Суббота, 17:57 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Обобщение знаний о падежах. («Школа 2100»)
28.03.2013, 16:18
I. Организационный момент.
Слайд.
-С ошибкой справишься любой,
Ведь рядом друг всегда с тобой!
-Как вы понимаете смысл этого предложения?
-Как друг может помочь справиться с ошибкой?
-Как вы будете справляться? (найдем ошибку, ОПРЕДЕЛИМ ПРИЧИНУ, ИСПРАВИМ.)
Тогда вперед!
II. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
Слайд.
-Отгадайте грамматические загадки:
«В немецком языке их 4,в венгерском- 22, в английском-2,а в русском-6. Каждый имеет свои вопросы.»
-По этим словам определите тему сегодняшнего урока.
-Какие задачи каждый поставит перед собой.
- Да, правильно.
Слайд
Сегодня мы обобщим знания о падежах
• Закрепить знания о падежах.
• Развивать навыки грамотного письма.
1. Орфографическая пятиминутка.
Слайд.
(Историческая справка. "Это интересно»)
- Запишите число. 14 декабря 1812 года.
- Посмотрите, пожалуйста, на дату, записанную на доске.
- Кто знает, что произошло в этот день? (Армия Наполеона была изгнана с территории России).
- В этом году вся Россия отмечала 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. (7 сентября состоялось сражение у села Бородино)
- Нашествие Наполеона на Россию закончилось полным ее крахом. В декабре 1812 года фельдмаршал Кутузов сказал: « В..йна з..кончилась полным истреблением неприятеля, а рус..кий наро… стал спасителем Отечества.» 14 декабря 1812 года французы покинули территорию Россию.
- Как вы понимаете это цитату.
-Что вы знаете о М. И. Кутузове? Слайд
- Кто такой Наполеон? Слайд
(дети зачитывают историческую справку о Кутузове и Наполеоне)
Задание: Спишите предложение, обозначьте орфограммы.
К доске 3 ученика:
o Синтаксический разбор предложения.
o Фонетический разбор слова «народ»
o Разбор слова по составу «русский» (морфемный разбор)
Все остальные: запишите предложение, определите падеж им. существительных, вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы.

2. Игра «Угадай падеж»
-Запишите в тетради на одной строке названия падежей.
• Добрый падеж, падеж давания.
• Это инструментальный падеж, им творят, работают.
• У этого падежа два вопроса, и оба чужие, на прокат.
• Этим падежом обозначают имя человека.
• Его называют « родительским».
• А этот падеж помогает мечтать.
Слайд: Д.п., Т.п., В.п., И.п., Р.п., П.п.
-Проверьте по эталону, правильно ли вы записали падежи.

III. Теоретическая работа. Обобщение. Работа в группах.
Слайд
Русская кавалерия во время Отечественной войны 1812 года делилась на тяжелую
(кирасиры и драгуны), и легкую (уланы, гусары и конные егеря).
- Вы сейчас разделитесь на отделения, группы. А мы узнаем, какую разновидность войск вы представляете.
- На первом этапе урока я проверю ваши теоретические знания. Работать будем по группам. Каждая группа должна будет ответить на мои вопросы. Ваша задача обсудить вопрос в группе, решить, кто будет отвечать, и дать ответ на вопрос.
- Будьте внимательны!
Таблица падежей
Рабочая кнопка справа: в каком падеже существительные никогда не употребляются без предлогов.
Д. В предложном.

IV. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
Слайд
Во время войны 1812 года донские казаки тоже участвовали в сражении французами.
-Кто руководил ими?
- Правильно, казаки воевали под руководством знаменитого атамана Всевеликого войска Донского Матвея Ивановича Платова, они продемонстрировали невероятную храбрость и мужество в сражениях за страну, их знали и уважали все от мала до велика. (историческая справка про казаков, зачитывает ученик)
- Перед вами пословицы, рассмотрите предложения, попробуйте сформулировать задание. (Выпишите словосочетания, определите падеж выделенных существительных)

Храбрость без ума Р.п. не дорого стоит.
В бою П.п. нужна смекалка, отвага и закалка.
Тот герой, кто за родину В.п. стоит горой.
Опытному воину и река не мешает.
За делом Т.п. и день пролетел незаметно.
- Как вы понимаете эти пословицы?
-Вы выполнили задание?

Слайд
Взаимопроверка тетрадей. Проверка по эталону.
-Кто выполнил без ошибок?
-Какие умения вам помогли?
Знания падежей, правильно уметь построить словосочетания.
-Что не является словосочетанием?

V. Физминутка и зарядка для глаз
- Служба солдата начинается со строевой подготовки. Давайте посмотрим, умеете ли вы выполнять строевые команды.

VI. Повторение изученного материала
Слайд
- Прочитайте стихотворение Инессы Агеевой
Под селом Бородино
Бой гремел давным-давно.
Генерал-герой Кутузов
Планы все сорвал французов.
Сломлен был Наполеон,
А потом и выгнан вон.
Всем врагам на устрашенье,
Чтобы знали наперёд –
Враг в Россию не пройдёт.
- Какие планы были у французов?
- М.Ю Лермонтов писал:
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
- Скажите, по чьей воле запылала Москва?
- Мнения разошлись, поэтому к следующему уроку истории давайте решим эту проблему и узнаем, кто же сжег Москву?

I. Задание для второго ряда.
- Запишите и определите падеж выделенных имен существительных, у вас на столах есть это стихотворение.
(один человек проходит тест за компьютером)

II. Задание для первого ряда: разноуровневая самостоятельная работа.
- Выберите задание, с которым можете справиться.
III. Задание для третьего ряда: вы должны выполнить тест, выбрав правильный ответ.
Все понятно? Выполняем работу.
Проверка
(собрать карточки и оценить ученика у компьютера)

VII. Рефлексия.

- Какие цели мы ставили на уроке?
- А какие достигли?
- Где в жизни могут пригодиться знания падежей? Где вы сможете применить их на практике?
(Грамотно говорить, писать).
-Почему война с французами называется Отечественной войной?
- Потому, что на войну поднялся весь народ.
- Против захватчиков поднялся весь российский народ. Везде и всюду враг встречал упорное сопротивление. Поэтому события 1812 года вошли в историю как Отечественная война, то есть справедливая война во имя свободы Родины.
Слайд
- А теперь, заполните таблицу о падежах, если вы согласны с утверждением, то напротив ставьте +, если сомневаетесь, то ?
Утверждения Поставьте знак + или ?
Я знаю падежи
Я умею определять падеж имени существительного
Я умею ставить существительное в нужный падеж
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже
Я умею выписывать словосочетания и определить падеж существительного

- Вы довольны уроком?
- Кому было трудно, легко, интересно?

-Как вы думаете, чем награждали за храбрость и мужество офицеров, генералов и солдат?
- Сегодня вы тоже получаете медали за знания падежей!

VIII. Домашнее задание

1. Написать существительное ДРУГ во всех падежных формах, выделить окончания.
2. По желанию можете придумать сказку о любом падеже.
Категория: Русский язык, литература | Добавил: котик
Просмотров: 2136 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА