6-м классе
Задачи:
- повторение и обобщение материала по теме «Глагол»
Цели:
• продолжить развитие у детей орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола и его роль в тексте;
• воспитывать у шестиклассников любовь к родному языку и красоте родной природы.
Ход урока
- Ребята, сегодня на уроке мы должны вспомнить все то, что изучили в этом году нового о глаголе, а также вспомнить и закрепить в памяти уже известную вам информацию об этой части речи. Давайте вспомним определение глагола?
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Они изменяются по временам, по лицам и числам. В предложении обычно являются сказуемыми.
- Это общая информация. С какими характеристиками глагола вы познакомились в этом году?
Глаголы бывают переходными и непереходными. Глаголы, которые сочетаются с существительными, числительными или местоимениями в В.п. без предлога называются переходными, все остальные глаголы непереходные. Глаголы бывают разноспрягаемыми (имеющими окончания разных спряжений от одной исходной формы), безличным (они обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица). Кроме того глагол имеет наклонение: условное, повелительное и изъявительное.
- Ну вот мы и вспомнили основную информацию о глаголе. Теперь давайте закрепим все на практике! Внимание на тексты перед вами (раздаточный материал на парту) и на интерактивной доске.
Ольха
Апрель – это месяц весенних первоцветов. Днем сильно греет лучистое солнце, торопливо бегут ручьи. А ночью земля стынет. Посветлели кроны ольхи. На них видно много сережек. Они всю зиму висели на растениях и заметно выросли за теплые весенние дни. Ольха из деревьев зацветает первой. Длинные сережки ее покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Пыльца очень легкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния. В шишечках находятся семена, созревают они только осенью и долго остаются на дереве, осыпаются только в конце зимы. Ольху встретишь во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах. Ольху очень ценят врачи. Ее шишечки, кору и листья с успехом применяют в медицине.
(По И.Балбышеву)
– К какому типу речи относится текст? (Описание.)
2. Проследите, как с помощью глаголов описывается ольха. Выпишем глаголы и определим вид и время.
Посветлели, висели, выросли, зацветает, покачиваются, поднимаются, держатся, переносится, созревают, остаются, осыпаются.
Дети выполняют в тетрадях, один ученик у доски «вытягивает» из текста глаголы и определяет вид и время.
3.
- Давайте выпишем 2-ое предложение из текста для синтаксического разбора.
Днем сильно греет лучистое солнце, торопливо бегут ручьи.
В тетрадях и к доске выходит еще один ученик и делает синтаксический разбор!
4. Ребята, вернемся к глаголам записанного предложения и определим спряжение.
– А как мы определяем спряжение глагола? (правило)
Греет – 1 спряжение (греть)
Бегут – разноспрягаемый глагол (докажите почему)
– А какие глаголы называются разноспрягаемыми?
5. Какая орфограмма есть в словах – колешь, пилишь? (У глаголов 2 лица единственного числа на конце после шипящих пишу мягкий знак.)
7. В тексте найдите предложение, в котором есть глагол с данной орфограммой.
Ольху встретишь…
Работа у доски
Сделаем морфологический разбор этого глагола.
встретишь – глагол
а) что сделаешь? Встретишь
начальная форма – встретить
б) постоянные признаки
• совершенного вида, переходный, 2 спряжения;
• непостоянные признаки: изъявительное наклонение, 2 лицо, единственное число, невозвратное.
в) что сделаешь? Встретишь
– Итак, этот глагол изъявительного наклонения. Какие глаголы мы относим или считаем глаголами изъявительного наклонения?
– А как мы это узнали?
– А какие наклонения вы еще знаете? (Повелительное, условное.)
Поставьте этот глагол в форме:
условного наклонения
встретил бы повелительного наклонения
встреть, встретьте
– Что обозначают глаголы условного и повелительного наклонения?
– Что характерно для этих глаголов?
Работа в тетради
10. Ребята, вернемся к глаголу покачиваются и разберем по составу
Покачиваются (проверочное слово – качка)
11. Объясните, почему пишем суффикс ива.
Если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на ываю – (иваю), то в неопределенной форме и в прошедшем времени надо писать суффикс ыва-ива.
Если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на -ую,(юю), то в неопределенной форме и в прошедшем времени надо писать суффикс ова – ева.
Итак, докажем ваши теоретические знания на практике. (Работа с карточками.)
Вставить пропущенные буквы в следующих словах (показываю карточки):
опазд …вать
чувств … вать
бал … вать
оправд … вать потч … вать
затраг … вать
досад … вать
ноч … вать бесед … вать
заигр … вать
треб … вать
Рефлекия
Категория: Русский язык, литература | Добавил: Дареныш
Просмотров: 1849 | Загрузок: 182 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА