Среда, 05:10 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Рабочая программа по литературе. 6 класс.
[ Скачать с сервера (290.5Kb) ] 14.12.2014, 16:23

Рабочая программа по литературе. 6 класс.

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы»./ Авт.-сост,: Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – 4-е изд, исп. и доп. – М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008 г., учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10» на 2014-2015 учебный год и рассчитана на преподавание по учебнику «Литература 6 класс» в 2–х частях Г.С.Меркин С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.- М: «Русское слово», 2007 г.

При составлении данной рабочей программы были учтены Закон «Об образовании» ст. 9. п. 2, государственные образовательные стандарты (сборник нормативных документов/ сот. Э. Д. Днепров. А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007г.)

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную запискукалендарно-содержательное планирование;требования к уровню подготовки учащихся..

Общая характеристика учебного предмета

Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия. В содержание программы входят литературные произведения и историко - литературные явления от древнерусской литературы до второй половины XX века включительно.

Содержание литературных произведений учитывает эстетическую и воспитательную роль предлагаемых для изучения текстов, имеет концентрическую форму.

Отличительной особенностью изучения литературы является то, что совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте осуществляется с помощью: использования понятий языка литературоведения, выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирования умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Контроль достижения обучающимися уровня государственного стандарта осуществляется в виде текущего и итогового контроля в форме тестирования, итогового тестирования, контрольных работ, защиты рефератов, сочинений, исследовательских проектов.

Цели обучения на базовом уровне

Изучение литературы на базовом уровне среднего (пол​ного) общего образования направлено на достижение сле​дующих целей:

·​ воспитание духовно развитой личности, готовой к самопо​знанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

·​ формирование гуманистического мировоззрения, нацио​нального самосознания, гражданской позиции, чувства патрио​тизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечествен​ной культуры;

·​ развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия худо​жественного текста, понимания авторской позиции, историче​ской и эстетической обусловленности литературного процес​са; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

·​ освоение текстов художественных произведений в един​стве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

·​ совершенствование умений анализа и интерпретации ли​тературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений раз​личных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Курс литературы в 6 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействуют появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 6 классе – 70 часов. Учебный план МБОУ «СОШ № 10» ЕМР предусматривает изучение литературы в объеме 2-х часов в неделю, 70 часов.

В планировании соблюдены вес требования Федерального компонента государственного стандарта общего образования, а также обязательного минимума содержания общего образования по речеведению (образовательная область «Филология»).

Ученик должен знать:

— авторов и содержание изученных художественных произведений;

— основные теоретические понятия, в первую очередь связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог и др.);

уметь:

- правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

-выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть;

-анализировать изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

- определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

- обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

- выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

- составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

- объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом
учебника;

-владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

- письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

- выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы

и умозаключения:

- высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выбо​рочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Анализ и интерпретация произведений.

Составление планов и написание отзывов о произведений.

Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Содержание

Введение (1ч.) Литература как искусство слова. «В дорогу зовущие». Писатели – создатели, хранители и любители книги. Книга и ее роль в жизни человека. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино). Развитие умений работы с учебником литературы (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.). Из греческой мифологии(1ч.)

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор Авгия», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Теория литературы: мифологический сюжет.

Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия.

Связь с другими искусствами: произведения живописи, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве. Из устного народного творчества. Малые жанры фольклора.(3ч.)

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни. Пословицы и поговорки. Загадки. Русский фольклор.

Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.

Теория литературы: малые жанры фольклора

.Развитие речи: развёрнутый ответ на вопрос «В чём красота и мудрость русских обрядов?».

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино.

Краеведение: сказки о богатырях в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: запись произведений фольклора своей местности. Из древнерусской литературы(2ч.)

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение народных идеалов в летописи. «Основание Киева». «Сказание о Кожемяке». Повесть как исторический и литературный памятник Древней Руси. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.

Теория литературы: летопись, древнерусская повесть; автор и герой.

Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся

Краеведение: исторические события края в памятниках древнерусской литературы.

Из л и т е р а т у р ы XVIII века( 4ч.)

И.А.Крылов. Самообразование поэта. Басня «Волк на псарне» - Выражение народного духа и народной мудрости.

Внеклассное чтение. Русские басни. И.И.Дмитриев «Муха». Противопоставление труда и безделья.

Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

Развитие речи: выразительное чтение.

Из литературы XIX века (27ч.)

А.С.Пушкин. (7ч.) «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы..Цикл «Повести Белкина».«Выстрел». Своеобразие главного героя повести. Мысль названия произведения Пародирование романтических тем и мотивов. «Дубровский». Изображение русского барства. Конфликт Дубровского и Троекурова. Протест В. Дубровского против беззакония и несправедливости. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям. Роль эпизода в повести. Эпитет, метафора, композиция.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, сочинение-рассуждение..

Связь с другими искусствами: конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве.

Краеведение: литературная викторина «Места, где побывали лицейские друзья А.С. Пушкина».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с Пушкиным»

М. Ю. Лермонтов.(3ч.) Антитеза как основной композиционный прием в стихотворении «Листок». «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.

Теория литературы: двусложные и трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.

Краеведение: М.Ю.Лермонтов и Кавказ.

Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов. Н.В.Гоголь. (1ч.) «Вечера на хуторе близ Диканьки»Темы и проблематика повести, центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые цены и их значение в сюжете и фабуле: связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы. речь). Своеобразие стиля.

Теория литературы: типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

Развитие речи:различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбop музыкальных фрагментов к отдельным сцепам и эпизодам.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Украинскими дорогами Н.В. Гоголя»

А.В.Кольцов. (2ч.) Слово о поэте. «Песня пахаря». Поэтизация крестьянского труда в лирике Кольцова. Своеобразие жанра песни. Фольклорная образность.

И.С.Тургенев (1ч.)Тема любви в лирике: «В дороге». «Записки охотника». творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказов: «Бежин луг», служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе «Бирюк». Авторская позиция и способы ее проявления в рассказе «В дороге».

Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самодеятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения

А.К.Толстой. (2ч.) Слово о писателе. Баллада « Василий Шибанов». Образ Ивана Грозного. Тема Преданности и предательства.

Теория литературы: баллада

Развитие речи: сложный план, цитатный план.

Н.А.Некрасов.(5ч.) Гражданская позиция II.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Н.А.Некрасов «Железная дорога». Картины подневольного труда. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых две​рей...».Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве поэта.Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет,диалог,строфа.Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; I I.A. Некрасов и художники-передвижники.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники-передвижники».

Н.С.Лесков (2ч.) Краткие сведения о писателе. «Левша». Изображение народа и царской власти. Особенности языка сказа.Теория литературы: сказ, художественная деталь, портрет и характер.Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Я думаю, что я поступил бы...»

А.П.Чехов. (3ч.) Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий », «Лошадиная фамилия»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма) Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма.

Из зарубежной литературы

П.МЕРИМЕ. Жанр новеллы в зарубежной литературе. П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Характер как двигатель сюжета. Своеобразие главного героя

Из литературы XX века (25ч.)

В.В.Маяковский.(2ч.) Слово о поэте. Лирика поэта. «Хорошее отношение к лошадям». Художественное новаторство поэзии Маяковского, словотворчество.

С.А.Есенин.(2ч.) Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Песнь о собаке». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов/Л. Есенина.

Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер

Зарубежные писатели о животных.

Джек Лондон. (3ч.) Слово о писателе. Повесть «Белый клык». Мир человека и мир природы в повести.Искусство автора в изображении животных. Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.

А.П.Платонов.(2ч.). Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни.

«Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»

Александр Грин (2ч.) Слово о писателе. Повесть «Алые паруса».Торжество мира романтической мечты.Нравственный максимализм и душевная чистота.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX векаСтихотворения Полонского «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри - какая мгла…», Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист», «Чудный град..», Толстого «Где гнутся над омутом лозы…»).

А.А. Блок. «Та» неба осветленный край...», «Снег да снег...»',

Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...»,

«Что в .жизнимне всего милей...»;

А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;

БЛ. Пастернак. «После дождя»;

Н.А. Заболоцкий. « Утро», «Подмосковные рогци»;

А.Т.Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;

А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов — по выбору.

М.М.Пришвин.(4ч.) Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»; родная природа в изображении писателя: воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы развитие представлений).

Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа. Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.

Н.М.Рубцов.(1ч.) Краткие сведения о поэте. Стихотворение « Листья осенние», «В горнице». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.

Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

В.Распутин.(3ч.) «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени.

О Генри. (1ч.) Слово о писателе. Рассказ «Дары волхвов». Смысл названия рассказа. Любовь как дар, жертвенная сущность любви.

Развитие речи: рассказ от другого лица.

Из поэзи и о В ел и к о й Отечественной войне. Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. А х м ат о в а . «Мужество», «Победа»:С.С.Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Си м о н о в. «Жди меня, и я вернусь... »; Р.1 \ Га м з а г о в.«Журавли Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».

Лирика Г.Тукая (стихотворения «Родная деревня», «Книга») и К.Кулиева (стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…»).

Теория. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов

Для заучивания наизусть

А.С. Пушкин. «Зимнее утро ».

М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор. II.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревен​ская. ..»

С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор. Н.М. Рубцов. Одностихотворение — на выбор. Стихотворение о Великой Отечественной войне - на выбор.

Для домашнего чтения

Из устного народного творчества

Сказки: «Два Ивана — солдатских сына», «Каша из топора». Из древнерусской литературы

«Подвиг юноши Кожемяки», из «Сказаний о Святославе». Из литературы XIX века

И.А.Крылов. «Две бочки», «Любопытный», «Листы иКорни», «Демьянова уха».

В.А. Жуковский. «Кубок».

А.С. Пушкин. «Еще дуют холодные ветры...»

М.Ю. Лермонтов «Три пальмы», «На севере диком...:»,«Утес», «Пленный рыцарь».

Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился ИванИванович с Иваном Никифоровичем».

11.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос».

Н.С. Лесков. « Человек на часах»,

А.П. Чехов. «Жалобная книга». Из литературы XX века

И.А. Бунин. «Нет солнца, но светлы пруды...», «На высоте, на снеговой вершине...», «Тропами потаенными...».

В.К. Ж е л е з н и к о в. « Чучело».

Р.П. Погодин. «Время говорит — пора», «Зеленый попугай».

А.Г. Алексин. «Домашнее сочинение», « Три мушкетера в одном купе

Список литературы для учителя:

1.​ Русские писатели. Биобиблиографический словарь. В 2 частях. П.А .Николаева. Москва, «Просвещение», 1990

1.​ Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2013

1.​ Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С.Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2009

1.​ Развивайте дар слова. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. Москва, «Просвещение», 2012

1.​ Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 2011

1.​ Конспекты уроков литературы. Русская литература 19 в. Москва, «Владос», 2000

7. Методические пособия, критические статьи в книгах по методике литературы, в журналах и газете «Первое сентября» («Литература»

8. Н.В.Егорова Поурочные разработки по русской литературе 6 класс. – М.: «Вако», 2008

для учащихся:

1. Энциклопедия для детей. Аванта + Русская литература том 9, часть 1.- М.: Аванта, 2010

2. П.Э.Лион, Н.М.Лохова Литература для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2012

3. Литература в таблицах и схемах.М. Мещерякова.Москва,»Айрис»,2007

Учебно - тематическое планирование

 

Далее смотреть архив материала


 

 

Категория: Русский язык, литература | Добавил: tatyana_arkadyevna
Просмотров: 601 | Загрузок: 70 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА