Среда, 11:29 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

"Буквы О – Е после шипящих и Ц в корне, суффиксе и окончании имени существительного" Урок – закрепление 5 класс
25.04.2013, 20:19
На данном уроке реализуется ряд общедидактических принципов. Принцип научности: языковые явления преподнесены с точки зрения современного состояния лингвистической науки, отсутствуют противоречия между ними. Полученные знания сведены в систему: происходит закрепление орфограммы «О-Е после шипящих и Ц в различных частях слова». При закреплении орфограммы есть опора на пройденное, т.е. вспоминается состав слова; правописание непроизносимых и безударных гласных и согласных в корне слова (комментированное письмо). При объяснении орфограммы вводятся пропедевтически понятия сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. Материал подобран с учетом его доступности для детей 5 класса. Также реализуется принцип применения на письме правила и развитие речи учащихся (в виде ответов и сочинений-миниатюр). Двум учащимся, учитывая их индивидуальные особенности, дается отдельная тема для сочинения. Принцип наглядности реализован в виде надписей, картин, записи на доске, распределения слов по столбикам и графического выделения орфограмм в тетради. Чередование разнообразных заданий, разборов направлено на повышение заинтересованности, сознательности и активности в повторении темы. Прочность знаний закрепляется системой повторений, связью между языковыми явлениями, заданиями по данной теме.

Буквы О – Е после шипящих и Ц в корне, суффиксе и окончании имени существительного
Урок – закрепление
5 класс

Цели:
- Обучающие: - закрепление изученной орфограммы;
- закрепление навыков рецензирования ответов товарищей.
- Развивающие: - развитие речи учащихся с использованием лексического
материала по теме «Мама»;
- развивать чувство уважения к женщине, матери, ответственности
перед ней;
- Воспитывающие: - воспитывать любовь, уважение к родителям, взаимопонимание
между детьми и родителями.
Оборудование:
1. Учебник «Русский язык: для 5 кл. общеобр. учреждений» / М.Т.Баранов и др.
2. Изречения великих людей о женщине, матери, развешанные по стенам класса
3. Изображения женщины в поле, на заводе, воспитывающей детей и т. д.
4. Запись на доске:
Женское сердце бескорыстно в заботах о ближних своих, о детях, о любимом, о всех родных и подчас едва знакомых людях.

План.
1. Организационный момент
2. Работа с текстом
3. Выборочный диктант
4. Комментированное письмо
5. Синтаксический разбор
6. Объяснение пунктограммы
7. Морфологический разбор
8. Распределительный диктант
9. Слово учителя.
10. Развитие речи с грамматическим заданием
11. Проверка
12. Объяснение домашнего задания.
13. Подведение итогов урока.

Ход урока.
1.Оргмомент
2. Работа с текстом.
Прочитайте внимательно текст. Определите основную мысль текста, его тип и стиль.
Мама… Сколько вызывает трепета в сердце любого человека, существа звуки этого маленького слова! С детства мы видим милое, нежное лицо самого дорогого и близкого человека. Оно покрыто румянцем, глаза светятся добротой, лаской. Она всей душой любит и оберегает нас. Открыв глаза, маленький человечек тянется ручонками к своей прекрасной волшебнице. С ней уютно и тепло; ее легкий шепот успокаивает; она устраняет все ненужные шорохи; она кормит кашей и с беспокойством глядит за парой неуверенных ножек, спешащих по дорожке. Она терпелива, нежна, прекрасна и, главное, любима нами. Она – наше маленькое солнце во тьме; она – бережок, куда прячутся корабли от буйных волн, она – наша жизнь, наше убежище, наше счастье. Она – ВСЕ.

- Какие признаки свойственны этому типу текста?

3. Выборочный диктант
Выпишите из текста существительные, в корне, суффиксе, окончании которых пишется О- Е после шипящих и Ц. Объясните графически их написание.

- Сделайте морфемный разбор слова УБЕЖИЩЕ

4. Комментированное письмо.
Запишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Кто выше и доблестнее женщины? Она мать, сестра, жена, бабушка, трудяга. Еще заволакивает ночной тучей небосклон, еще метет над землей снеж…к и хлещет дождь – она уже на ногах. Её румяное лиц… встречает вас с утра, она уже напекла лепеш…к и первый кусоч…к отдает своим детям.
Женщина! Она кормит семью, кормит страну, кормит народ.

5. Синтаксический разбор.
Женское сердце бескорыстно в заботах о ближних своих, о детях, о любимом, о
всех родных и подчас едва знакомых людях (делает ученик на доске во время
выполнения комментированного письма)
- Учащиеся задают вопросы и рецензируют ответ товарища.

6. Объяснение пунктограммы. (В это время ученик делает морфологический разбор
слова БЕРЕЖОК)
А) Бессильные ручонки тянулись к лицу женщины, ребенок искал в ней мать.
Б) На поле боя солдат глядел в небо и вспоминал шепот молитвы матери.
В) Жесткая рука матери казалась ему шёлком, бархатом.
Г) Когда бабушка одевала новое пальтецо вместо старого зипуна, внук застывал в
изумлении.
Д) Хотя я редко бывал дома, но ласковые руки матери и аромат ее лепешек
сопровождали меня на всех тропах моей неспокойной жизни.

7. Морфологический разбор слова БЕРЕЖОК.
- Вопросы и рецензирование ответа.

8. Распределительный диктант.
Распределите существительные с изучаемой орфограммой в зависимости от того, в
какой части слова она находится.

В корне В суффиксе В окончании


Ласковый шепот, детская ручонка, милое лицо, букет ромашек, нежное сердце, платье из шелка, топот ножек, солнце в доме, торт из шоколада, сладкий пирожок, любить душой, варенье из вишен.

9. Слово учителя.
Мама для нас самый родной, близкий человек. В трудные минуты мы бежим к ней, чтобы она защитила нас от бури. В часы радости нам хочется с ней поделиться своим счастьем.
Но всегда ли так происходит? Дети порою бывают неблагодарны, черствы, они забывают мать и отца, бросая бедных стариков одних, на попечение государства. А сколько родителей отрекается от своих детей? Они вызывают недоверие, отчуждение в своих детях.

• Как вы думаете, почему это происходит?
• Что нужно сделать, чтобы этого не было в нашей жизни?
• Как вы относитесь к своим родителям?
10. Написание мини-сочинения.
А теперь напишите небольшое сочинение «Как нужно относится к своим маме и папе?» Постарайтесь использовать в своем тексте слова с изучаемой орфограммой.
Индивидуальное задание 1-2 учащимся «Моя мама – солнышко в доме».

11. Работа над сочинением и его проверка. Чтение нескольких сочинений.

12. Объяснение домашнего задания.

13. Подведение итогов урока.
Категория: Русский язык, литература | Добавил: NeTa | Теги: о-е после шипящих, урок в 5 классе
Просмотров: 1357 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/3
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА