Среда, 11:30 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Подготовкка к написанию сочинения-рассуждения
[ Скачать с сервера (72.6Kb) ] 24.12.2013, 15:30
МБОУ «Гуменская средняя общеобразовательная школа»
Краснослободского муниципального района
Республики Мордовия

ТЕМА УРОКА
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения»

Подготовила: учитель русского языка и литературы
Горшкова Татьяна Викторовна

Обучающая цель: подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С).
Развивающая цель: стимулирование мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся, умение адекватно выражать свое отношение к каким-либо фактам, правильно подбирая аргументы.
Воспитывающая цель: способствовать духовному становлению личности, формированию её эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Оборудование: мультимедийная установка, ПК, раздаточный материал (текст).

Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя. Тема (СЛАЙД №1) сегодняшнего урока не является для вас новой. Учиться писать сочинение-рассуждение мы начали еще в 9 классе при подготовке к сдаче Государственной итоговой аттестации.
III. Критерии оценивания сочинения рассуждения. Мы с вами уже подробно изучили все критерии оценивания данной письменной работы и знаем, что (СЛАЙД №2)часть С – это задание открытого типа с развернутым ответом. Оно проверяет реальное состояние практических речевых умений, где оценивается и ряд коммуникативных умений и навыков: зрелость суждений при интерпретации текста; умение оформлять собственные высказывания; умение использовать средства выразительности; соблюдение норм литературного языка, в том числе орфографических и пунктуационных. Ваше сочинение должно быть (СЛАЙД №3) не менее 150 слов, но и не более 300. Наиболее оптимальным количеством, как вы помните, является 180-200 слов.
IV. План сочинения-рассуждения. Вспомните основные пункты плана сочинения-рассуждения, который мы составляли в 9 классе. Учащиеся: 1. Вступление. 2. Определение темы (проблемы) текста. 3. Выявление авторской позиции (с комментарием). 4. Позиция учащегося и ее аргументация. 5. Заключение. (СЛАЙД №4)
V. Знакомство с текстом. У вас у каждого на парте находится отрывок из книги известной французской журналистки Мадлен Риффо «В Северном Вьетнаме. Написано под бомбами». Она принимала участие в движении Сопротивления, награждена высшим военным крестом, премией Международной организацией журналистов. Прочитаем его (чтение текста учителем). (СЛАЙДЫ № 5,6,7)
(1) Мальчишка был с соседней улицы, со светлыми взлохмачен¬ными волосами. (2) Он всё время путался у нас под ногами. (3) Сами понимаете, никому и в голову не приходило дать ему оружие.
(4) Впрочем, у нас и у самих оружия не было... (5) Но в одно прекрасное утро малыш прибежал к нам с «лимонкой» на поясе. (6) И где он только её раздобыл?.. (7) Кто мог это знать ... (8) Два дня он дожидался случая бросить гранату.
(9) На третье утро он возвратился с задания: мы использовали его как связного... (10) Всю ночь шла стрельба. (11) Мы ожидали атаки. (12) Только что забрезжил рассвет, было холодно. (13) Ма¬лыш повалился на мешки с песком, из которых была сложена бар¬рикада, и уснул.
(14) Вдруг кто-то крикнул: «Тревога!» (15) Из-за угла прямо на нас мчался немецкий грузовик. (16) В слабом утреннем свете он показался нам огромным. (17) Тут-то мальчик и вытащил грана¬ту. (18) Военный грузовик мчался на нас. (19) Мы приготовились стрелять... (20) Именно в эту минуту малыш, очевидно, сорвал с гранаты кольцо, и тут, в смутном свете зари, мы увидели фран¬цузский флаг, выброшенный из окна машины. (21) Мы увидели, что в грузовике полным-полно наших товарищей с трёхцветными нарукавными повязками. (22) Наши товарищи отбили у немцев грузовик и теперь возвращались к нам, гордые своей победой, громко крича, чтобы мы сразу же опознали их.
(23) У малыша оставалось несколько секунд, чтобы швырнуть гранату. (24) Куда бы он её ни бросил, он неизбежно ранил бы сво¬их. (25) А наши ребята на ходу соскочили с грузовика и уже бежали к нам навстречу... (26) Кругом тоже были наши, и ещё были здесь женщины с той же улицы. (27) Они поднялись спозаранку и, вый¬дя из своих домов, принесли нам в кувшинах ячменный кофе... (28) А малыш стоял с гранатой в руке, с гранатой, уже освобождён¬ной от кольца, со своей первой гранатой...
(29) Никто не заметил взгляда малыша. (30) Поначалу вооб¬ще никто ничего не понял. (31) Никто не видел, как он припал к мешкам, стиснув гранату обеими ладонями, своими тёплыми дет¬скими ладонями, зажав её в руках, как птицу, как отравленный плод. (32) Чтобы спасти друзей, он прижал её к животу и клубоч¬ком свернулся среди мешков, как маленький зверёк, прячущий до¬бычу.... (33) И он не произнёс ни одного слова — просто сердце его разлетелось на мелкие кусочки. (34) Да, вот так просто. (35) А ци¬ферблат над витриной часовой мастерской в конце улицы всё так же светился бледным холодным светом, точно лунный диск... (36) Мальчик умер без крика, без слёз, никто даже не заметил, как это случилось...
(37) У нас не было времени для слёз. (38) Теперь на баррикады шли настоящие немецкие грузовики. (39) Какой-то предатель из петэновской милиции стрелял нам в спину. (40) Мы никак не мог¬ли обнаружить, из какого чердачного окна велась стрельба...
(41) Но малыш — это был настоящий человек.

- Какие чувства вызвал у вас этот отрывок? (Ответы учащихся)
VI. Работа с текстом по плану. В нашем плане мы начинаем писать сочинение-рассуждение с определения темы текста. Не забываем использовать уже известные вам так называемые фразы-клише, которые мы записали на прошлом уроке. Попробуем определить ее в данном отрывке. (Ответы учащихся)
- Вспомните определение проблемы текста. (Проблема — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования).
- Сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:
1) оценить объект проблемы;
2) определить проблему в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения). Это более простой путь. (СЛАЙД №8)
- Как бы вы определили проблему данного отрывка? (Объектом проблемы является война. Почему Малыш не выбросил гранату, мог ли он поступить иначе?)
- Теперь опираясь на текст вы должны прокомментировать данную проблему. Что это значит - прокомментировать? (СЛАЙД № 9)
- Комментируя проблему, вы можете прибегать к цитированию, но не стоит этим злоупотреблять, так как тогда текст будет похож на пересказанный. (Комментарий учащихся по тексту)
- После того, как вы прокомментировали проблему, необходимо выявить позицию автора. Не всегда она четко поставлена, но мнение автора текста так или иначе присутствует. (СЛАЙД №10, 11)
- Как выявить позицию автора? Если проблема текста формулируется в виде вопроса то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, надо ответить на следующие вопросы: Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую, конкретную, ситуацию, поступки героев?
- Как вы определяете позицию автора в данном тексте? (Ответы учащихся)
- Далее вы должны определить свою позицию, высказать собственное мнение по данной проблеме. (СЛАЙД № 12) Но непросто высказать свою точку зрения, вы должны привести не менее двух аргументов из вашего жизненного или читательского опыта, причем второе будет более правильным и весомым. При всем этом не следует забывать о том, что несогласие с точкой зрения автора требует определенного такта и подчеркнутой корректности. Опять вспоминаем наши фразы-клише: я не вполне согласен с позицией автора и считаю, что…, уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения на данную проблему..., с автором можно поспорить: автор прав в том, что… однако его мысль о…вызывает сомнение.
- Выскажите свою точку зрения на данную проблему? Постарайтесь привести в пример не менее двух аргументов. (Ответы учащихся)
- Вот мы и закончили анализировать текст. Если собрать все ваши ответы поэтапно, то получится сочинение-рассуждение по всем критериям оценивания.
VII. Подведение итогов урока (СЛАЙД №13). Но еще вам необходимо помнить о следующих пунктах: абзацное членение, недопущение фактических ошибок, старайтесь избегать тавтологии, делайте свою речь более выразительной, используя фразеологизмы, эпитеты, метафоры…
VIII. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по отрывку из книги М. Риффо.
Категория: Русский язык, литература | Добавил: tigrica
Просмотров: 924 | Загрузок: 90 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА