Среда, 00:25 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

МЕТОДЫ И ФОРМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕМНОГОПРОФИЛЬНОЙ ГИМНАЗИИ   ИМ.
18.06.2017, 13:58

МЕТОДЫ И ФОРМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕМНОГОПРОФИЛЬНОЙ ГИМНАЗИИ   ИМ.  М.Г.ГАМЗАТОВА Г. МАХАЧКАЛЫ.

Махмудова Султанат Габибулаевна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

                           Многопрофильной гимназии им.  М.Г.Гамзатова

                                                                  Республика Дагестанг.Махачкала

Языковое образование вМногопрофильнойгимназииим.М.Г. Гамзатова  выступает в качестве значимого медиума. В условиях всемирной глобализации современ­ного общества актуальными становятсяпроблемы сохранения и под­держания культурной идентичности и самоидентификации человека в условиях билингвизма, когда использование, как минимум, двух язы­ков становится необходимостью.

Учителя школы понимают насколько важно заинтересовать ре­бенка изучением русского языка, привить любовь к культурным тра­дициям, передающимся из поколения в поколение, приобщить ре­бенка к миру великой русской литературы.

В основу программы обучения положены четыре структурные составляющие языка:

      1. Восприятие речи (аудирование),
      2. Воспроизведение (устная речь),
      3. Письменная речь,
      4. Чтение.

Занятия на младшей ступени проводятся в специально созданной речевой среде с использованием игрушек, различных предметов, кар­тинок, рифмованных текстов, речевых игр, мини-спектаклей, речевых подвижных игр, песен. Каждое упражнение - это продуктивный рече­вой тренинг, успешно развивающий речевую деятельность детей в условиях комфортной эмоциональной среды.

Учебный материал для данной ступени носит многофункцио­нальный характер: формирует фонетико-фонематическую базу (по­становка и отработка звуков русского языка); стимулирует развитие фразовой и связной речи (начиная с использования «вежливых слов» и простых словосочетаний до составления рассказов); формирует ре­чевую моторику (темп речи, правильное дыхание во время речи, уме­ние управлять силой голоса); активизирует развитие высших психи­ческих функций (память, внимание, восприятие, мышление, логику и др.), познавательную деятельность.

Среднее звено является важным периодом в дальнейшем процес­се плавного перехода в конкретный учебный процесс, где активно вводятся интеллектуальные задачи, что способствует сохранению у детей интереса к изучению языка с увеличением учебной нагрузки.

Опыт работы с двуязычными детьми показывает, что традицион­ные методики преподавания не работают в полной мере даже для тех детей, которые прекрасно говорят по-русски, не говоря уже о детях, растущих в смешанных семьях. В чем же заключаются трудности?

Во-первых, дидактический материал, на основе которого проис­ходит обучение, тексты, интересные по содержанию, зачастую явля­ются сложными для прочтения и понимания из-за лексики.

В программу обучения нашей гимназии мы включили произведе­ния, предварительно адаптировав их и разработав целую систему упражнений, которые помогают ребенку не только понять содержа­ние прочитанного, и, проанализировав поступки героев, усвоить ма­териал, но и научиться использовать на практике речевые модели, встречающиеся в тексте.

Во-вторых, изучение грамматики - структуры языка, без знания которой невозможно развитие речи в частности и изучение любого иностранного языка. Научиться грамотно строить предложения, пра­вильно и уверенно использовать падежи и личные формы глаголов, согласовывать слова в роде и числе - вот те основные умения, разви­тие которых ставит своей целью программа нашей школы на данном этапе обучения.

Также большое внимание мы уделяем обучению детей грамотно­му письму, ознакомлению их с правилами русской орфографии и ор­фоэпии и отработке грамматического материала на уроках русского языка в виде письменных упражнений, словарных диктантов, тестов.

Отдельными уроком и в школьной программе значится предмет «Развитие речи». Целью данного урока является развитие умения:

  • четко и ясно выражать мысли, используя для этого простые и сложносочиненные/сложноподчиненные предложения;
  • различать стили языка (разговорный и книжный) и типы речи (повествование, описание, рассуждение):
  • озаглавить текст, выделив основную мысль, и составить про­стой план;
  • пересказать содержание произведения близко к тексту.

Упражнения на постановку звуков и звуковых сочетаний, отра­ботка интонации, выразительность речи, увеличение лексического за­паса путем перевода слов из пассивного словаря в активный, и как следствие - развитие устной речи, экспрессивность самовыражения - вот, что является основными целями и задачами при проведении уро­ков по развитию речи (риторике).

В-третьих, это - мотивация. Над созданием положительной моти­вации ведется работа в течение всего учебного процесса. Это и изуче­ние культуры - традиционные праздники и игры , фильмы и книги, песни и танцы и многое другое, чем славится русская история и куль­тура.

Старшая ступень обучения включает в себя пять основных мо­ментов:

На начальном этапе обучения данной возрастной категории предполагается:

  1. Повторение ранее изученного материала об основных частях речи (Имя существительное. Имя прилагательное, местоимение, гла­гол, наречие) и закрепление его на практикуме в виде письменных упражнений, словарных диктантов, тестов, игровых ребусов, кросс­вордов. Работа над орфографическими ошибками проводится само­стоятельно или под руководством учителя.
  2. Введение причастия и деепричастия как форм глагола и ис­пользование их в устной и письменной речи.
  3. Словообразование: создание слов с помощью суффиксов, при­ставок и их значения.
  4. Синтаксис: сложное предложение, прямая и косвенная речь.
  5. Изучение основных правил русской пунктуации: введение двоеточия, точки с запятой, тире и т.д.

Языковая культура сегодня становится неотъемлемой и весьма существенной частью культуры современного человека, а владение хотя бы общими навыками межкультурного общения стало просто необходимым. Для того чтобы межнациональное общение было успешным, стараемся чтобы ученик обладал навыками элементарной межкультурной грамотности, что предполагает воспитание интереса и уважения к культурам разных народов и стран, при сохранении ува­жения к ценностям своей культуры.

В работе учителей-языковедов широко используется технология развивающего обучения. Эта цель достигается путем создания про­блемных ситуаций, коллизий; составляется и обсуждается план урока вместе с учащимися; создается атмосфера заинтересованности каждо­го ученика в работе класса; стимулируется потребность учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения за­даний; оценивается не только конечный результат, но и процесс дея­тельности ученика.

Вгимназии им. М.Г. Гамзатова  чётко выработаны системы:

  1. научно-методического сопровождения в условиях перехода на новые образовательные стандарты;
  2. сохранения и поддержания культурной идентичности и само­идентификации человека в условиях билингвизма;
  3. оценки качества образования и воспитания учащихся в поли­культурном образовательном пространстве.

Одним из главных условий развития школы является инноваци­онная деятельность, которая охватывает все важнейшие сферы школьной жизни.

Благодаря оснащению учебного процесса цифровыми образова­тельными ресурсами у педагогов и учащихся появилась возможность использования информационных технологий на уроках русского язы­ка (электронные пособия, справочники, презентации, тестирование и т.д.), во внеурочной деятельности (кружки, творческие группы, под­готовка проектов, переписка с партнерами и др.).

Результативностью применения ИТ-технологий как в урочной, так и во внеурочной деятельности является высокое качество образо­вания, результаты независимого тестирования при проведении проб­ных экзаменов, промежуточной аттестации, сдаче ЕГЭ, динамика вы­бора выпускниками 9 и 11 классов прохождение государственной (итоговой) аттестации в форме защиты реферата, продуктивное уча­стие школьников в научно-практических конференциях, международ­ных конкурсах и проектах.

 

 

Категория: Русский язык, литература | Добавил: Администратор
Просмотров: 157 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА