Воскресенье, 15:21 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Методическая статья "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку" (из опыта работы)
[ Скачать с сервера (22.7Kb) ] 19.01.2015, 17:24

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г.Сызрани Самарской области

Статья
«Готовимся к ЕГЭ по русскому языку»
(из опыта работы)

Подготовила

учитель русского языка и литературы
Лабашкина Елена Евгеньевна


г.Сызрань
2015 г.

"...есть нечто общее между
кубизмом Пикассо, раскрытием
атомного ядра и парцелляцией предложения".
В.Якимович

Учителя обычной общеобразовательной школы, обучающие детей в 10-х - 11-х классах, часто задают себе вопрос: те, кто готовит КИМы к выпускным экзаменам, думают о нас и наших учениках? Не случайно я обратилась к высказыванию В.Якимовича. Как-то очень хочется выяснить: имеют ли представление о таком стилистическом тропе ядерщики или исследователи искусства живописи? А вот наши дети должны не только иметь об этом представление, но и уметь находить парцеллированные конструкции в тексте, выявлять их стилистическую роль в тексте.
Давайте обратимся к программам по русскому языку и литературе. Анализ учебно-методического пособия Сениной А.Н. «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ» последних лет показывает, что из 30 данных в нём вариантов этот термин в задании В8 не встречается только в 6-ти. Впервые в КИМах парцелляция заявила о себе в 2002г. без объяснения термина. Определение термина появилось лишь в следующем году (Демонстрационный вариант 2 - 2003г.).
Литературоведческие понятия даются учащимся следующим образом:
- в 5-х – 7-х классах они знакомятся с эпитетом, олицетворением, сравнением, метафорой;
- в 8-х – 9-х даются понятия антитезы, анафоры и эпифоры, инверсии, параллелизма, риторического вопроса, иронии, гиперболы и литоты, градации;
- в 10-х – 11-х классах вводятся аллегория, аллитерация, оксюморон, перифраз, метонимия, синекдоха, умолчание, парцелляция, эллипсис.
Изучение парцеллированных конструкций в средней школе носит скорее факультативный, чем обязательный характер. Ни в одном из действующих учебников для 10-х – 11-х классов эта тема не представлена, материалы можно найти только в специальной литературе для подготовки к ЕГЭ, но и там справочные статьи носят скорее рекомендательный характер.
Однако, хотим мы или не хотим, а представление об этом стилистическом средстве дать обязаны. А теперь, уважаемые коллеги, подумаем, как? Коль эта парцелляция «выпрыгнула» перед нами в 10 классе, как чёрт из табакерки, то и освоить её мы должны по возможности в кратчайшие сроки.
Работая над этой проблемой, я накопила некоторый опыт в изучении структурных особенностей парцелляции. Возможно, это пригодится молодым педагогам, работающим в 10-х - 11-х классах.
Ознакомление с парцелляцией как специфическим средством выразительности речи, как правило, происходит на факультативных занятиях русского языка в 10-м классе, однако проводить такие занятия целесообразно в 9 классе, когда учащиеся пытаются с помощью учителя анализировать экспрессивные синтаксические явления, определять их роль в тексте.
На факультативных занятиях в 9 классе на тему "Парцелляция" отвожу 2 часа, распределяя их таким образом:
- парцелляция как стилистический приём (теоретические сведения об истории появления парцелляции как особого синтаксического средства выразительности речи, употребление парцелляции в художественном тексте);
- практическое занятие (работа с текстами, выявление парцелляции и определение роли парцелляционных конструкций в тексте), где предлагаем провести игру «Писатель-издатель-читатель».
Какие задачи я ставлю и какие цели при этом преследую: с одной стороны, мне необходимо подготовить учащихся к ЕГЭ, чтобы выпускники свободно могли ориентироваться в различных средствах выразительности языка, а с другой стороны, я пытаюсь воспитать в ребятах «эстетику чтения», ведь вдумчивый читатель - грамотный, эстетически развитый человек, духовно богатая личность.
Первое занятие теоретического характера можно провести, подготовив с учащимися сообщения по темам: «Что такое парцелляция?», «Когда и почему появилась парцелляция?», «Роль парцелляции в разных стилях и жанрах речи».
Работая над сообщениями, учащиеся самостоятельно и с помощью учителя собирают материал, обращаются к справочной литературе и интернет-ресурсам, подыскивают необходимые тексты.
Так, на первом занятии они узнают, что парцелляция как средство выразительности речи давно привлекала лингвистов. Известный филолог В.В.Виноградов, изучив стилистические особенности пушкинской прозы, предложил понятие «субъективно-экспрессивных форм синтаксиса как средства экспрессивной выразительности». Особые парцелляционные конструкции часто встречаютс в эпоху авангардной литературы конца XIX - начала XX века. Это объясняется желанием многих поэтов и писателей Серебряного века «уничтожить чистый, ясный, звучный русский язык», чтобы создать язык новой эпохи. В 60 - 70-ые годы наблюдается это стилистическое явление в прозе Ф.Абрамова, В.Шукшина, В.Распутина и других писателей. Постмодернизм перестроечного периода «подарил» нам бунтарство и анархизм, проявившиеся в расшатывании норм языка. Прослушав сообщения одноклассников, проанализировав примеры, которые они приводили в своих сообщениях, ребятам предлагается подумать над вопросами: нужна ли в художественной литературе парцелляция? А если нужна, то какую роль она играет в том или ином случае?
Закрепляя теоретические сведения на первом занятии, стараюсь научить распознавать этот стилистический приём (в иной интерпретации - фигура речи) в художественном тексте. Практическая работа, основанная на комплексном анализе фрагментов текстов, должна выработать умение выявить базовую часть предложения, а также зависимых элементов (парцеллятов).
Для решения этой задачи предлагаются следующие фрагменты текста (работа с карточками, на компьютере, с интерактивной доской).
1. Дело, конечно, было не в текстах ролей, плохих, хороших, в конце концов, это же ремесло, профессия оплодотворять слова, ситуации, придуманные кем-то. Наполнять их содержанием. Смыслом. Действием. Собой. Своей сутью. Жизнью (С.Вишневская. «Монтаж»).
В данной парцеллированной конструкции базовая часть – «Дело, конечно, было не в текстах ролей, плохих, хороших, в конце концов это же ремесло, профессия - оплодотворять слова, ситуации, придуманные кем-то», парцелляты «Наполнять их содержанием», «Смыслом», «Действием», «Собой», «Своей сутью», «Жизнью»; причем парцеллят «Наполнять их содержанием» является базовой частью по отношению к следующим парцеллятам.
2. Пример дистантного расположения частей парцеллированной конструкции: Недавно подходит к нему мой сменщик, вальцетокарь Мацвай. Мацвай - громила, потолок в трамвае макушкой задевает. Подходит. Чешет правой рукой за левым ухом (Н.Воронов. «Не первая любовь»). С точки зрения актуального членения предложения, парцелляция представляет собой средство выделения, усиления наиболее важных моментов предложения, то есть средство создания в высказывании нового (дополнительного) рематического центра (или нескольких рематических центров).
3. Люди!
Пыля проспекты, топча рожь,
идите со всего земного лона.
Сегодня
в Петрограде
на Надеждинской
ни за грош
продаётся драгоценнейшая корона.
За человечье слово –
Не правда ли, дёшево?
(В.В.Маяковский)
В данном фрагменте стихотворения В.В.Маяковского использование парцелляционной конструкции создаёт эффект нарушения «симметрии» языка. Парцеллят «за человечье слово» несёт большую интонационную и логическую нагрузку, чем базовая часть? На этом факультативном занятии учащимся предлагается также работа с текстами, взятыми из КИМов ЕГЭ, в которых парцелляция используется как стилистическое средство выразительности. По заданию В8 её необходимо найти. Кроме этого, учащиеся должны увидеть роль парцелляции в контексте фрагмента художественного произведения или публицистической статьи.
Для анализа можно предложить следующие примеры текстов:
- «Письмо к другу» (Н.А.Сенина «Русский язык». Подготовка к ЕГЭ - 2012: учебно-методическое пособие), стр.237-238 (По Д. Беличенко);
- «Впервые в жизни я поймал себя на том...» (В.В.Львов. ЕГЭ 2013. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части С), стр.219-220 (По А. Битову);
- «Через несколько лет после войны...» По Д.Гранину (ЕГЭ-2014: Русский язык: самое полное издание типовых вариантов заданий (автор-составитель А.Ю. Бисеров - Москва: АСТ: Астрель 2014г.).
На занятии можно использовать и другие тексты, содержащие в себе такой художественный приём, как парцелляция. Анализируя фрагменты текстов, учащиеся выявляют тему данного фрагмента, поставленные автором проблемы, учатся формулировать одну из них, а также отвечают на вопрос: какова позиция автора по сформулированной проблеме. Необходимо, чтобы ребята нашли в тексте знакомые им тропы и стилистические фигуры, среди которых есть и парцелляция. В ходе такого анализа интересно определить роль парцелляции в контексте фрагмента художественного произведения или публицистической статьи. Таким образом достигается решение поставленных задач.
Второе занятие по теме «Парцелляция» предлагаю провести в виде игры-соревнования «Писатель-издатель-читатель», на котором пытаюсь научить ребят не только выявлять парцелляцию, но и самим отредактировать предлагаемый текст, увидев в нём «свои» парцелляционные сегменты (напомню, что работа ведётся на факультативном занятии, где присутствуют 12-15 учащихся). Выступив на «читательской конференции», определить наиболее удачную творческую работу.
Учащиеся делятся на 4 группы, три из которых «писатели», а 4-ая – «издатели». «Писателям» на карточках предлагается определённый фрагмент текста ( желательно из художественного или публицистического произведения), часть которого представлена «единым куском» без границ предложений. Задача: используя парцелляцию как стилистический приём, определить границы предложений и создать свой вариант текста. В это время «издатели» знакомятся с исходным вариантом, выполняя комплексный анализ текста. На работу отводится 10 минут, затем творческие группы передают свои варианты «издателям», которые сопоставляют тексты и объявляют о начале «читательской конференции». Зачитываются исходные варианты текстов и их творческое переосмысление. Здесь ребята могут отстаивать своё видение художественного замысла. В итоге обсуждения учащиеся объективно выбирают лучший творческий вариант.
Конечно, эта работа требует большой подготовки, но она интересна как учителю, так и ученикам.
Уважаемые коллеги! Работая над этой проблемой, я поняла, что в педагогическом творчестве можно найти пути преодоления любых трудностей.

Категория: Русский язык, литература | Добавил: елена62
Просмотров: 611 | Загрузок: 22 | Рейтинг: 1.0/1
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА