Пятница, 21:57 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Открытый урок русского языка в 6 классе на тему: «Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями»
[ Скачать с сервера (55.5Kb) ] 07.03.2013, 17:47
Цель: познакомить учащихся с определением спряжения глаголов по инфинитиву; применять алгоритм определения спряжения глаголов; повторить орфограммы в глаголе –тся (ться),ь во 2-м лице ед.ч.
Ход урока
1. Оргмомент.
Открываем тетради, записываем число, Классная работа.
Конспекты в рабочем состоянии (открыты!)
1) запишите отрывок из сказки (назвать автора, сказку), поставьте в глаголах ударение, определить спряжение, лицо, число глаголов с ударным окончанием:
Пристают (3 л.,мн.ч.) к заставе части;
Князь Гвидон зовет (3 л.,ед.ч.) их в гости,
Их он кормит и поит (3 л., ед.ч.)
И ответ держать велит. (3 л. ед.ч.)(знаки препинания)

Учитель: кака вы определяли спряжение этих глаголов?
В е (ё) – 1 спр. (ут-ют)
В и – II спр. (ат-ят)

II.Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с 1-м способом определения спряжения глаголов. Каким? (по ударному окончанию). Откройте в конспекте словарик и запишите глаголы, в которых надо запомнить ударение.
Облегчит, углубит, упростит – пишу на доске
К каклму спряжению они относятся? (ко II спр., т.к. и- ударный)
Учитель У какого глагола мы не определили спряжение по 1-ому способу? (кормит) Почему? (У него безударное окончание)
-Кто назовет тему сегодняшнего урока?
Запись темы! Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.
Учитель: Как же мы должны определять спряжение у этих глаголов?
Вспомним, какие глаголы относятся ко II спряжению? (Читаем таблицу).
В определении спряжения с безударными личными окончаниями нам поможет 2-й способ? Назовите его. (Определение спряжения по инфинитиву).

Учитель: Для того, чтобы хорошо владеть этим способом, нам необходимо знать алгоритм (это последовательность действий) определения спряжения. Он у вас на столах! Давайте познакомимся с ним. Прочитаем, в какой последовательности надо действовать, чтобы определить спряжение глагола с безударным линым окончанием. (читаем!) Вернемся к записанному отрывку, найдем глагол с безударным окончанием и, пользуясь алгоритмом, определим его спряжение. (кормит- инф.кормить II).
Учитель: Е ще раз обратите внимание на глаголы II спряжения, на исключения,.
Однокоренные глаголы, образованные от этих глаголов – исключений, тоже являются исключениями:
Держать – удержать – II спр.
Видеть - предвидеть – II спр.
Стелить - постелить –I спр.
2) Запишите пословицы, определите спряжение по алгоритму:
А) Без углов дом не строится(II), без пословицы речь1 не молвится.1
Б) Пословица век не сломится.(II)
В) Друга на деньги не купишь.(II) Объясните, как вы понимаете эту пословицу.

Обратите внимание еще раз на глаголы. Строится [цъ], молвится [цъ], сломится [цъ]. В чем различие написания и произношения этих глаголов? Кто помнит, как называется такой фонетический процесс? (уподобление или ассимиляция)
Учитель: Затранскрибируйте слова молвится, пословицы.
[молв’ицъ] [п/\слов’ицъ]
Учитель: Откройте учебники на стр. 268, упр. 680. Прочитайте задание.
Образец (1-ое слово) у доски (можно все)
-О чем надо помнить при образовании форм глагола? (во всех формах сохраняется один вид)- 2 пары.
3) Допишите окончания глаголов во 2-м лице ед.ч. Определите спряжение у глагола с безударным окончанием
Помните орфограмму в этих глаголах. Какую? (ь после шипящих)
Объясните пунктограмму в первом предложении (Обращение)

Солнце, солнце,
Ты уход…!
Ты побыть у нас не хоч…
В море синее нырне…,
Как потом тебя верне…?
Отвечает солнце:
-Ладно!
Утром жди меня обратно!
Утром влезу на забор-
На забор из синих гор…
(Э.Мошковская)
Вывод!!! Итак!!! 1) Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? (как определить спряжение у глаголов с безударным личным окончанием).
2)Что в первую очередь надо сделать, когда перед нами глагол, у которого следует определить спряжение? (поставить ударение! Если окончание ударное, то с гласной Е,Ё – 1 спр., с гласной И – 2 спр.) А если окончание безударное, действуем по алгоритму.
III. Домашнее задание
1. Выучит таблицу спряжения глаголов (глаголы-исключения)в в той последовательности, какая дана в таблице.
2. Учить алгоритм
3. Работа с текстом
IV. Итог урока (оценки)
Категория: Русский язык, литература | Добавил: skait
Просмотров: 2907 | Загрузок: 223 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА