Понедельник, 04:37 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

"Организация внеклассной работы со студентами по литературе"
[ Скачать с сервера (49.0Kb) ] 22.12.2016, 16:39

Организация внеклассной работы со студентами по литературе
Разумейко Г.П.,
Преподаватель,
ГПОУ «Киселевский политехнический техникум»
г. Киселевск, Кемеровская обл.

Сегодня нет ни одного образовательного учреждения, общественной детской и юношеской организации, в которых отсутствовал бы интерес к эстетическому воспитанию, направленному на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, тонко чувствовать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве.
В ГПОУ «Киселевский политехнический техникум» работа по развитию эстетических потребностей студентов не нова: из года в год формируются у студентов общие представления об эстетическом поведении, о его единстве с нормами нравственного поведения; на классных часах, групповых и общетехникумовских мероприятиях преподаватели и мастера знакомят своих подопечных с характерными особенностями внешних форм поведения человека в любом виде деятельности, будь то общение, познание или труд, с нормами личной гигиены, эстетики современной одежды, красотой походки, осанки, жестов, правилами вежливости и т.д.
Мне же, как преподавателю литературы, приходится сталкиваться с про-блемами эстетического воспитания студентов куда чаще, нежели другим пре-подавателям.
Так случилось, что мои ученики уже определили свой жизненный путь. Это будущие автослесари, электромонтеры, сварщики, столяры, портные. И мне думается, что многие из них после выхода из стен техникума уже не встретятся с литературой как с учебным предметом. Для многих из них литература так и не превратится в человековедение, книги не станут их путеводителями в жизни, если мне, преподавателю словесности, не удастся заинтересовать, зажечь этих ребят любовью к книге.
Считаю, что на данном этапе именно внеклассная работа помогает под-нять нравственный уровень, развить эстетические потребности людей, которые впоследствии профессионально не будут связаны с литературой, искусством. И здесь идут в ход все формы и методы работы: олимпиады, факультативы, викторины, литературные гостиные, литературно-музыкальные композиции, попытки постановки драмы. Используя все это многообразие внеклассной работы, мне хочется не только расширить кругозор моих учеников, но и обогатить их лексику, такую бедную, такую неразвитую…
Убогий словарный запас тормозит не только формирование мышления, но и формирование чувств. Известно, что человек получает тем больше эстетическое наслаждение от произведений искусства, чем сознательнее он их воспринимает. Сознательное восприятие порождает потребность разделить с кем-нибудь те ощущения, которые получаешь. А как их разделить, если нет слов? Поэтому моя задача здесь в том, чтобы будить у студентов мысль, вызвать желание анализировать, спорить; создать атмосферу искренности, непринужденности, дружеского тепла; атмосферу, необходимую для художественного переживания.
Считаю, что умение получать наслаждение от стихов облегчает ребятам понимание других видов искусства. Понимание образной системы стиха, вкус к метафоре, умение ее увидеть и понять ее значение, способность слышать музыку стиха – все это поднимает человека на новый эстетический уровень: он лучше понимает и язык театрального искусства, и язык кино. Поэтому все свои первые факультативные занятия по литературе я посвящала поэзии. И только изучив пристрастия ребят, бралась вместе с ними за проведение какой-либо литературно-музыкальной композиции. Очень запомнилась одна из них, посвященная любовной лирике А. С. Пушкина, – «Как пламень жертвенный, чиста моя любовь». В работу были вовлечены все: кто учил стихи наизусть, кто разыскивал иллюстрации с портретами любимых женщин, кто готовил музыкальное оформление, кто собирал романсы на любовные стихи поэта, кто был задействован в оформлении помещения. А потом были зажженные свечи, цветы, старинные подсвечники, ноты, книги, удивительные истории, великолепная музыка и замечательные по своей красоте стихи. И все это сопровождала атмосфера душевного тепла и уюта.
А далее были еще литературные гостиные, посвященные творчеству уже таких поэтов, как Афанасий Фет и Федор Тютчев, Сергей Есенин, Анна Ахматова, Марина Цветаева. И вот что здесь самое важное? А то, что порой ученик, не готовый к восприятию того или иного поэта, вдруг иначе начинает чувствовать и понимать произведения, услышанные в таком необычном, «внеурочном» звучании. А порой привычные и, может быть, «навязшие» стихи вдруг «оживают», и слова и образы, которым не придавал значения, оказываются зримыми, волнующими. И уже иное отношение к судьбе поэта, написавшего эти строки, и почему-то, придя домой, непременно хочешь перечитать еще и еще раз давно знакомые, но, оказывается, «неоткрытые» стихи.
На своих занятиях мы никогда не обходили стороной героическую по-эзию Великой Отечественной войны. Многих ребят особенно волновала судьба поэтов, погибших на войне. И мы говорили о Б. Богаткове, В. Багриц-ком,
Ю. Севруке, П. Когане, М. Кульчицком, Н. Майорове, М. Джалиле, И. Утки-не, С. Гудзенко. И как живые вставали перед ребятами эти поэты, многие из которых были по возрасту чуть старше моих теперешних студентов. И, вслушиваясь в строки стихов этих поэтов, студенты не могли не ощущать жар их сердец, их чистую и глубокую веру в правоту дела, которому они отдали не только свой талант, - жизни. «Строка, оборванная пулей» - так мы назвали эту литературную гостиную.
Музыка, песни так же, как и стихи, могут оказывать благотворное влия-ние на человека, помогают ему трудиться и отдыхать, даря вдохновение и радость. И вот одним из многих музыкальных жанров, помогающих острее и драматичнее концентрировать человеческие чувства и мысли, приносящих человеку радость сопереживания, является, безусловно, романс. Как страстная поклонница и музыки, и поэзии, не могла пройти мимо этой темы и не затронуть ее. Мои бывшие выпускники до сих пор вспоминают тот музыкальный вечер, который мы назвали «Пока горит свеча». Здесь звучали романсы Алябьева, Глинки, Даргомыжского, Балакирева, Мусоргского, Чайковского, Рахманинова, современных композиторов на стихи Тургенева, Пушкина, Тютчева, Есенина, Ахмадулиной, Заболоцкого и других авторов. И исполнение этих романсов тут, в классе, воспринималось студентами намного острее и сильнее, чем если бы они сидели в концертном зале. Ведь здесь они пели сами, пели под гитару, пели под звукозапись вместе с известными исполнителями. И всем было хорошо, все были внутренне раскованы, так как атмосфера была создана очень интимная и до-верительная.
Таким же успехом пользовалась у нас литературная гостиная, посвя-щенная авторской песне. Бардовскую песню любят все. Ее сила – в оптимизме, в лиричности и сердечности. Она лишена назойливой риторики, способной убить любую песню. Некоторых бардовских исполнителей ребята знают очень хорошо, с другими пришлось знакомиться во время подготовки гостиной. И вскоре они уже видели отличительные особенности каждого автора-исполнителя. Так, выяснили, что мажорный, солнечный, всегда с юмором Юлий Ким поет совсем иначе, чем нервный, звучащий подчас трагически Евгений Клячкин. Юрий Визбор – это распахнутые ветра, простор равнин и вечность гор. Ада Якушева – сама женственность. Владимир Высоцкий – темперамент и экспрессия. Сергей Никитин – мелодичность, задушевность, затаенность.
А потом под гитарный аккомпанемент мы все вместе пели те песни, что любимы уже не первым поколением молодежи, что не замолкают у костров, в палатках, в походах. Мои молодые люди долго потом не расходились и говорили о том, как это здорово, что они вот так смогли собраться, попеть, поговорить. Я тоже думаю, что не напрасно. Недаром ведь названием этой литературной гостиной послужили слова, из песни Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
Моя внеклассная работа по литературе не исчерпывается только проведением литературно-музыкальных композиций и литературных гостиных. Безусловно, время от времени работает и драматическая студия. Были сыграны на сцене отрывки из произведений А. Н. Островского и А. П. Чехова, ставились небольшие миниатюры собственного сочинения. Сейчас вот ставим отрывок из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Особо запомнилась постановка пьесы Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Во время работы над этой пьесой участники драматической студии настолько сблизились друг с другом, что между ними возникло не только взаимопонимание, но и взаимотяготение. Они всегда были вместе: шили сценические костюмы, готовили декорации, ездили за город, ходили в кино и на выставки. Эта дружба продолжается и по сей день. И меня это безумно радует.
Кроме всего прочего часто практикую во внеклассной работе литературные игры, викторины, ибо, как говорил в свое время немецкий поэт и драматург Фридрих Шиллер, «в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества».
В заключении хочу отметить, что то вдохновение, всю та энергия, кото-рая отдается мной детям, не проходит бесследно. Взамен я получаю несрав-ненно больше – любовь детей, их доверие, их желание знать куда больше, нежели дается просто на уроках литературы.
Безусловно, с каждым годом я меняю формы и методы работы, потому что, во-первых, меняются ребята, во-вторых, меняюсь и я; наконец, меняется наша быстротечная жизнь. Но от внеклассной работы по литературе не отказываюсь никогда, потому что она расширяет кругозор учащихся, повышает их общий культурный уровень, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает художественный вкус, развивает память, воображение, артистические данные, эмоциональность, коммуникативность, умение понять других людей. А это, на мой взгляд, очень многого стоит.

Категория: Русский язык, литература | Добавил: pretty-woman | Теги: литература, гостиная, техникум
Просмотров: 114 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА