Воскресенье, 20:58 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Употребление имен прилагательных в речи»
17.10.2017, 09:11

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Употребление имен прилагательных в речи»

 

 

 

                                                                                    Урок разработан учителем

                                                                    русского языка и литературы

                                                             Школы №4 г. Нелидово, Тверской области

                                                                 Казаковой Ириной Александровной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Употребление имён прилагательных в речи.

Цели:

обучающая: обобщить знания по заданной теме; обучать правильному и обоснованному подбору синонимов; формировать умения находить прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы; учить использовать прилагательные при описании природы; работать над орфографической зоркостью; продолжать работу по анализу текста;

развивающая: развитие творческих способностей учащихся, монологической и диалогической речи, развивать память, наблюдательность, познавательный интерес к предмету; развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал, делать выводы;

воспитывающая: воспитывать у учащихся интерес к предмету, воспитывать чувства прекрасного; содействовать эстетическому воспитанию учащихся (оформление работ, единый орфографический режим).

                Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие учителя.

2. Работа по теме урока.

 - Сегодня мы продолжим изучение темы, но особое внимание обратим на употребление прилагательных в разных стилях речи. Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат такие строчки:

« Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск»

                                                                   К. Паустовский.

- Как вы понимаете слова К. Паустовского? (в нашем языке многие слова обладают свойством  воздействовать, влиять на чувства и мысли людей, а некоторые слова особенно, потому что в них содержится образность).

- Для чего нужны прилагательные в речи? (делают нашу речь более яркой, точной, выразительной).

- Сегодня на уроке мы посмотрим как « работают прилагательные в разных стилях речи.

а) - Прочитайте предложения.

  1. Широкий двор был весь покрыт белым, мягким снегом. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки. Тяжелыми шапками снега покрыты темно-зеленые ветви елей. Синеватые тени лежат на белых сугробах.

Скажите эти предложения можно назвать текстом? Почему? К какому типу и стилю  можно отнести этот текст?

- Выпишите из текста в тетрадь прилагательные в ед. ч. Т.п. (белым, мягким). Укажите их постоянные и непостоянные признаки (кач., полн. ф., Т.п., ед.ч., м.р.).

- А есть ещё прилагательные в этом тексте? Назовите их  (широкий, морозный, тонкий, тяжёлыми, тёмно-зелёные, синеватые, белых).

- Посмотрите как много прилагательных в этом небольшом тексте. Какова же их роль?  (прилагательные помогают увидеть красивую зимнюю картину, точнее описать предметы, передают отношение автора, делают текст более выразительным, ярким, точным).

б) - Мы работали с прозаическим текстом, а теперь давайте посмотрим как «работают» прилагательные в поэтическом тексте.

- Давайте вспомним известное стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Ребята, а вы знаете, где было написано это стихотворение?

- В тверской области, в Старицком районе есть деревенька Павловское. В  это тихое, уютное, живописное  селение любил приезжать поэт.  Однажды, выйдя из дома, Александр Сергеевич был очарован увиденным зимним пейзажем. И в минуты творческого подъёма Пушкин создаёт шедевр пейзажной лирики – «Зимнее утро».

- Давайте его вспомним.

  1. Мороз и солнце;  день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

На встречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Задание для 1 варианта – найти в этой строфе обращения.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно:

Задание для 2варианта – найти основы предложений, сосчитать их.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит; 

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Задание для 3 варианта - найти в этой строфе опасные места.

Прежде, чем мы начнём работать с этим текстом, скажите, что такое эпитеты? (красочные определения).

- А сейчас поработаем по вариантам (3 варианта) 1 вар.- 1 строфа; 2 вар.- 2 строфа; 3 вар. – 3 строфа (тексты на партах). Нужно выписать из стихотворения эпитеты, определить их разряд. Каждому варианту дано дополнительное задание (см. приложение).

- Давайте проверим. 1вариант -  ваши эпитеты, их разряд  (чудесный,                        прелестный, качественные).  Вам нужно было найти обращения  (друг прелестный, красавица).  2 вариант  (мутном, бледное, мрачные, печальное, качественные). Нужно было объяснить знаки препинания.  

3 вариант (голубыми, великолепными, прозрачный, качественные). Какие опасные места в словах вы нашли?

- Прилагательные, которые вы назвали  по разряду -  качественные. А с какой целью автор использовал эпитеты в этом тексте? (показать настроение радости, выразить возвышенное, восторженное чувство поэта).

- А какую картину помогли нарисовать? (картину чудесной природы, очень красочно, выразительно).

- Какой вывод можно сделать? (в поэтическом тексте тоже много прилагательных. Они создают не только красочную картину, но и  передают наши чувства).

 - На примерах этих текстов мы увидели, какую роль играют прилагательные в художественном стиле и пришли к выводу, что употребление прилагательных придает речи яркость, образность, точность описания. Прилагательные помогают раскрыть отличительные свойства предмета, могут передавать отношение автора к данному предмету.  

в)  А сейчас послушайте текст и ответьте на вопрос: к какому стилю речи он относится?

Метель, перенос снега ветром в приземном слое воздуха. Различают поземок, низовую и общую метель. При поземке и низовой метели происходит перераспределение ранее выпавшего снега, при общей метели наряду с перераспределением – выпадение снега из облаков. ( Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия).

Буран, пурга, вьюга, метелица бывают при северном, сильном ветре. Буран снизу, когда, вихорь вздымает и кружит снежинки с земли, буран сверху, когда в то же время идет снег. (Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля).

- А как вы думаете, в научном стиле много прилагательных? Почему? (В текстах научного стиля не ставится задача создать картину, описать ее.  Прилагательные конкретизируют предметы, а не описывают их. Основная функция научного стиля - передача информации, объяснение научных результатов,  здесь нужна точность, конкретность, однозначность).

г) – Я заранее давала задание проанализировать тексты официально-делового стиля и посмотреть как там «работают» имена прилагательные.  (Читается два текста). Делается вывод, что   в таких документах как заявления, инструкции, законы прилагательные используются редко,  потому что официально-деловой стиль обслуживает сферу деловых отношений. Здесь важна точность, однозначность выражений. Прилагательные в таких текстах используются для конкретизации предмета, для характеристики человека. Роль прилагательных в этом стиле невелика.

Вывод.  Мы сейчас посмотрели какую роль играют имена прилагательные в художественном, научном и официально-деловом стилях. Какой вывод можно из этого сделать? (больше всего прилагательные употребляются в художественном стиле, так как они придают нашей речи  точность, меткость, выразительность, помогают точнее описать предмет, раскрыть отличительные свойства предмета, придают описанию образность, яркость, могут передавать отношение автора к данному предмету. Меньше прилагательных встречается в научном стиле и официально-деловом, потому что в таких текстах не нужно создавать красочную картину, описывать какие-то предметы, явления).

3. – Очень часто при построении текста мы используем одни и те же слова. Чтобы избежать повторов, какие слова-помощники нам помогут?  Давайте вспомним, что такое синонимы? Какую роль они играют в нашей речи? (обогащают, придают ей выразительность, устраняют повтор слов).

- А сейчас поиграем.  Я показываю цвет, а вы подбираете и записываете синонимы.

Фиолетовый  (баклажановый, сиреневый, лиловый)

Красный (багровый, багряный, алый, пунцовый, пламенный, рубиновый, огненный, кровавый, пурпурный).

Желтый (золотой, золотистый, лимонный, солнечный, янтарный, песочный).

Синий (бирюзовый,  голубой,  сапфировый, небесно-голубой, лазурный, небесный, васильковый)

Зеленый  (изумрудный, малахитовый, салатовый, травяной).

  1. – Недавно мы работали с картиной  Крымова «Зимний вечер». В ваших работах были допущены речевые ошибки - повторы. Я выписала несколько таких предложений (предложения на доске).

Кругом видны белые сугробы. Кустарники и тропинка укутаны белым снегом. Верхушки деревьев укутаны белым кружевом. 

Кругом видны белые сугробы. На кустарниках и тропинке лежит нежно-голубой снег. Верхушки деревьев укутаны синеватым кружевом.

- Прочитайте. Найдите ошибки и запишите уже отредактированный текст.

- Давайте проверим, что у вас получилось. Что нужно делать, чтобы избегать таких речевых ошибок? (использовать синонимы).

5. – А теперь творческое задание. Я предлагаю на выбор два задания. Первое задание - напишите мини-сочинение по темам: «Однажды зимним днем», «В красивом заснеженном царстве», «Снег идет!».  Второе задание – в тексте (на партах) вместо пропусков вставьте имена прилагательные и запишите полученный текст.

- Давайте проверим. У кого получилось лучше?

6. Итоги урока

7. Домашнее задание. Повторить контрольные вопросы, подготовиться к контрольному диктанту.

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

  1. Широкий двор был весь покрыт белым, мягким снегом. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки. Тяжелыми шапками снега покрыты темно-зеленые ветви елей. Синеватые тени лежат на белых сугробах.
  2. Мороз и солнце;  день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

На встречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Задание для 1 вар. – найти в этой строфе обращения.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно:

Задание для 2вар. – найти основы предложений, сосчитать их.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит; 

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Задание для 3 вар. - найти в этой строфе опасные места.

3    Метель, перенос снега ветром в приземном слое воздуха. Различают поземок, низовую и общую метель. При поземке и низовой метели происходит перераспределение ранее выпавшего снега, при общей метели наряду с перераспределением – выпадение снега из облаков.               

 Буран, пурга, вьюга, метелица бывают при северном, сильном ветре. Буран снизу, когда, вихорь вздымает и кружит снежинки с земли, буран сверху, когда в то же время идет снег.

а) - Посмотрите как много прилагательных в этом небольшом тексте. Какова же их роль ? (прил. помогают увидеть красивую зимнюю картину, точнее описать предметы, передают отношение автора, делают текст более выразительным, ярким, точным).

б) А с какой целью автор использовал эпитеты в этом тексте? (показать настроение радости, выразить возвышенное, восторженное чувство поэта).

- А какую картину помогли нарисовать? (картину чудесной природы, очень красочно, выразительно).

- Какой вывод можно сделать? (в поэтическом тексте тоже много прилагательных. Они создают не только красочную картину, но и  передают наши чувства).

в) - А как вы думаете, в научном стиле много прилагательных? Почему? (В текстах научного стиля не ставится задача создать картину, описать ее.  Прилагательные конкретизируют предметы, а не описывают их. Основная функция научного стиля - передача информации, объяснение научных результатов,  здесь нужна точность, конкретность, однозначность).

г) - Какую роль синонимы  играют в нашей речи? (обогащают, придают ей выразительность, устраняют повтор слов).

Фиолетовый  (баклажановый, сиреневый, лиловый)

Красный (багровый, багряный, алый, пунцовый, пламенный, рубиновый, огненный, кровавый, пурпурный).

Желтый (золотой, золотистый, лимонный, солнечный, янтарный, песочный).

Синий (бирюзовый,  голубой,  сапфировый, небесно-голубой, лазурный, небесный, васильковый)

Зеленый  (изумрудный, малахитовый, салатовый, травяной).

 

  1. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы. На месте пропусков вставить прилагательное.

 (……)  (……)   снежинки закружились в воздухе. Наконец снег      пов(   )лил  (……) хлопьями, зат( )нул  окрес( )ность  (……)  пеленой. В один миг ветви  (……)  сосен  ( )делались  (……),  (……).  В (……)  л( )су  наступила тишина.  Из  (……)  неба сыпал и сыпал на землю  (……)  пух зимы.  В  (……)  воздух( )  дрожала  (……) пыль.

 

 

 

                                              СТИЛИ  РЕЧИ

Официально-деловой стиль включает в себя различные документы: от государственных актов до деловой переписки. К основным внутристилевым чертам относится ясность, точность, предписывающий характер, полнота и объективность высказывания, конкретность, четкость формулировок. Основное назначение документов – информировать о бесспорных фактах.

Научный стиль используется в области науки и техники. Основными внутристилевыми чертами являются – логичность, объективность и точность в отличие от речи художественной.  Научное изложение рассчитано на логическое, а не эмоционально-чувственное восприятие.  Научный стиль характеризуется точной и сжатой информацией. Содержание научного сообщения – это описание фактов, явлений действительности, их изучение и объяснение. Задача научного произведения – доказательство определенных положений и гипотез, их аргументация, системность изложения. Поэтому научное произведение в основном состоит из цепи рассуждений и доказательств. Основные черты научного стиля: точность, ясность и лаконичность в выражении мыслей.

Цель научное речи – доказательное изложение научной информации, точное и строго логичное изложение мыслей.

Художественный стиль. Важнейшие стилевые черты художественной речи: а) образность, б) эмоциональность.  Цель художественной речи – образное отображение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит образами. Анализируя действительность, он запечатлевает жизнь в картинах, в образах людей. а) С помощью слов автор рисует художественные образы, картины. б) Эмоциональное воздействие художественной речи на читателя достигается, прежде всего,  характером изображения персонажей. Писатель так изображает героев, что вызывает у нас различное отношение к ним.

 

 

 

 

Категория: Русский язык, литература | Добавил: Администратор
Просмотров: 52 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА