Воскресенье, 15:41 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Методический кейс по литературе. С.А.Есенин
24.08.2011, 22:01
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
р.п. Первомайский Тамбовской области

Методический кейс
по литературе
(С.А.Есенин, 11 класс)

Подготовила учитель русского языка и литературы
Халяпина Лариса Николаевна

С. А. ЕСЕНИН
РУСЬ ДЕРЕВЕНСКАЯ

«Чувство Родины — основное в моём творчестве» (С. Есенин).
В ранней лирике поэта ещё не звучат социальные мотивы — чувство Родины выражено в любви к родной природе. В этот период Родина для Есенина — это село Константиново. Конечно, образ Родины со временем менялся, как изменялись сама жизнь в стране и её облик. Незыблемыми ценностями для поэта всегда оставались: русская природа, русские люди и счастье «дышать и жить» всем этим.

«Страна берёзового ситца» — изображение русской природы.
В стихах Есенина изображены пейзажи милой его сердцу среднерусской полосы. Есенин писал: «Россия — какое хорошее слово. И „роса", и „сила", и синее что-то». Он представлял Русь синей и связывал этот образ с небесами и водной гладью: Не видать конца и края — / Только синь сосёт глаза. Используя приём олицетворения, поэт уподобляет природу живому существу. Подобно человеку, природа у него поёт, плачет, грустит и радуется: Тихо в чаще можжевеля по обрыву, / Осень — рыжая кобыла — чешет гриву. Лирика Есенина отличается откровенностью, эмоциональностью, напевностью (многие стихи положены на музыку), в ней ощущается глубокая связь с рус¬ским фольклором.

Основные образы. Образы природы многообразны: закат и восход солнца, берёзки, клёны, топи болот и т. д. Они очень красивы: здесь всем знакомые «синий плат небес» и «роща золотая», «малиновое поле» и кудри берез, заледенелый клён и речные заводи. Поэт использует неожиданные сравнения и метафоры: «Осень — рыжая кобыла»; «принакрылась снегом, точно серебром»; «выткался на озере алый свет зари»; «задрожало зеркало затона»; «кудрявый сумрак за горою»; «взвенивает лес». Подсчитано, что у Есенина более полусотни удивительных образов луны (месяца). Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных».

Отражение крестьянского быта. В стихах отразились древние русские традиции, сказки и песни, диалектные слова. В зарисовках есть и грустные нотки: поэт рассказывает о тяжёлой жизни деревни, о ветхих избушках и заброшенных церквях. Деревня стала для Есенина религией навсегда, а русская изба — своеобразным храмом. Он готов отказаться от библейского рая во имя своей Родины: Если крикнет рать святая: / «Кинь ты Русь, живи в раю!» / я скажу: «Не надо рая, / Дайте родину мою».

ЛИРИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ 1914-1917 гг.

«В хате» (1914). Каждая строчка этого стихотворения наполнена деталями крестьянского быта:
Вьётся сажа над заслонкою.
В печке нитки попелиц,,
А на лавке за солонкою ~
Шелуха сырых яиц...
Видно, как трепетно относится поэт ко всем этим деталям и подробностям. И свою любовь к русской деревне он пронесёт через всю жизнь, через всё творчество.
Изба крестьянская,
Хомутный запах дёгтя,
Божнаца старая,
Лампады кроткий свет,
Как хорошо,
Что я сберёг те
Все ощущенья детских лет.
Нет ярких красок, вычурных образов, всё очень обыденно, достоверно, даже непоэтично («тараканы лезут в паз»), но стихи притягивают. И не только мет костью зарисовок, но главное — задушевностью интонации.

«Гой ты, Русь моя родная...» (1914). Стихотворение вошло в первый сборник поэта «Радуница». В нём есть всё, что характерно для ранней лирики Есенина: не совсем понятные городскому читателю слова («зелень лехи» — полевые полосы, «корогод» — хоровод) и обилие религиозно символики («рать святая», «хаты — в ризах образа», «короткий Спас»). Картина воспринимается как бы глазами «захожего богомольца», и мы ощущаем настроение просветлённого восторга. Окунуться в атмосферу чистой радости, которая наступает после праздничной церковной службы, помогает читателю разными средствами.
В стихах присутствует звуковой ряд: слова «звонно», «гудит», «прозвенит» создают иллюзию разносящегося колокольного звона. А деревенская изба уподобляется иконе: «хаты — в ризах образа». Это ключевой образ, в котором некрашеные стены как тёмный лик святого, окна как глаз соломенные крыши как золотые ризы, обрамляющие икону. Есенин использует цветопись: «Только синь сосёт глаза» (то есть как бы впивается глаза). Если синий цвет назван, то золотой присутствует скрытно: соломенные крыши хат, налитые яблоки, мёд, жёлтая стерня на сжатых полях, тополя пожелтевшей листвой и др.
Праздничное состояние души — и у лирического героя, и у крестьян («гудит веселый пляс», «девичий смех»), и в природе. Поэт находится в гармонии собой, с природой, и другого счастья ему не надо.

Топи да болота...» (1914). В этом стихотворении поэт изобразил осеннюю рязанскую природу. Но грустные картины засыпающей природы не беззвучны: «тенькает синица», «взвенивает лес», «гомон косарей», «посвист ветряной» и др. Есенин слышит природу. Ощущается связь с фольклором: в стихотворении широко используются метафоры — олицетворения, характерные для устного народного творчества («лесные кудри», «плат небес»), хорошо дна связь с языческой мифологией славян, в которой дерево объединяет всё сущее на земле: корнями уходит в почву, кроной в небеса, а ветками-руками обнимает мир. И у Есенина «елям снится», «слухают ракиты». Природа Родина для Есенина — одно и то же, и картины природы в его стихах не абстрактно-обобщённые, а конкретные. А «забытый край», даже грустный и невзрачный всё равно неотделим от души поэта.

Чары» (1915). В творчестве Есенина невозможно выделить стихи о Родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто «чувством Родины». Мы называем его национальным поэтом не только потому, что он писал о русской природе, что язык его стихов прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин (поэт выразил национальный характер, национальные мечты и строения). О любви он писал уже в самых ранних стихах. Истоки этих стихотворений — в проявлении чувств поэта ко всему земному. Любимая часто представлена в образе природы, как в этом стихотворении: «В цветах любви весна -царевна / По роще косы расплела». А природа вся пронизана любовью: «И я, как страстная фиалка. / Хочу любить, любить весну».

Не бродить, не мять в кустах багряных...» (1916). Перед нами один из шедевров любовной лирики Есенина. Поэт восстанавливает в памяти облик любимой девушки, поддавшись воспоминаниям. Простые сравнения построены на уподоблении природе: девушка похожа на розовый закат, лучиста и светла, как снег. Метафоры также соотносят любимую с природой: «со снопом волос своих овсяных», «зёрна глаз». Образ любимой слит с природой и лишён конкретных, индивидуальных черт. Это не потому, что
юношеское увлечение позабылось — просто внешние приметы растаяли, а
ощущение «светлой тайны» осталось навсегда, ведь чувство первой любви
никогда не умирает в душе. В этом стихотворении ярко проявился особый дар
поэта увидеть знакомое явление природы с неожиданной стороны: В тихий
час, когда заря на крыше. / Как котёнок, моет лапкой рот.

Нивы сжаты, рощи голы...» (1917). Первая строфа стихотворения передаёт настроение осенней грусти: нарисована картина среднерусской природы, замершей в ожидании зимы. Во второй строфе говорится о том, что хотя пока еще по-осеннему невзрачно, но скоро наступит зима (даже «взрытая дорога» об этом мечтает). А завершает стихотворение яркая метафора: Рыжий месяц жеребёнком / Запрятался а наши сани. Настроение переходит от грусти к светлому нетерпеливому ожиданию, даже восхищению. У Есенина проявляется крестьянское миропонимание — с одушевлением природы и зверья, с осознанием естественного и вечного круговорота жизни.

РУСЬ СОВЕТСКАЯ
«В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном» (С. Есенин).
Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно, но новый мир понял не сразу. Есенин пережил глубокий духовный кризис, пытаясь понять, «куда несёт нас рок событий». Он искрение хотел быть певцом «Руси советской», но сердцем всё же остался певцом «Руси уходящей», поэтом «золотой, бревенчатой избы». О себе Есенин говорил: «Я послед¬ний поэт деревни».

Отражение в стихах мировоззрения поэта
Революционным событиям были посвящены многие стихи, в том числе цикл поэм: «Певущий зов», «Инония», «Иорданская голубица», «Пре¬ображение», «Отчарь». «Октоих». В них образ революции поэт создан через систему библейских символов и мифологических понятий. От ре¬волюции Есенин ждал идиллическою «земною рая» для мужиков («Иор¬данская голубина», 1918). Революцию он принял как «дорогого гостя», несущего переоценку всех ценностей и великое духовное обновление. В поэме «Инония» (1918) поэт предрекает появление новых святых и пра¬ведников, близких мужицкому сознанию. Он называет себя пророком Сергеем Есениным и объявляет, что на смену христианскому раю идёт крестьянский рай — Инония. Однако шли годы, а желанный рай не наступал. Мечты о «граде Инонии» рухнули. Стихотворения советского периода содержат горькие сожаления о потере старой, патриархальной Руси (горечь и сожаление звучат, например, в стихах 1924 г. «Русь уходяшая» и «Русь советская»). Но Есенин сумел преодолеть в себе и обиду, и горечь, и недоумение. Он принимает и приветствует новую, совет¬скую Русь, даже готов отдать ей душу, но «только лиры милой не отдам». До революции Россия в лирике Есенина ассоциировалась с «го¬лубой страной», страной-идеалом, мечтой. После Октября голубой цвет почти исчезает из его стихов. Романтический образ «голубой Руси» вы¬тесняется образом Руси советской.

Эволюция темы родной земли в поэзии Есенина
Восхищение красотой родного края — изображение тяжёлой жизни на¬рода — мечта о «мужицком рае» — неприятие городской цивилизации — стремление постигнуть «Русь советскую» — чувство интернационального единения с каждым жителем планеты — и навеки оставшаяся в сердце любовь к родному краю («Моя лирика жива одной большой любовью к Родине»).

ЛИРИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ 1920-х гг.

«Я последний поэт деревни...» (1920). Стихотворение пронизывает настроение обречённости и неподдельной боли. Посетив родное село, поэт увидел картину распада и гибели породившего его мира, по которому прокатились Гражданская война, продразвёрстка и голод. Главная мысль этого стихотворения — осознание своей чуждости надвигающемуся на деревню «железному гостю», несущему гибель всему деревянному — живому. Мно¬гократно повторяется тема смерти: прощальная обедня, кадящая листва, панихидный пляс. И, как и в других стихотворениях поэт создаёт непов¬торимые образы: по-осеннему желтолистые берёзы уподобляются прощальным свечам, а сам златокудрый поэт — догорающей свече «из тёмного воска».

«Не жалею, не зову, не плачу...» (1921). Поэт выразил своё настроение грусти и сожаления об уходящей молодости. Он говорит, что его сердце холодеет, остывает «дух бродяжий», желания стали скупее. Но снаружи его исповедь расцвечена яркими образами, которые воспринимаются как афоризмы: «Всё пройдёт, как с белых яблонь дым», «страна берёзового ситца», «увяданья золотом охваченный». А потом возникает символический образ розового коня. Этот прекрасный розовый конь — символ весны и радости, восхода солнца, жизни. Поэт «весенней гулкой ранью» уже «проскакал на розовом коне», но мы не ощущаем трагичности, потому что начинается и заканчивается стихотворение словами, в которых выражается приятие жизни такой, какая она есть, — с рассветом, увяданием и неизбежным умиранием. Прожив жизнь в неразрывном единстве с природой, поэт воспринимает свой уход как естественный процесс. В последних строчках звучат воспоминания о молодости, возвращается образ «страны берёзового ситца», которой поэт остался верен до конца.

«Сорокоуст» (1920). В стихотворении озвучена тема столкновения природы
и человеческого разума, вторгающегося в неё и разрушающего её гармонию:
Видели ли вы, А за ним
Как бежит по степям, По большой траве,
В туманах озёрных кроясь, Как на празднике отчаянных гонок,
Железной ноздрёй храпя, Тонкие ноги закидывая к голове,
На лапах чугунных поезд? Скачет красногривый жеребёнок?

Жеребёнок воплощает в себе всю красоту природы, её трогательную беззащитность, а поезд обретает черты зловещего чудовища. Вечная тема противостояния
природы и технического прогресса сливаются с размышлениями о судьбе Рос¬сии. В образе случайно увиденного жеребёнка, пытающегося обогнать поезд,
воплотилось горькое недоумение, разочарование в грядущем социализме.
Сорокоуст — это служба по умершему, которая совершается в течение 40 дней
после смерти. Получается, что Есенин в этой маленькой поэме прощался со
старой деревней, с крестьянским миром.

«Шаганэ ты моя, Шаганэ...» (1924). Это стихотворение — одно из пятнадцати стихотворений Есенина о любви в цикле «Персидские мотивы». Как и во многих других стихах, любовь к женщине здесь раскрывается через любовь к родной земле:
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Здесь, вдали от родных мест, любовь к России обостряется. В стихотворении звучит одна из главных тем цикла — ностальгия по России:
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Образ любимой в персидской лирике превосходит своей красотой даже приро¬ду, но сердцу поэта дороже другой образ:
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа...

«Письмо матери» (1924). В стихах последних двух лет Есенин создал настоящий культ родного дома как единственного надёжного пристанища в этом страшном мире и культ матери как единственно родной и преданной души. Мать — это и есть родина, начало всех начал для человека. Поэт возвращается к известной библейской теме — возвращению блудного сына, который пытается найти в жизни опору. В отличие от библейского сюжета, сын возвращается не к отцу, а к матери. Сын разочаровался в своих мечтах, в жизни, потерял веру, испытал «слишком раннюю утрату и усталость». У него осталась последняя пристань: Ты одна мне помощь и отрада, / Ты одна мне несказанный свет. Образ матери в этом стихотворении близок каждому русскому сердцу. Сознание своей вины перед матерью, надежда на её прощение знакомы очень многим людям, поэтому так трогают их души эти стихи. Свои самые сокровен¬ные чувства поэт выразил в обычных, неброских и всем понятных словах.

«Русь советская» (1924). Эта небольшая поэма по своей тональности делится на три части — элегическую, эпическую и лирическую.
В элегической части поэт признаётся, возвратившись на родину: Я никому здесь не знаком, / А те, что помнили, давно забыли. В том, что поэта забыли, виноват «тот ураган», что пронёсся над страной. «В своей стране я словно иностранец». Трагедия распада времён, разрыва поколений становится смысловым центром стихов.
В эпической части даны картины изменившейся жизни села: по воскресеньям крестьяне собираются теперь не у церкви, а у волостного правления, хромой красноармеец «непонятным языком» вещает о Будённом и Перекопе, и песни односельчане поют не его, а чужого им по духу пролетар¬ского Демьяна Бедного.
И всё-таки четыре строфы лирической части звучат жизнеутверждающе. Поэт находит в себе силы благословить все перемены, он приветствует незнакомое новое племя и утверждает на все времена своей главной и единственной поэтической темой тему Родины, России.

Разработка урока – исследования на тему:
«ГУМАНИЗМ ЕСЕНИНА. ИСКРЕННОСТЬ И
ГЛУБОКИЙ ЛИРИЗМ ЕГО ПОЭЗИИ»
Цели: приобщение учащихся к миру поэтических образов лирики
Есенина;
- воспитание гражданских чувств, чувства любви ко всему живому на земле, к родителям;
- развитие речи учащихся, навыка выразительного чтения сти¬хов, умения анализировать лирическое стихотворение.
Есенин, дай на счастье нежность мне
к березкам и лугам, к зверью и людям
и ко всему другому на земле, что мы с
то¬бой так беззащитно любим.
Е.Евтушенко
Ход урока
I. Организация урока. Сообщение темы и целей урока.
II. Выступление учащихся по темам домашнего задания.
1. Самостоятельный анализ стихов.
2. Рассказ на тему «Русская природа в лирике Есенина».
III. Исследование но проблеме урока.
1. Слово учителя.
Учитель. Есенина роднит с народной поэзией не только представление о природе и человеке, но и - это главное - отно¬шение к природе и человеку. Значение его стихов для нас велико прежде всего потому, что они говорят о великой ценности всего живого на земле.
Русское поле; лес и река; березка над прудом; «черная, потом пропахшая выть»; золотая роща; красногривый жеребенок, скачущий за паровозом; щенок, встречающий поэта заливистым лаем; косари на лугу; пахарь в поле; крестьянка-мать; старый дед; «девушка в белом» и девушка «в голубом» - все живое вызывает в сердце Есенина глубокую нежность. Поэт Евгений Евтушенко считает эту черту самой характерной для дарования Есенина. Чтение эпиграфа. Обсуждение его.
2. Чтение и анализ стихотворения «Песнь о собаке». Вопросы:
1) М. Горький особенно любил это стихотворение. Чем, по вашему мнению, оно могло покорить Горького?
2) Как автор показывает свое отношение к происходящему?
(Произведение говорит о доброте автора, гуманности. Стихотворение написало просто. В нем материнские чувства собаки противопоставлены черствости, бессердечности, расчетливости ее хозяина.)
Учитель. Очень любил Есенин все живое на земле. Он видел в животных «братьев наших меньших».
3. Стихотворение «Корова» (чтение и анализ).
У ч и те ль. Что удалось автору выразить в стихотворении?
(С глубоким чувством пишет автор о корове, у которой «вы¬пали зубы», свиток годов на рогах», пишет с болью, потому что у нее отняли «белоногого телка».)
4. Стихотворение «Собаке Качалова»,
У ч и те л ь. С неизменной нежностью о «братьях наших мень¬ших» рассказывает он и в стихотворении «Собаке Качалова».
а) Сообщение ученика об истории стихотворения.
Воспоминания В. И. Качалова
«Я отыграл спектакль. прихожу домой...- вспоминал впо¬следствии (в 1925 году) Василий Иванович Качалов. - Поднима¬юсь по лестнице и слышу радостный лай Джима... Тогда Джи¬му было всего четыре месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джи¬ма - они уже познакомились и сидели на диване, вплотную при¬жавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из подмышки Есе¬нина и лизал его лицо...» Через несколько дней стихи были гото¬вы. «Прихожу как-то домой - вскоре после моего первого зна¬комства с Есениным, - продолжает Качалов. - Мои домашние рассказывают, что без меня заходили трое: Есенин, Пильняк и еще кто-то - Тихонов, кажется. У Есенина на голове был цилиндр, и он объяснил, что надел цилиндр для парада, что он при¬шел к Джиму с визитом и со специально ему написанными сти¬хами, но так как акт вручения стихов Джиму требует присутст¬вия хозяина, то он придет в другой раз. И нее трое молча ушли».
б) Прослушивание стихотворения в записи,
5. Стихотворение «Исповедь хулигана». Анализ фрагментов.
У ч и те л ь. И не только о качаловском красавце Джиме говорит Есенин с нежностью. В одном из самых трагических сво¬их стихов «Исповедь хулигана» он с таким же чувством рассказывает о пегой деревенской дворняжке:
А ты, любимый
Верный пегий пес?!
От старости ты стал визглив и слеп.
И бродишь по двору, влача обвисший хвост,
Забыв чутьем, где двери и где хлев.
О, как мне дороги все те проказы,
Когда, у матери стянув краюху хлеба,
Кусали мы с тобой ее по разу.
Ни капельки друг другом не погребав.
В этом «ни капельки друг другом не погребав» - весь Есенин. Даже в годы тяжелейшего духовного кризиса Есенин писал:
Я все такой же.
Сердцем я все тот же.
Как васильки во ржи, цветут в лице глаза.
Стеля стихов злаченые рогожи.
Мне хочется вам нежное сказать.
«Вам» - это людям, человечеству.
«Мы теперь уходим понемногу...» - это стихотворение не только о «восторженной любви к примитивной жизни», оно еще том, как дороги поэту люди:
Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле.
6. Стихи Есенина о родных.
Учитель. К гуманизму можно прийти различными путями. Есенин пришел к нему от сыновней любви к родной земле.
С темой родного края связаны стихи Есенина о родных. Эти стихи, обращенные к деду, матери, сестрам. Читая их, начина¬ешь по-настоящему понимать, почему Есенин называл себя «неж¬ным». «Я красивых таких не видел», — говорит он о сестре Шуре.
• Чтение стихотворения «Я красивых таких не видел».
Учитель. «Милая, добрая, нежная», - называет он старую мать. В воспоминаниях сестер поэта мать предстает поэтичной, озаренной природным тактом женщиной и вместе с тем печаль¬ной, краткой, терпеливой, бесконечно любящей. На всю жизнь остался этот образ для Есенина как символ нравственной чисто¬ты и красоты. Всю жизнь сверял он с этим образом, тяжко стра¬дал, сознавая, что не отвечает мечтам матери, видел в ней «по¬мощь и отраду». В самые трудные минуты жизни Сергей Есенин обращался к матери как к верному другу.
Александра Есенина вспоминает: «Наша мать, стройная, кра¬сивая, считалась лучшей песенницей на селе. Она была неграмот¬ная и всю жизнь об этом жалела. Уже, будучи пожилой женщи¬ной, она пыталась ходить в ликбез, но старческие руки плохо слушались и, несмотря на большое желание, научилась она только расписываться и едва читать по слогам.
Когда мы учились, она следила за тем, чтобы мы делали уроки, а если мы читали художественную литературу, она вор¬чала: «Опять пустоту листаешь. Читала бы нужную книжку, а то ерундой занимаешься!». И сама же бессознательно приви¬вала нам любовь к литературе. С раннего детства мы слышали от нее прекрасные сказки, рассказывать которые она была большая мастерица, а когда мы подросли, то выяснили, что час¬то пела она переложенные на музыку стихи Пушкина, Лермон¬това, Никитина и других поэтов.
• Театрализованный монтаж по тексту стихотворения «Письмо матери».
Голос певца.
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Ч т е ц. Говорят, что Есенину нравилась эта нехитрая мелодия, которую подобрал к его словам Василий Липатов. И пошла песня по городам, окраинам и далеким деревням, полюбилась она людям за нежность, за простые слова о своей деревне. О матери, для которой сын всегда остается сыном, каким бы он взрослым и знаменитым, о материнском сердце, которое болит о своих детях.
Певец.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж –
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Чтец. Эти горькие слова не очень-то нравились матери, Татьяне Федоровне Есениной.
Г о л о с матери. Он стал читать «Москву кабацкую». Мне не понравилось это. Я обвинила его: «Не нужно это». Он говорит: «Мама, говорит, как вижу, так и пишу. Вы меня не вините в этом, ни одно слово не должно лишним быть». Я больше в ответ ему ничего не сказала. Я больше не знаю его».
Певец.
Ничего, родная! Успокойся,
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Голос матери. А домой обязательно ездил. Каждое лето Ну, приедет. Мы радостно встречали. Подарки нам привезет. И со¬седей всех угостит винцом. Стариков соберет, угостит. Все было хорошо.
Ну, тогда еще убирали барские луга. С отцом ходил косить на луга. И так у него все лето и проходило. С гостями. Какую-нибудь старуху где-нибудь поймает, приведет, посадит, угостит ее, послушает, что она будет говорить за прошлое время. Ему было интересно. Везде он знал: кто как живет, кто как понимает, читал стихи мне. Он был знаменитым поэтом.
Голос Есенина. (Поэт читает свое стихотворение «Я по¬кинул родимый дом...».)
Голос матери. А мы понятия не имели, что за поэзия та¬кое. А ведь я занята была крестьянскими делами. А он - занят головою: у него работала голова именно о том, чтобы читать и читать. Сергей был тогда именно для этого: для чтения, чтобы ему побольше ухватить на свете, узнать все.
А больше что же? Жил хорошо, слушался во всем. Обижать¬ся на него никто не мог. Все восхищались.
Голос певца.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне,
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Прослушивание в записи стихотворения «Письмо матери».
Учитель. Что легче: говорить о любви к человечеству или быть чутким к людям, которые тебя окружают?
Лирика Есенина воспитывает доброту и отзывчивость. Поэт покоряет нас той стороной своей натуры, которую сам назвал «нежностью».
7. Любовная лирика Есенина.
У ч итель. Одной из наивысших ценностей для Есенина любовь. Стихи о любви: «Заметался пожар голубой», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Я спросил сегодня у менялы», «Дорогая, сядем рядом», «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Мне грустно на тебя смотреть», «Руки милой - пара лебедей», «Пус¬кай ты выпита другим».
Чувство к женщине у Есенина сливается с любовью к Родине, к жизни, поэтому любовь предстает в них в своей творческой гуманистической сущности. Если внимательно прочитать стихо¬творение из цикла «Персидские мотивы» - «Шаганэ ты моя, Шаганэ», можно понять, что именно здесь сквозь пеструю вос¬точную чужбину поднимается самое затаенное, самое родное: «песенка про Русь», которую поэт оставляет на память прекрас¬ной «персиянке». Мимоезжему «урусу» очень хочется рассказать Приглянувшейся восточной красавице и об оставленной «где-то посреди «рязанских раздолий» русской девушке, и о рязанской луне, и о том, как волнуется неведомая здесь, на Востоке, рожь, освещенная таинственным и длинным лунным светом...
Как это сделать? Луну поэт увеличивает во сто раз; оставленнаяя на Родине девушка оказывается «страшно похожа» на саму Шаганэ; значит, чтобы представить ее, персиянке достаточно взглянуть на себя в зеркало. И про то, как выглядит рожь, чуже-земка вполне может догадаться, ибо кудри ее «уруса» - цвета спелой ржи...
А вот поле рассказать нельзя. Про поле - еще кое-как можно, но поле не переводимо. И поэт, страдая от своего бессилия и радуясь ему, трижды, как заклинание, повторяет: «Я готов рассказать тебе, поле...»
8. Тема труда в лирике Есенина.
Учитель. В последние годы Есенин все чаще обращался к мысли о труде, видя в нем не только могучее средство преобра¬зования страны, но и нравственную основу жизни.
«Каждый труд благослови, удача!» - восклицал он в стихотворении, начинающемся этой строкой.
а) Чтение и анализ стихотворения «Каждый труд благослови удача!».
б) Беседа по вопросам.
Учитель. Когда и где мог вырваться из сердца Есенина этот лирический монолог?
(Во время одного из приездов в деревню.)
Учитель. Какую иллюстрацию вы хотели бы нарисовать к стихотворению?
(Человек, лежащий на берегу реки, пьющий воду из кувшин¬ки; или лежащий навзничь в густой траве и глядящий в небо; или выходящий из леса и увидевший пашущего крестьянина.)
У ч и те л ь . Чибис и кулик потому и «плачут в душу», что поэту невыразимо грустно.
У ч и т е л ь . Чем объясняется глубокая грусть лирического героя?
Учитель. Как природа разделяет его чувства?
Учитель. О каком простом и светлом, но утраченном сча¬стье тоскует поэт? Кому он завидует?
У ч и те л ь. Что в этом стихотворении напоминает вам о чер¬тах, характерных для всей лирики Есенина?
(Щемящее чувство печали по утраченной простоте к цель¬ности.)
Только я забыл, что я - крестьянин.
И теперь рассказываю сам,
Соглядатай праздный, я ль не странен
Дорогим мне пашням и лесам.
Учитель. Чувство зависти к тем, кому труд на земле дарует душевную ясность, не отгораживает поэта от людей, не замыкает в мире собственных переживаний:
Потому так и светлы всегда
Те, что в жизни сердцем опростели
Под веселой ношею труда.
Учитель. Как всегда, когда поэт остается наедине с приро¬дой, он испытывает чувство нерасторжимой связи с ней. Он благословляет все живущее:
Каждый труд благослови, удача!
Рыбаку - чтоб с рыбой невода.
Пахарю, чтоб плуг его и кляча
Доставали хлеба на года.
Поражает непривычное «доставали». В нем воедино слива¬ются усилия пахаря, его клячи и плуга, который благодаря этому слову становится живым и непременным участником великого труда. Это «доставали» заставляет нас почувствовать весомость, значимость крестьянской работы на земле.
Есенин умел находить такие единственные, неповторимые слова и обороты речи: «сердцем опростели», «словно кто-то к Родине отвык».
Настроение лирического героя, чувствующего себя чужим в родном краю, определяет особенности художественной системы стихотворения. В нем ослаблены привычные для Есенина связи с традиционной народной поэзией: господствует стихия книжных поэтических образов. Найдите их.
(«Омут розовых туманов», «призрачная гладь», «веселая ноша труда», «соглядатай праздный» и тому подобные.)
Учитель. Совсем нет народно-песенных повторов, если не считать строки, которая звучит как зов из утраченного, ставшего далеким, мира:
Коростели свищут... коростели...
Бросается в глаза и другой «минус-прием»: важным оказы¬вается отсутствие привычных средств художественного изо¬бражения.
В стихотворении нет ни одного образа «заставки», постро¬енного по принципу народных метафорических сопоставлений. Так мучительное чувство пережитого поэтом распадения связей между ним и стихией крестьянской жизни нашло воплощение не только в содержании, но и во всей идейно-художественной структуре произведения.
IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
1. Анализ стихотворения «Я иду долиной. На затылке кепи...».
2. Прочитать стихотворение «Русь советская».
3. Подготовить выразительное чтение и самостоятельное ком¬ментирование стихотворения «Мы теперь уходим понемногу» и сопоставить его со стихотворением «Не жалею, не зову, не плачу».
4. Прочитать поэму «Анна Онегина» и ответить на вопрос: «Какие чувства воспитывает у нас лирика Есенина?».

Задания
От внимательного чтения текста – к заданиям с выбором ответа,
с краткими и развёрнутыми ответами
Прочитайте внимательно текст, подготовьтесь к пересказу (сжатому или подробному) и ответу на вопрос: «Разделяете ли вы позицию автора?» Свой ответ аргументируйте,
(1)Поэтическая судьба, биография художника, — это и есть решающая основа, главная почва лирического творчества. (2)Есенин обладал такой богатой, сложной и по- своему цельной поэтической судьбой, которой очень не хватало многим его образованным современникам. (3) Но отчасти как раз поэтому Есенин в высшей степени вла¬дел тем знанием, которое живет в самом человеке и во¬площается в его поведении и, конечно, в творчестве. (4) С другой стороны, он имел достаточно знаний интеллек¬туального характера, достаточно для создания той ве¬ликой поэзии, которую он мог и должен был создать, выразив, по словам Горького, «неисчерпаемую печаль полей»; «любовь ко всему живому в мире...». (5) Если бы ему были необходимы иные знания, он, без сомнения, ими бы овладел.
(6) Есенин, по верному замечанию Пастернака, обладал тем «высшим моцартовским началом», той «моцартовской стихией», которая, пожалуй, и есть не что иное, как ярчайшее воплощение культуры. (7) Думать, что куль¬тура измеряется количеством интеллектуальных знаний — значит волей-неволей приходить к выводу, что все Сальери мира — люди более высокой культуры, чем Моцарт...
(8) Духовная культура способна оплодотворить поэзию лишь тогда, когда она не просто накопленная сумма идей, но когда она воплощена в самом жизненном пове-дении поэта.
(В. Кожинов)
1. Какое название в большей степени отражает содержание текста?
1) В чем суть духовной культуры?
2) Роль интеллектуальных знаний.
3) Основа лирического творчества.
4) Тема природы в творчестве Есенина.
2. Какого имени собственного нет в тексте?
1) Есенин 3) Пастернак
2) Пушкин 4) Горький
3. Укажите слово, которое является «лишним» в ряду синонимов к прилагательному неисчерпаемый?
1) безграничный
2) неистощимый
3) неиссякаемый
4) плодородный
4. В каком случае значение слова поневоле объясняется не с по¬мощью фразеологизма?
1) рад не рад
2) волей-неволей
3) хочешь не хочешь
4) как ни крутись
5. Какое из слов является ключевым в данном тексте?
1) интеллект 3) современник
2) культура 4) почва
6. Какое имя собственное, употребляемое в тексте, выполняет роль символа?
1) Горький 3) Моцарт
2) Есенин 4) Пастернак
7. Определите стиль текста и тип речи:
1) художественный стиль, описание
2) научный стиль, повествование
3) публицистический стиль, рассуждение
4) публицистический стиль, описание
8. Выпишите из предложений 6-8 прилагательное, употребленное в превосходной степени сравнения.
9. В каком предложении нет вводного слова (сочетания слов)?
1)3 3)6
2)5 4)7
10. В каком сложном предложении два придаточных?
1)2 3)4
2) 3 4) 7
11. Какие языковые средства помогают автору выразить не толь¬ко мысли, но и чувства? (Укажите не менее трех средств.)
1) оценочная лексика
2) вводные слова
3) сравнение
4) эпитеты
5) олицетворение
6) риторическое обращение
7) цитирование

Ответы
1
3
5
2
9
4

2
2
6
3
10
4

3
4
7
3
11
1,2,3,4,7

4
2
8
ярчайшее



Тест по типу ЕГЭ
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. ЛИРИКА
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В1—В5; С1 —С2.
Не жалею, не зову, не плачу.
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым,
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна берёзового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты всё реже, реже
Расшевеливаешь камень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны.
Тихо льётся с клёнов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Ответы на задания В1—В5 дайте в виде слов или сочетания слов.
В1. Из второй строфы стихотворения выпишите слово, которое относится к просторечиям.
В2. Как называется прием поэтического синтаксиса, придающий стихотворению песенные интонации и использованный в третьей и пятой строфах («все реже, реже...»; «все мы, все мы...»)?
В3. Определите стихотворный размер приведенного текста.
В4. «Березовый ситец», «золото увяданья», «буйство глаз» — какой поэтический троп иллюстрируют эти примеры?
В5. Какой цветовой эпитет, символически отсылающий и к цвету утренней зари, и к «весенним» ощущениям молодости, и к радостным ожиданиям, использован поэтом в четвертой строфе стихотворения? Выпишите слово в именительном падеже.
Ответы на задания С1—С2 дайте в виде связного текста в объеме 5—10 предложений.
С1. В финальной строфе поэт благословляет не только свою про¬шедшую молодость, но и все то, «что пришло процвесть и умереть». К каким жизненным явлениям, на ваш взгляд, отсылает этот образ?
С2. В каких стихотворениях русских классиков звучит тема про¬щания с юностью? В чем их сходство и различия со стихотворением Есенина?
Дайте полный, развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необхо¬димые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по воз¬можности раскрывая собственное видение проблемы.
С5. Как проявляется в лирике С.Есенина «половодье чувств» ли¬рического героя?
Ответы
В1. Шляться
В2. Повтор
В3. Хорей
В4. Метафора
В5. Розовый

Используемая литература
1. Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010
2. Кучина Т.Г., Леденёв А.В. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2010
3. Пахнова Т.М. ЕГЭ. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. – М.: «Экзамен»,2010.
4. Урывская Н.П.Гуманизм Есенина. Искренность и глубокий лиризм его поэзии (урок-исследование). Кн. Литература. 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков. – Волгоград: Учитель, 2009
Категория: Русский язык, литература | Добавил: ЛН | Теги: Есенин, Лирика, Тест
Просмотров: 9579 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
Возьму материал на заметку.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА