Воскресенье, 13:21 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

О возможностях интегрированного преподавания русского языка.
05.02.2014, 09:33
Язык и математика: о возможностях интегрированного преподавания этих предметов.
Проблема взаимосвязи изучаемых гуманитарных предметов давно уже перешла из проблем обсуждаемых в разряд – решаемых. Кого сейчас удивишь тем, что на уроках, скажем языка, обучающиеся знакомятся с историей народа, на нем говорящего, с географическими сведениями, позволяющими судить о степени его распространения, с музыкальными произведениями-фольклорными и классическими, которые помогают постичь красоту этого языка, его выразительность, мелодичность. Постепенно привыкают обучающиеся и к тому, что проводят один и тот же урок два, а то и три «гуманитария»: словесник и историк.
Гораздо труднее обстоит дело с поиском связей гуманитарных дисциплин с точными науками, например, языка и физики, языка и математики…Комбинированное изучение этих предметов многим пока представляется сомнительным методическим авангардом. Увидеть на одном уроке преподавателя языка и математики, как говорят, в одной упряжке мало кому удавалось.
В современных условиях отношение к взаимодействию дисциплин изменилось к лучшему. Способствовало этому проникновение математики в различные области знаний, а отсюда компьютеризация науки и научных исследований. Математическая и структурная лингвистики, семиотика, теория информации, в которых переплелись нити языкознания, математики и других предметов, убеждают в необходимости проведения лингво- математического обучения. Речь идет не о «математизации языка» и не о «гуманитаризации математики». Речь идет о пробуждении у обучающихся желания» поразмыслить над проблемами общего и специфического в различных областях человеческого сознания, о развитии у них умения сопоставлять и сравнивать сущности, обычно не видимые за различной или, по крайней мере, не совпадающей по форме оболочкой, об обогащении их представлений о наиболее важных особенностях структуры языка и математики
Основную роль в лингво-математическом обучении следует отвести творчеству и игре, так как «для ребенка игра (в противоположность довольно распространенному ошибочному мнению) – не антипод серьезной умственной работе. Если в процессе игры ему удается решить какую-то задачу»
«Небольшие задания», которыми сопровождается лингво-математические игры, открывают новые возможности для познания различного рода ассоциаций и импровизаций». Обучающиеся могут самостоятельно создавать математические головоломки, сочинять свои собственные стихи, строить сложные языковые конструкции, анализировать математические выражения, возводить изящные буквенные и числовые «пирамиды». Все это должно расширить горизонты научных дисциплин, помочь обучающимся проникнуть в глубины изучаемых предметов, понять, что за внешним их различием кроются по существу тождественные структуры и понятия. В качестве иллюстрации сказанному приведу лингво-математический урок по теме «Последовательности».
Словесник. Мы познакомимся с понятием «последовательность», отражающим определенные явления в различных областях науки и жизни. Вспомним названия дней недели, месяцев, алфавит, натуральные числа-все это последовательность.
Математик. С точки зрения математики последовательность образуется из элементов любой породы, занумерованных натуральными числами1,2,..n,…, и записывается в виде Х1 Х2… Хn… или коротко { Хn }.
Словесник. Нередко можно встретить последовательности в поэтических произведениях. Послушайте сатирическую миниатюру венгерского поэта Б. Бартока «Песня для лентяев», в которой каждому члену известной последовательности ставится в соответствие та или иная причина отлынивания бездельников от работы:
В воскресенье веселились,
В понедельник похмелились,
Во вторник крепко спали,
В среду нас едва подняли,
В пятницу сводили счеты,
Вот в субботу много хлопот-
Думали, когда ж работать?
Математик. В математике последовательности встречаются на каждом шагу, например,1,21,321,4321,54321,…Или такая: 0.1; 0,11; 0,111;0,1111…
В каких случаях можно утверждать, что перед нами последовательность? Что для этого необходимо?
Прежде всего, наличие объектов, образующих ее. Их называют элементами последовательности. Это могут быть слова, числа, различные предметы и явления…Собранные особым образом, выстроенные в ряд, они образуют универсальное множество последовательности. В стихотворении Б.Бартока «Песня для лентяев» универсальное множество образуют названия дней недели. Это множество содержит 7 элементов. В приведенных математических последовательностях элементов бесконечно много, так как ряды можно продолжать бесконечно. Предлагаю решить задачу. Перед вами пять рядов, состоящих из чисел и слов:
1.До, ре ,ми, фа, соль, ля, си, до…
2.6,12,18,24,30.
3.Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье
4.Четверг,воскресенье,суббота,вторник,пятница,понедельник,среда.
5.991,19,10,1,1,1,1,1…
Образуют ли приведенные слова и числа последовательности?
Правильный ответ: да.
Логическая связь между членами последовательности не обязательна, хотя вполне допустима. Пятая последовательность(911,19,10,1.1,1,1,1…)построена по правилу: «Каждый член, начиная со второго, равен сумме цифр, образующих предыдущий член». Попробуйте решить еще одну задачу. Перед вами три последовательности:
1.7.10,13.16,19…
2.48,24,12,6,3,3/2,3/4…
3.1,1,2,3,5,8,13,21,34,55…
По какому правилу построены эти последовательности?
Правильные ответы:
1.Каждый член последовательности на три больше предыдущего.
2.Каждый член последовательности вдвое меньше предыдущего.
3.Два первых члена последовательности равны единице, а каждый из остальных-сумме двух предыдущих членов. Эта последовательность встречается во многих математических задачах. Ее называют последовательностью Фибоначчи по имени средневекового математика Леонаро Пизанского (Фибоначчи)
Словесник. Многие известные вам игры в слова связаны с образованием последовательностей, например, игра «Как получить из воды вино?»
ВОДА-КОДА-КОЗА-РОЗА-РИЗА-ВИЗА-ВИНА-ВИНО.
Ее правило предельно просто: из заданного слова необходимо получить требуемое, изменяя каждый раз лишь одну букву, при этом после каждого изменения должно получаться осмысленное слово. В игре могут быть использованы только существительные в именительном падеже единственного числа. Давайте сыграем в игру «Как смолоть рожь на муку?»
Обучающиеся называют последовательность: РОЖЬ-РОЖА-КОЖА-ЛОЖА-ЛУЖА-ЛУКА-МУКА.
Еще одна игра в слова, связанная с построением последовательности: двусложное слово, например, ВАРАН открывает ряд слов, в котором последний слог предыдущего слова должен совпадать с первым слогом следующего. Попробуйте выстроить эту последовательность так, чтобы она заканчивалась исходным словом и представляла собой своеобразное кольцо.
Обучающиеся называют слова: ВАРАН-РАНКА-КАБАН-БАНДА-ДАТА-ТАРА-РАДОН-ДОНЦЕ-ЦЕНА-НАХАЛ-ХАЛВА-ВАГОН-ГОНВЕД-ВЕДРО-РОБА-БАБА-БАКАНКАНВА-ВАРАН.
Продолжим упражнения по построению языковых последовательностей. Попробуем построить «пирамиду». Есть различные варианты ее «строительства». Вот один из них: берем какую-либо букву и «пристраиваем» к ней с одной стороны по букве до тех пор, пока буквосочетания не превратятся в значимые слова, например,
Д
АД
ЛАД
КЛАД
ОКЛАД
ДОКЛАД
Попробуйте найти еще один способ «строительства» и продемонстрировать его, возведя новую» пирамиду»
Обучающиеся находят такой вариант: выбирается буква, затем к ней пристраивают по букве, при этом новая буква не обязательно должна стоять в начале или в конце созданного слова, а может занимать то место, которое пожелает «архитектор». Практически буквы перемещаются «по горизонтали» столько раз, сколько потребуется для «возведения» пирамиды. Пример:
А
АР
РАБ
БАРК
СКАРБ
БАРКАС
Математик. Из числовых последовательностей также можно «строить» пирамиды. Пример:
1*8+1=9
12*8+2=98
123*8+3=987
1234*8+4=9876
12345*8+5=98765
123456*8+6=987654
1234567*8+7=9876543
12345678*8+8=98765432
123456789*8+9=987654321
Не правда ли эта пирамида поражает воображение своим изяществом и осмысленностью?
Словесник. Можно построить и «пирамиду» предложений. Для этого придумаем какую-либо простую фразу и будем прибавлять к ней по одному слову, а можно и по два, если одно из этих слов- предлог.
Обучающимся предлагается фраза «Собака лает». Они строят «пирамиду» предложений:
Собака лает.
Черная собака лает.
Черная собака лает на луну.
Черная собака лает из густых кустов на луну.
Лохматая черная собака лает из густых кустов на луну.
Лохматая черная собака лает из густых черных кустов сирени на луну.
Добраться до «основания» такой пирамиды – труд не из легких.
Количество слов в нем может достигать нескольких десятков. Здесь многое зависит от фантазии ребят и их умения конструировать предложения.
Категория: Русский язык, литература | Добавил: pasechnik-tanechka
Просмотров: 453 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА