Понедельник, 08:38 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Обобщающий урок по литературе Тема « Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина» 8 класс
27.01.2015, 18:20
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Юргинский техникум машиностроения
и информационных технологий»

Обобщающий урок по литературе
Тема « Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина»
8 класс

Выполнила:
Лариса Петровна Гузеева,
учитель русского языка и литературы

г. Юрга

Обобщающий урок по литературе
Тема «Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина»
8 класс

Цель урока:
 приблизить к юному читателю произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина;
 открыть в них важный человеческий смысл;
 углубить восприятие читателей-учеников;
 показать, что произведения Щедрина имеют гораздо большее значение, нежели пересмешничество минувшего;
 повторить такие литературоведческие понятия, как утопия и антиутопия;
 а также различные виды комического (сарказм, гротеск, гипербола, ирония);
 развивать вкус к самостоятельности и внимательному отношению к тексту, к слову и детали в нём;
 продолжать развивать навыки работы с текстом (элементы анализа текста, работа над характеристикой героев);
 воспитывать настоящих граждан, патриотов, любящих свою Родину и ценящих историю своего народа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Слово учителя.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин - писатель большого поэтического диапозона. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое Грибоедовым и Гоголем. Писатель-сатирик, публицист, критик, редактор, он охватывает многие сферы общественной жизни России.
В своем творчестве Салтыков-Щедрин использует смех как острейшее оружие. Это «оружие» очень сильное, говорил сатирик, «ибо ничто так не обескураживает порок, как сознание, что он угадан, и что по поводу его уже раздался смех».
Литературное наследие Салтыкова-Щедрина чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, рассказы, статьи, сказки, рецензии.
Форму литературной сказки использовали до Салтыкова-Щедрина многие. Вспомните сказки А.С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде». «сказка о царе Салтане», Жуковский В. А. тоже писал сказки. Но сказки Салтыкова-Щедрина отличаются от остальных. Его сказки современные литературоведы называют «малой энциклопедией его сатиры». Темы, герои, художественные приемы, которые он накапливал на протяжении сорокалетнего творческого пути, сконцентрировались на трех-пятистраничных сказках.
Сказки это итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко используется гротеск, гипербола, эзопов язык. Сказки Салтыкова-Щедрина писались для широких читательских кругов.

4. Фронтальный опрос.
-Как звучал подзаголовок сказок? ( «Сказки для детей изрядного возраста», «Для детей от 7 до 70 лет).
-Какова цель создания этих сказок? (пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.

-Что за дата перед вами? (1882-1886) (В течение этих четырех лет созданы 28 сказок писателя)
- Сколько всего сказок написал Салтыков-Щедрин? (32)

-А сейчас давайте вспомним и сопоставим сказки Салтыкова-Щедрина и русские народные сказки и отметим в них общие и отличительные черты.
Итак, общие черты:
Зачин
Сказочный сюжет
Фольклорные выражения
Народная лексика
Сказочные персонажи
Концовка
Отличительные черты
Сатира
Сарказм
Смешение категорий добра и зла
Нет положительного героя
Уподобление человека животному
Юмор
Гипербола
Победа добра над злом

5. Работа по сказкам Салтыкова-Щедрина
- О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин? — «Дети изрядного возраста» должны возмужать и перестать быть детьми. Каковы же объекты сатиры Салтыкова-Щедрина?

Правительственные круги и господствующее сословие;
обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция;
Кто такой обыватель? (Человек, лишенный общественного кругозора, с косными, мещанскими взглядами)
бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность;
бездуховность.

(самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат») Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика)
Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») Гротеск (переплетение фантастики и реальности)
Положение народа («Коняга», «Кисель») Эзопов язык (иносказание и метафоричность) Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист») Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия)
Трусость обывателя («Премудрый пискарь») Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности)

А какие сатирические приемы, использует писатель в сказках?
а) сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;
б) гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;
в) ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;
г) иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;
д) гипербола — чрезмерное преувеличение.
-А что такое утопия?
УТОПИЯ (от греч. u — нет и topos — место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от eu — благо и topos — место, т. е. благословенная страна), изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования; жанр научной фантастики; обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Термин происходит от названия книги Т. Мора (16 в.).

-А теперь по иллюстрациям попробуйте догадаться что это за сказка?
1. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
2. «Верный Трезор».
3. «Богатырь»
4.»Коняга».

-А на слух сможете определить сказку? Прослушайте отрывки из сказок.

Итак, мы говорили о сказках. Но вы читали еще одно произведение Салтыкова-Щедрина. Что это за произведение? («История одного города»).
-В каком году сатирик создает первые главы «Опись Градоначальникам», «Органчик», которые печатаются в первом номере журнала «Отечественные записки» (1869). В следующем году он продолжает работу и роман выходит отдельным изданием под названием «История одного города» (1870)
Этот роман вызвал много толкований и негодований. Но это произведение нашло своих читателей: спустя полвека М. Горький говорил: «Необходимо знать историю города Глупова, - это наша русская история и вообще невозможно понять историю России во второй половине 19 века без помощи Щедрина – самого правдивейшего свидетеля духовной нищеты и нейстойчивости…».
- В какой форме написано произведение? (в форме повествования летописца-архивариуса)
- Каковы исторические рамки охватываемых событий? ( с 1731 по 1826)

-Что обозначает слово «опись»?
Почему автор назвал главу «Опись градоначальникам»?
Это оговорка писателя или нет?
(Нет, не оговорка. Автор использует яркий сатирический прием и называет главу так, чтобы показать читателям, что перед ними не люди, а «механизмы», вещи, куклы-марионетки, действующие по заданной программе. Проблемным вопросом урока может стать вопрос о жанре романа).

Что же такое «История одного города» в жанровом отношении?
(Сатира на самодержавие, величайшая антиутопия на темы российской действительности или философский роман о парадоксах человеческого существования?)
Вопрос остается открытым, так как каждая версия имеет убедительные аргументы в свою пользу.

Понятно, что город Глупов - это вымышленный персонаж. Но все же некоторые градоначальники отождествляются с настоящими политическими деятелями и напоминают реальных правителей. ( Павла 1 – в образе Грустилова, Николая 1 – в образе Перехват-Залихватского, Беневоленский – со Сперанским, Угрюм-Бурчеев с Аракчеевым)
Особенно связь с историческим материалом ощутима в главе «Сказание о шести градоначальницах». Почему? (дворцовые перевороты после смерти Петра 1 организовывались в основном женщинами, и некоторые из императриц угадываются в образах «злоехидной Ираидки», «беспуте\ной Клементинки», «толстомясой немки Штокфиш», «Дуньки толстопятой".
Перед глазами читателей прошла целая галерея диких, полоумных, наглых и жестоких управителей города (а значит — страны), так как границы города Глупова расширяются до пределов всей России. В нем совмещены деревни, села, уездные и губернские города и даже столицы. Это город-гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны многих явлений жизни: узаконенный грабеж, войны, откровенный террор, голод, разруха и рабская психология глуповцев (гл. «Голодный город», «Соломенный город»).

Рассказывая якобы о прошлом России, писатель, тем не менее, говорил о проблемах современного ему общества, о том, что волновало его как художника и гражданина своей страны.

-Почему план Угрюм-Бурчеева сорвался? Что он хотел покорить?
(Природу — «естество». Но природа не покорилась, отказалась повиноваться мертвящей воле «мрачного идиота». «По-прежнему она текла, дышала, журчала и извивалась, по-прежнему один берег ее был крут, а другой представлял луговую низину, на далекое пространство заливаемую в весеннее время водой». Главное в описании реки не детальное изображение конкретных примет природы. Река здесь как символ. Символ жизни. «Вода» в понимании писателя — это начало вечное, живительное, щедрое к человеку. «Но слепая стихия шутя рвала и разметывала наносимый ценою нечеловеческих усилий хлам и с каждым разом все глубже и глубже прокладывала себе ложе».)
Финал угрюм-бурчеевской катастрофы — в проявлении «Оно» и «прекращении истории». Взбунтовавшееся «естество» сметает с лица земли угрюм-бурчеевскую утопию. Стихийный бунт природы оказался поддержанным в конце концов и людьми. Они увидели, что цели, которые преследует идиот, — погасить солнце, провертеть в земле дыру, через которую можно было бы наблюдать, что делается в аду. Совесть их проснулась поздно. И понесли глуповцы суровое наказание: «Север потемнел… История прекратила течение свое».
О какой истории идет речь? Угрюм-бурчеевской? Или шире — глуповской? Или истории человечества? Не предупреждение ли это тем, кто хочет позабыть прошлое и не задумывается о будущем?
Таким образом, финал произведения остается «темным», о чем свидетельствуют его различные трактовки в литературоведении:
а) появление «Оно» означает предсказание народной революции.
б) «Оно» знаменует начало еще более жестокой реакции.
А может, это пришло спасение души? Ведь Салтыков-Щедрин все время в романе повествует о жителях города Глупова, т. е. о народе России. В традициях Гоголя он обнаруживает у него живую душу, разум и чувства, способность страдать, сострадать и весело смеяться. Народ выделяет из своей среды таких людей, как ходок Евсеич, который посвящает себя поискам правды и верит, что правда будет добыта и народ непременно выживет: «Много годов я выжил!.. Много начальников видел! Жив есмь!»

Может быть, вслед за Гоголем Салтыков-Щедрин верит в воскресение души человеческой, ведь он с детства знал и научился прекрасно понимать Библию (в особенности Евангелие), сыгравшую уникальную роль в его самовоспитании. Писатель так передает впечатление от соприкосновения с Книгой книг: «Таким животворным лучом было для меня Евангелие. Для меня эти дни принесли полный жизненный переворот… Главное, что почерпнул я из чтения Евангелия, заключалось в том, что оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой совести». Отныне Салтыков-Щедрин становится защитником «униженных и оскорбленных», борцом против духовного рабства, поэтому он восклицает: «Я не дам в обиду мужика!» — свято верит в его силы, в его живую душу.

6. Работа по карточкам (диференцированно).

7. Тест.

8. Итог урока.

Смелый взгляд писателя позволил иначе смотреть на мир. Щедрин освоил и крупные и малые сатирические жанры: роман с интересным сюжетом и глубоко прочувственными образами, фельетон, сказку, драматическое произведение, рассказ, пародию. Писатель ввел в мировую литературу сатирическую хронику. Салтыков во всей истории русской литературы не знает себе равного, когда дело идет о том, чтобы схваитть типичные черты переживаемого общественного времени, чтобы живо подметить тот или другой новый народившийся тип и осветить его со всею яркостью своего мощного таланта.
Наследие Салтыкова-Щедрина мы по праву называем классическим. Ведь истинно классическое в искусстве – это то, что, пережив свою эпоху и своего создателя, остается в духовном сознании потомков и обогащает нас сейчас знанием человеческих характеров и опытом истории.

9. Домашнее задание.

10. Оценки за урок.
Категория: Русский язык, литература | Добавил: Елена1839
Просмотров: 797 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА