Вторник, 04:17 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Подготовка к изложению с элементами сочинения.А.Бенуа "Медный всадник"
05.02.2013, 13:01
Урок русского языка

Тема урока " Подготовка к изложению с элементом сочинения. Использование текстов петербурговедческой направленности на уроках русского языка. А.Бенуа "Медный всадник"

Учитель русского языка ГБОУ ЦО №633
Санкт-Петербурга
КАЧАН ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

Цели урока
Познавательная - развить знания о городе, в котором живёшь.
Развивающая - дополнить знания об истории родного города.
Воспитательная - привить любовь к культурному и историческому наследию своей страны.
Обучающая - развитие речи учащегося, обучение комплексному анализу текста, отработать и закрепить грамматические навыки учащихся.

Эпиграф: " Медный всадник". Мы все находимся в вибрации его меди". А.Блок
Ход урока:
- Сообщение темы, постановка цели и задач урока.
-Опрос дом.задания. Учащиеся получили задание по историко-литературному краеведению (автор памятника, история создания и др.)
-Чтение текста учителем.
-Комплексный анализ текста.
-Домашнее задание.
Слово учителя.
Трудно переоценить роль "Медного всадника в судьбах русского искусства. История и архитектура, искусствоведение и градостроительство, живопись и литература, кино и театр, музыка...
Всё втянуто в орбиту его притяжения. Пожалуй, невозможно найти вид искусства, который не воспользовался бы монументом Петра Великого для осмысления вечных тем.
Опрос домашнего задания.
1 этап анализа направлен на создание условий для восприятия художественного текста, развития воображения , осмысления содержания.
1. Текст прочитан. Какое настроение он передаёт? Какие картины возникают при чтении?
2. Определите тему текста и его основную мысль.
3.Выпишите ключевые слова из текста.
2 этап связан с осмыслением языковых средств создания художественного образа в тексте.
1. Найдите в тексте примеры художественных тропов (эпитет, сравнение, метафора,олицетворение)
2. Подумайте, какие ещё языковые средства помогают в создании образа монумента?
3. Как вы понимаете выражение:
- властная рука, жёсткая непреклонность, мудрое повеление.
4. Какие синонимы можно подобрать к словам?
Всадник, постамент, пьедестал...
Этимологическая страничка
Пъедестал - заимствовано в 19 веке из французского языка. Сложение слов pieole-нога, stallo - место, положение. Пъедестал - буквально - "место под ногами".
Разбор слов по составу: повелевать, непреклонность, венчает.
5. Определить лексическое значение слов:
- повелевать - иметь власть
- непреклонность- стойкость, твердость.
- венчает - возлагать венец или венок в знак возведения в какой-нибудь сан, присвоение высокого звания. Венчать на царство.
6.Подберите однокоренные слова: повелевать ( иметь власть), повеление (получить приказ), повелитель (человек, который повелевает, владыка).
Являются ли слова "повеление", "воля" однокоренными?
Да. Так как велеть - общеславянского индоевропейского характера.
Повелитель - властелин - владыка. Являются ли однокоренными? Нет. Это слова-синонимы.
Обратимся к глаголу "венчает". Является ли оно устаревшим? Да. Подумайте, с какой целью автор использует устаревшие слова?
Венценосец - торжественное название монарха.
Венец - драгоценный головной убор, корона.
Венок - сплетенные в кольцо листья, цветы.
Почему "лавровый венок"? Символ победы, славы, награды.
Терновый венок - мученичество, страдание.
3 этап направлен на грамматическое развитие, он включает орфографическую и пунктуационную работу.
1. Найдите в 1 абзаце односоставные предложения. Какова их роль в создании начала текста? (Петербург. Сенатская площадь.) Начало лаконично, так как эти назывные предложения помогают воссоздать место действия. Все лишнее, ненужное опускается. Односоставные предложения ускоряют темп, создают эмоциональную напряженность сюжета. Констатация увиденного. Зафиксировать происходящее; живой интерес к событию.
2. Проследите за порядком слов в тексте. (Сходился народ. Появилась императрица). Инверсия. Какую функцию выполняет инверсированное расположение подлежащего и сказуемого?
3. Найдите в тексте глаголы - действия. (Стоят, появилась, заполняют). Определите время. (Настоящее время глагола придает описанию большую яркость, живость, красочность, так как события, о которых идет речь, словно приближаются к читателю.
4. Орфографическая подготовка.
5. Пунктуационная подготовка.
Подведение итогов урока.
Достигнута ли поставленная цель?
Домашнее задание:
1. Написать изложение.
2. Элемент сочинения. "Почему "Медный всадник" - это божество города, его гений, дух-хранитель?
Категория: Русский язык, литература | Добавил: Ева | Теги: петербурговедческий текст, русский язык, изложение
Просмотров: 1946 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА