Четверг, 04:31 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 11 классов
[ Скачать с сервера (127.5Kb) ] 26.02.2013, 12:43
Министерство образования и науки РТ

Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования Елабужского муниципального района»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10» Елабужского муниципального района

Программа элективного курса по русскому языку

для учащихся 11 классов

«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
(35 часов)

Разработана учителем русского языка высшей квалификационной категории Герасимовой Т.А.

Елабуга, 2013

Пояснительная записка

Программа элективного курса рассчитана на учащихся одиннадцатых классов.
Цель курса:
повысить интерес к гуманитарному образованию, реализовать интерес к данному предмету, быстро и эффективно повторить весь курс русского языка, пройденный в основной школе и подготовить учащихся к ЕГЭ, способствовать формированию навыков работы со справочной литературой, развивать навыки исследовательской работы.
Задачи курса:
 обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс (5 -9 классы) согласно новым требованиям экзаменационных тестов;
 корректировать умения каждого ученика при работе с КИМами;
 подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ;
 развивать познавательную деятельность в работе над незнакомым материалом или трудным заданием;
 выработать навыки объективно обосновывать свои суждения, опираясь на жизненный опыт или литературный материал;
 целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся;
 формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод;
 учить любой диалог вести этически корректно.
 проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
 проводить лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
 оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
 создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
 формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста;
 формулировать позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором прочитанного текста;
 аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Вид элективного курса предметно-ориентированный. Предполагаемый курс подготовки к ЕГЭ позволит снять эмоциональное напряжение учащихся на экзамене, так как они будут иметь возможность более тщательно готовиться к экзаменационным испытаниям. В работу курса включены тестовые задания КИМов. Структура: 30заданий с выбором ответа из 4предложений,8заданий открытого текста, требующих краткого ответа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста Тесты ЕГЭ имеют сложную структуру, кроме орфографических и синтаксических заданий, они содержат задания по теории языка, требуют знаний по различным разделам языкознания - от фонетики до текста. Отдельным блоком ЕГЭ является задание, связанное с конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, а также создавать свой текст на основе данного.
Подготовка к тестированию требует особого подхода. Прежде всего, это постепенное повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов.
Наряду с тестированием пишется сочинение-рассуждение. На занятиях курсов речь пойдёт и о том, как лучше подготовиться к нему.
Важно воспринимать язык не как свод правил, а как живой организм, систему, которую надо постараться почувствовать, понять, в которой надо разобраться.
Форма организации работы учащихся в рамках данного элективного курса - практические занятия, на которых учащиеся повторяют все разделы лингвистики; тренировка в выполнении разных тестов. Кроме того, предусмотрены практикумы творческого плана: интерпретация и рецензирование научного и публицистического текстов, что должно стать надёжной основой речевой и коммуникативной компетентности ученика. Важно организовать исследовательскую и проектную деятельность обучающихся.
Программа рассчитана на 35 часов.
Требования к уровню освоения содержания курса:
На занятиях курса предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
1.Справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)
2.Тренировочный (тестовые задания)
3.Контролирующий (тесты, сочинения-рассуждения)

Содержание программы

Фонетика и орфоэпия
Основные орфоэпические (произношение, ударение) нормы речи.
Лексика и фразеология
Лексические нормы употребления слова. Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, архаизмы, историзмы, индивидуально-авторские слова, диалектизмы, жаргонизмы. Фразеологические обороты. Лексический анализ.
Морфология
Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Морфологический анализ слова
Морфемика и словообразование
Значимые части слова. Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова.
Синтаксис
Словосочетание. Типы связи в словосочетании и предложении. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Синтаксический анализ простого предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Осложненное простое предложение. Обособленные члены предложения. Сложное предложение. Смысловые отношения между частями сложного предложения. Виды сложного предложения. Синтаксический анализ сложного предложения.
Орфография
Орфограмма. Правописание приставок.( Орфограммы № 10, 11, 29). Буквы И, Ы после приставок (Орфограмма №28). Правописание пол-, полу - со словами. Соединительные гласные 0,Е в сложных словах (Орфограмма №30) Правописание корней: проверяемые и непроверяемые орфограммы в корнях, правописание Ъ и Ь знаков. Употребление Ь знака с разными частями речи. (Орфограммы №1,2,3,4,5,6,8,9), корни с чередованием (Орфограммы.№12,13,26,27,24). 0,Е после шипящих в корне слов (Орфограмма №14).И, Ы после Ц (№15). Правописание большой буквы в словах (Орфограмма№16). Правописание частицы НЕ с разными частями речи (Орфограммы №21,32,36,43,51,56,57). Перенос слов. Слитно, раздельно или дефис (Орфограммы №40,44,45,46,64- 67,68,69). Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи .
Пунктуация
Знаки препинания при однородных членах предложения. Знаки препинания при вводных словах и конструкциях. Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами. Знаки препинания в сложном предложении. Тире в простом и сложном предложении. Двоеточие в простом и сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи. Пунктуационный анализ. Трудные вопросы постановки знаков препинания. Цитирование. Синтаксические синонимы и их роль для создания выразительности речи. Лингвостилистический анализ текста.
Речь. Текст
Текст. Последовательность предложений в тексте. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Морфологические и синтаксические нормы. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Стили речи, их основные особенности: назначение и сфера применения, стилевые черты. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Разновидности смешанного типа речи. Тема, идея, форма текста.
Речь. Языковые нормы
Средства связи предложений в тексте. Формула текста (совокупность лексических и стилистических средств текста) Практика. Анализ заданий из КИМов.
Выразительность русской речи

Выразительные средства грамматики. Грамматическая синонимия. Лексическая стилистика:
Выразительные средства грамматики. Грамматическая синонимия . Лексическая стилистика:
смысловые единицы речи, лексические и фразеологические образные средства речи. Тропы и стилистические фигуры.

Развитие речи. Сочинение

Сочинение проблемного характера. Сочинение - рассуждение (часть С).
Раздел программы № занятия Тема занятия задачи Задания КИМов ЕГЭ 2012-2013.
Введение. 1 Цели и задачи изучаемого курса. Требования к учащимся. Знакомство с тестовыми материалами (демоверсии). Обучение заполнению бланков ЕГЭ. Дать представление о структуре ЕГЭ. Рассмотрение тем курса, знакомство со структурой ЕГЭ, порядком проведения экзамена, регистрационными бланками.
Фонетика и орфоэпия 2 Орфоэпические нормы. Соблюдение основных орфоэпических норм русского литературного языка. А-1
Лексика и фразеология 3 Лексические нормы употребления слова. Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, контекстные синонимы, антонимы. Фразеологические обороты Лексический анализ. Знать о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологических оборотах .Уметь оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского литературного языка, уметь проводить лексический анализ слов. А-2, А-12, А-30
Морфология 4 Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Морфологический анализ слова. Знать о самостоятельных и служебных частях речи. Уметь оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка; определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам; объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова. А-2, А-11, А-19, В-2,В-7
Морфемика и словообразование 5 Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова. Знать о значимых частях слова. Уметь определять основные способы образования слов. А-17 В-1,
Синтаксис 6 Словосочетание. Типы связи в словосочетании и предложении. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Синтаксический анализ простого предложения. Работа с текстом. Знать об основных способах связи в словосочетании: согласовании, управлении, примыкании. Уметь оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка, определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам. А-6, А-9, В-3, В-4, В-5, С-1
7 Двусоставные и односоставные предложения. Осложненное простое предложение. Обособленные члены предложения. Работа с текстом. Знать о двусоставных и односоставных предложениях, осложненном простом предложении, обособленных членах предложения. Уметь проводить синтаксический анализ предложения и словосочетания. А-4,А-6,А-21,В-3, В-4, В-5, С-1
8 Сложное предложение. Смысловые отношения между частями сложного предложения. Виды сложного предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Работа с текстом. Знать о сложном предложении, видах сложного предложения. Уметь проводить синтаксический анализ сложных предложений. А-4, А-21, А-24,А-25,А-2, В-6 С-1
Орфография 9 Орфограмма. Правописание приставок. Буквы И, Ы после приставок. Правописание пол-, полу - со словами. Соединительные гласные 0,Е в сложных словах. Работа с мини-текстом. Знать о правописании приставок, пол-, полу - со словами, соединительных гласных 0,Е в сложных словах . Уметь проводить орфографический разбор слова, применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания. А-15, А-19, С-1
10 Правописание корней: проверяемые и непроверяемые орфограммы в корнях, правописание Ъ и Ь знаков. Употребление Ь знака с разными частями речи., корни с чередованием работа с мини-текстом Знать о правописании корней, Ъ и Ь знаков. Обобщить знания по темам, уметь применять их в практике правописания. А-14, А-16, С-1
11 0,Е после шипящих в корне слова. И, Ы после Ц. Правописание большой буквы в словах . Правописание частицы НЕ с разными частями речи. Перенос слов. Слитно, раздельно или дефис. Знать о правописании частицы НЕ с разными частями речи,0,Е после шипящих в корне слова. Обобщить знания по темам, уметь применять их в практике правописания. А-14,А-18, С-1
12 Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи Работа с текстом (по выбору учителя) Знать о правописании суффиксов различных частей речи. Обобщить знания по темам, уметь применять их в практике правописания. А-13, А-17,В-1,
С-1
Пунктуация 13 Знаки препинания при однородных членах предложения .Знаки препинания при вводных словах и конструкциях. Работа с текстом (по выбору учителя) Знать об однородных членах предложения. Уметь проводить пунктуационный разбор предложений, применять знания в практике правописания. А-20, А-22, А-23,
С-1
14 Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями. приложениями, обстоятельствами Работа с текстом (по выбору учителя) Знать об обособленных определениях, приложениях, обстоятельствах. Уметь проводить пунктуационный разбор предложений, применять знания в практике правописания. А-21,С-1

15 Знаки препинания в сложном предложении. Тире в простом и сложном предложении. Двоеточие в простом и сложном предложении. Работа с текстом (по выбору учителя) Знать о постановке знаков препинания в сложном предложении. Уметь проводить пунктуационный разбор предложений, применять знания в практике правописания. А-10,А-24,С-1

16 Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи. Пунктуационный анализ. Работа с текстом (по выбору учителя) Знать о знаках препинания в сложном предложении с различными видами связи. Уметь проводить пунктуационный разбор предложений, применять знания в практике правописания. А-10.С-1

17 Трудные вопросы постановки знаков препинания. Цитирование. Синтаксические синонимы и их роль для создания выразительности речи. Работа с текстом (по выбору учителя) Знать о синтаксических синонимах и их роли для создания выразительности речи. Уметь проводить пунктуационный разбор предложений, применять знания в практике правописания. А-20, А-26, В-8,С-1

18 Итоговая контрольная работа. Лингвостилистический анализ текста. Контроль знаний по темам части А, Б, С. КИМы: А, В, С-1
Речь. Текст 19 Текст. Последовательность предложений в тексте. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Морфологические и синтаксические нормы. Работа с текстом (по выбору учителя) Уметь оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. А-3,А-4,А-5,А-7, А-8, С-1
20 Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Стили речи, их основные особенности: назначение и сфера применения, стилевые черты. Работа с текстом (по выбору учителя) Знать особенности стилей речи, уметь применять их на практике. А-7, А-27, А-28, А-29,С-1
21 Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Разновидности смешанного типа речи Работа с текстом (по выбору учителя) Знать особенности типов речи, уметь находить в тексте, применять на практике. А-7, А-27, А-28, С-1
22 Тема, идея, форма текста. Практическая работа с текстом. Знать определение типа текста по его речевым характеристикам, выявление основных стилевых черт в тексте. Анализ заданий из КИМов
Речь. Языковые нормы 23 Средства связи предложений в тексте. Формула текста (совокупность лексических и стилистических средств текста). Работа с текстом (по выбору учителя) Знать о средствах связи предложений в тексте. Уметь находить различные средства связи предложений в тексте. А-8
В-7
С-1
24 Практика. Анализ заданий из КИМов Работа с текстом (по выбору учителя) Проверка знаний А-7 ,А-8,А-27,А-28,В-7

Выразительность русской речи 25 Выразительные средства грамматики. Грамматическая синонимия. Работа с текстом (по выбору учителя) Знать о выразительных средствах грамматики. Уметь находить выразительные средства. А-30
В-8
С-1
26 Лексическая стилистика:
смысловые единицы речи, лексические и фразеологические образные средства речи. Работа с текстом (по выбору учителя) Знать о лексической стилистике. Уметь находить лексические и фразеологические образные средства. использовать их в собственных текстах. А-30
В-8
С-1

27 Тропы и стилистические фигуры. Работа с текстом (по выбору учителя) Знать о тропах и стилистических фигурах. Уметь находить в тексте тропы и фигуры речи. А-30, В-8 С-1

28 Практика нахождения в тексте лексических и стилистических средств образности. Работа с текстом (по выбору учителя) Уметь применять знания на практике. А-30,В-8
С-1

Развитие речи. Сочинение 29 Сочинение проблемного характера. Работа с текстами (по выбору учителя) Уметь использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка, уметь оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка. С-1

30 Сочинение -рассуждение. Работа с текстами (по выбору учителя) Формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод. С-1

31 Анализ публицистического текста. Работа с текстом (по выбору учителя) Совершенствование рецептивно¬ аналитических текстовых умений и навыков, формирование навыков выявления авторской позиции и оформления интерпретации произведения; С-1

32 Анализ художественного текста. Работа с текстом (по выбору учителя) Уметь находить проблему текста, формировать навыки выявления авторской позиции, приводить различные способы аргументации собственных мыслей. С-1
33-35 Итоговая контрольная работа. Тестирование (части А, Б). Сочинение - рассуждение (часть С). Проверка умений и навыков. КИМы: А, В, С-1



Список использованной литературы
1. Ковалёв Г.С., Капинос В.И. и др. ЕГЭ: Русский язык: КИМы Министерства образования Российской Федерации, М., « Просвещение», 2007
2. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. М.: «Вербум-М», 2009.
3. Цыбулько И.П., Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные материалы, создание текста. - 4-е изд., исправленное и дополненное. – Челябинск: Взгляд, 2010.- 283 стр.
4. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2011: учебно-методическое пособие. - Ростов на Дону: Легион, 2011
5. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. - М.: ВАКО, 2008
6. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2007;
7. Цыбулько И.П, Васильевых, Гостева Ю. Н. и др. ЕГЭ-2013. Русский язык. Типовые экзаменационные материалы. - М.: Национальное образование, 2012
Категория: Русский язык, литература | Добавил: tatyana_arkadyevna | Теги: ЕГЭ, программа, элективный курс, русский язык
Просмотров: 4366 | Загрузок: 272 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА